Слайды и текст этой онлайн презентации
Слайд 1
Технология подготовки
к написанию ЭССЕ
Слайд 2
Эссе
Прозаическое произведение небольшого объема и свободной композиции, выражающее индивидуальные впечатления и соображения по конкретному поводу или вопросу и заведомо не претендующее на определенную или исчерпывающую трактовку предмета.
Слайд 3
Эссе
Предполагает новое, субъективно окрашенное слово о чем-либо.
Эссеистический стиль отличается образностью, афористичностью и установкой на разговорную интонацию и лексику.
Слайд 4
Критерии ответа на задание по выбору (С 8)
Развернутый , но достаточно компактный;
Составленный с опорой на материал обществоведческого, исторического курса;
Опирающийся на факты общественной жизни и собственной жизненной позиции;
Представляющий свою позицию по данному вопросу;
Аргументированный.
Слайд 5
Особенности эссе как литературного жанра
1. Особенности объема Как правило, это небольшая работа
2. Индивидуальность работы Субъективные, личные впечатления и соображения на заданную тему.
3. Особенности стиля Образность, афористичность, разговорные интонации и лексика.
Слайд 6
Особенности эссе как литературного жанра
4. Особенности композиции Композиция свободна, однако это не предполагает ее полное отсутствие;
Последовательность изложения, как правило, подчинена только внутренней логике авторских размышлений, мотивировки, связки между частями текста часто носят в эссе ассоциативный характер;
Слайд 7
Особенности эссе как литературного жанра
4. Особенности композиции Особый синтаксис – множество неполных предложений, вопросительные и восклицательные конструкции;
В пунктуации – многоточия, будто приглашение к соразмышлению.
Слайд 8
Основные части эссе в классической последовательности
Вступление
Суть и обоснование выбора данной темы;
Освещение того, что вы предполагаете сделать в эссе (ваши цели), и то, что в ваше эссе не войдет (обозначить рамки рассуждений).
Слайд 9
Основная часть
Развитие темы: аргументированное раскрытие темы на основе изученного материала.
Заключительная часть
Обобщение и аргументированные выводы по теме.
Слайд 10
Вступление Основная часть Заключение
1. Для меня эта фраза является ключом к пониманию… Во-первых…
Во вторых…
В третьих… Таким образом…
2. Выбор данной темы продиктован следующими соображениями… Рассмотрим несколько подходов… Например… Подведем общий итог рассуждений…
Слайд 11
Вступление Основная часть Заключение
3. Поразительный простор для меня открывает это короткое высказывание… Проиллюстрируем это положение следующим примером… Итак,…
4. Никогда не думал, что меня заденет за живое идея о том, что… Для полемического эссе: С одной стороны, … С другой стороны,… Именно поэтому яне могу согласиться с автором высказывания…
Слайд 12
Технология ПОПС-формулы в подготовке к написанию Эссе
Для выдвижения аргументов в основной части эссе можно воспользоваться так называемой ПОПС- формулой:
П – положение (утверждение);
О - объяснение (потому. что…);
П – пример, иллюстрация – Например…;
С - суждение (итоговое) – Таким образом…
Слайд 13
ПОПС-формула
П – ПОЗИЦИЯ (в чем заключается ваша точка зрения).
О – ОБОСНОВАНИЕ
(на чём вы обосновываетесь, довод в поддержку вашей позиции)
П – ПРИМЕР (факты,
иллюстрирующие ваш довод)
С – СЛЕДСТВИЕ (вывод, что надо сделать, призыв к принятию вашей позиции). Я считаю, что…
…потому, что…
…например, …
… поэтому…
Слайд 14
Алгоритм написания эссе:
Внимательно прочтите все темы (высказывания), предлагаемые для написания эссе;
Выберите ту, которая будет отвечать нескольким требованиям: а) интересна вам; б) вы понимаете смысл этого высказывания; в) по данной теме вам есть что сказать (вы знаете термины, можете привести примеры, имеете личный опыт и т.д.);
Определите главную мысль высказывания (о чем оно?), для этого воспользуйтесь приемом перифраза (скажите то же самое, но своими словами);
Слайд 15
Набросайте аргументы «за» и «против» данного высказывания (если вы наберете аргументы и «за» и «против» афоризма, взятого в качестве темы, ваше эссе может носить полемический характер;
Для каждого аргумента подберите примеры, факты, ситуации из жизни, личного опыта и т.д.;
Подумайте, какие литературные приемы вы будете использовать, чтобы сделать язык вышего эссе более интересным, живым (сравнения, аналогии, эпитеты и т.п.);
Слайд 16
Распределите подобранные аргументы и/или контраргументы в последовательности (это будет ваш условный план);
Придумайте вступление к рассуждению (в нем можно написать, почему вы выбрали это высказывание, сразу определить свою позицию, задать свой вопрос автору цитаты и т.д.);
Изложите свою точку зрения в той последовательности, которую вы наметили;
Сформулируйте общий вывод работы и, если необходимо, отредактируйте ее;
Слайд 17
Редактирование предполагает проверку работы по следующим направлениям:
Структура (проверьте, есть ли логическая связь между частями эссе);
Искренность тона (избегайте слишком эмоциональных прилагательных и наречий);
Единство стиля (важно определиться, чтобы в работе вы не перескакивали с научного стиля на публицистический, разговорный и наоборот);
Слайд 18
Объем эссе (работа должна быть краткой, сокращайте все лишнее);
Привлекательность вашей работы, ее индивидуальность (есть ли в вашей работе что-то особенное, позволяющее выбиться из ряда других работ).
Слайд 19
На что стоит обратить внимание при написании эссе:
Стоит заметить, что в гуманитарном образовании не существует абсолютно правильных или неправильных ответов на вопросы, как это бывает в физике или математике – существуют только более или менее аргументированные точки зрения.
Слайд 20
Окончательная отметка (балл) за эссе, как правило, проставляется за идеи, собственные суждения учащихся и их аргументацию.
При выдвижении собственной позиции в центре внимания оказывается:
- Способность (возможность) учащегося критически и независимо оценивать круг данных и точки зрения/аргументацию других.
Слайд 21
- умение дифференцировать, что является более, а что менее важным.
- умение понимать аналитические подходы и модели.
- готовность дифференцировать противоположные подходы и модели и их применение к эмпирическому материалу, дискуссии о принципиальным вопросам.
Выигрывают те работы, которые написаны коротко, четко и ясно.
Слайд 22
Чего следует избегать при написании эссе:
Непонимание сути заявленной темы.
Отсутствие структурированности в изложении.
Неумения придерживаться ответа на основной вопрос (пространных отвлечений от темы).
Использование риторики (утверждений) вместо аргументации (доказательств).
Слайд 23
Небрежного оперирования данными, включая чрезмерное обобщение.
Слишком обширный описательной части, не подкрепленной аналитическим материалом.
Изложение других точек зрения без ссылок на авторов данных идей и без высказывания собственной позиции.
Повторов без необходимости.
Слайд 24
Технологическая цепочка написания эссе:
Постановка проблемы (знакомство с проблемой, заложенной в предлагаемой для написания эссе);
Обдумывание проблемы (определение содержания: идеи, примеры, их иллюстрирующие);
Планирование эссе;
Написание эссе;
Проверка и редактирование работы;