Слайды и текст этой онлайн презентации
Слайд 1
Культура России в XVI в.
Слайд 2
Грамотность, книжное дело
Первые учебники по грамматике, арифметике, словари – «Азбуковники»
1564 г. – начало книгопечатания в России, Иван Фёдоров и Пётр Мстиславец
«Апостол» - 1564
«Часослов» - 1565
первый букварь -1574
Слайд 3
Литература
летописи: Новый летописный свод,
Никоновская летопись (сер. 16 в.),
Лицевой летописный свод (16 в.)
историко-литературные произведения:
«Великие Четьи минеи»,
Степенная книга (митрополит Макарий)
бытовой жанр: «Домострой» (протопоп Сильвестр)
публицистика: «Сказание о князьях Владимирских»,
переписка Ивана Грозного с Андреем Курбским,
сочинения Ивана Пересветова,
М. Башкина, Ф.Косого
Слайд 4
ВЕЛИКИЕ МИНЕИ ЧЕТЬИ — свод из 12 месячных книг (миней), своеобразная рукописная энциклопедия древнерусской духовной книжности XVI в., включающая оригинальные и переводные памятники, главным образом житийные и риторические, церковно-учительные слова и другие сочинения отцов церкви. ВМЧ были созданы по инициативе митрополита Макария как своеобразный многотомный сборник “всех книг четьих”, “чтомых” на Руси (преимущественно “святых”, предназначавшихся для “душеполезного” чтения). Состав их, подобранный и утвержденный церковью, должен был регламентировать годовой “круг чтения” на каждый день.
Слайд 5
«Степенная книга» - памятник русской исторической литературы. Была составлена по инициативе митрополита Макария духовником Ивана IV Васильевича Грозного Андреем (будущий митрополит Афанасий) между 1560 и 1563 годами. «Степенная книга» была попыткой систематического изложения русской истории. Разделена на 17 граней или степеней и охватывает время от княжения Владимира Святославича «святого» до Ивана IV (включительно). В «Степенной книге» прославляется московская монархия и утверждается идея о божественном происхождении самодержавной власти. «Степенная книга» связывает происхождение царствующего рода с римским императором Августом, наследниками которого объявлялись киевские, а затем владимирские и московские князья. Второй комплекс идей «Степенной книги» посвящен союзу светской и духовной власти. Описания русских князей и правителей носят житийный характер (славословие их «святых подвигов» и «истинного благочестия»), в каждую грань включено и жизнеописание «святейших» из русских митрополитов. «Степенная книга» была в 16—17 вв. одним из наиболее популярных исторических произведений. Сюжеты её оказали большое воздействие на монументальную настенную живопись 16—17 вв. (роспись 1564—1565 московского Архангельского собора и др.).
Слайд 6
"ДОМОСТРОЙ",
памятник русской литературы
16 в., свод житейских правил и наставлений,
своеобразная энциклопедия
русского патриархального
домашнего быта.
Составлен при участии священника
Сильвестра.
Слайд 7
Домострой
Полное название «Книга, называемая «Домострой»,
содержащая в себе полезные сведения, поучения и
наставления всякому христианину — мужу, и жене, и детям, и слугам, и служанкам»),
свод советов и правил,
определявших все стороны жизни русского человека XVI в., поражающий нас сегодня почти неправдоподобной
одухотворенностью даже мельчайших бытовых деталей.
Слайд 8
«Домострой» не просто сборник советов — перед читателем развертывается грандиозная картина идеально воцерквленного семейного и хозяйственного быта.
«Домострой» создан в 1-й пол. царствования
Ивана Грозного. Авторство окончательного текста
связывают с именем сподвижника и наставника
Ивана Грозного благовещенского иерея
Сильвестра. «Домострой» состоит из трех частей:
об отношении русского человека к Церкви и
царской власти;
о внутрисемейном устроении;
об организации и ведении домашнего хозяйства
Слайд 9
Архитектура
Церковь Воскресения в с. Коломенское (1532 г.)
Архангельский собор Московского Кремля (Алевиз Новый)
Покровский собор на Рву (собор Василия Блаженного), Барма и Постник
Белый Кремль, Смоленский Кремль (Фёдор Конь)
Слайд 15
Ремесло
Андрей Чохов,
«Царь-пушка»,
1586 г.
Слайд 16
Царь-пушка считается одной из основных достопримечательностей Кремля в Москве. Это величайший памятник русской артиллерии. Мало найдется иностранных туристов, покинувших Москву, не взглянув на пушку.
Будучи самым крупнокалиберным орудием в мире, царь-пушка находится в книге рекордов Гиннеса. В 1586 г. в Москву пришло тревожное известие: на город движется крымский хан со своей ордой.
В связи с этим, русский мастер Андрей Чохов отлил огромное по размерам орудие, которое стреляло каменной картечью и было предназначено для защиты Кремля.
Изначально пушку установили на возвышенности для защиты моста через Москву-реку и обороны Спасских ворот. Однако хан не дошел до Москвы, поэтому горожане так и не увидели, как бьет орудие, именуемое за свои размеры царь-пушкой. В XVIII в. пушку переместили в Московский Кремль, и с тех пор она не покидала его пределы.