Слайды и текст этой онлайн презентации
Слайд 1
Урок литературы в 10 классе
Тема: Воздух эпохи в романе И.С.Тургенева «Отцы и дети»
Слайд 2
Задачи урока:
Дать характеристику эпохи на материале романа;
Познакомить с новой для учащихся функцией пейзажа;
Воспитывать интерес к чтению художественных произведений и творчеству И.С.Тургенева.
Слайд 3
Роман написан
в 1861 г.
Время действия – 1855 – 1861 гг.
Слайд 4
Аристократическая молодёжь училась «для себя» Учение ради учения, расширения кругозора
Разночинцы. Важно получить профессию, которая будет обеспечивать жизнь. На первом месте материализм.
Крепостнический строй
Развитие капиталистических отношений. Особенно остро стоит вопрос об освобождении крестьян
Слайд 5
Новый герой
Тургенев усиленно ищет нового героя. Он понимает, что в дворянской среде такого героя нет. Новый герой – человек энергичный, человек дела, разночинец – демократ.
Вот такого нового человека писатель и решил сделать главным героем своего романа «Отцы и дети».
Слайд 6
«отцы» и «дети»
Люди 40-х гг., либеральные дворяне, аристократы.
Николай Петрович и Павел Петрович
Кирсановы
«шестидесятники», разночинцы – демократы.
«новый человек»
Базаров
Слайд 8
Кольцевая композиция
Через неё показана эволюция героя
Создаётся великолепный эффект: к тем же людям в схожие ситуации во второй половине романа приходит новый Базаров, познавший сомнение, мучительно старающийся сохранить свою теорию, спрятаться за ней от сложности реального мира.
Слайд 9
Задание:
В 1–ой главе найдите дату, указывающую на время действия в романе.
Слайд 10
20 мая 1859 года Какие же вопросы возникают в связи с этой датой?
Слайд 11
Вопросы к уроку
Что это за эпоха?
Каково положение крестьян?
Как продвигается вперед дело «великих реформ»?
Каковы взаимоотношения крестьян с помещиками?
Слайд 12
Задание
Прочитайте отрывок из 3–ей главы,
начинающийся со слов:
«…Места, по которым они проезжали…»
Слайд 13
Каков пейзаж? Как изображает его писатель?
Слайд 17
Особенности пейзажа:
Отсутствие в начале описания ярких эпитетов, тем самым писатель концентрирует внимание на положении крестьянства
Даются косвенные признаки нищеты: обрытые берега, худые плотины,…,покосившиеся кресты на церквях, обтерханные мужички, исхудалые, словно обглоданные, коровы
Белый призрак зимы
Слайд 18
Выводы
Все художественные средства подчинены одной цели– показать невыносимую жизнь крестьян.
Средства даны таким образом, что становиться ясно: преобразования необходимы.
Слайд 19
Функции пейзажа
Описание места действия
Создание нужного настроения, для дальнейшего восприятия текста
Воздействие природы на формирование личности героя
Слайд 20
Социальная функция
Пейзаж имеет еще одну функцию– социальную. Для такого пейзажа характерно не изображение многокрасочной всесторонней жизни природы, а преобладание тускло–серой цветовой гаммы. Точная и ясная целевая установка заставляет автора отбирать лишь то, что прямо или косвенно связано с условиями жизни человека.
Слайд 22
Задание
Проанализируйте разговор Николая Петровича с Аркадием
(отрывок из 3–ей главы)
Слайд 23
Вопросы к уроку
Что это за эпоха?
Каково положение крестьян?
Как продвигается вперед дело «великих реформ»?
Каковы взаимоотношения крестьян с помещиками?
Слайд 24
Бедственное положение крестьян;
Каждая сторона соблюдает свои интересы, поэтому вряд ли все смогут быть довольны результатами реформ;
Крестьяне уже не платят оброк, а помещики боятся применить силу, надеясь, что в свой срок всё благополучно разрешится.
Слайд 25
Запишите выводы
Роман писался в годы революционной ситуации, когда крепостническая система трещала по всем швам.
Вопрос об отношении к «крестьянской реформе» расколол общество.
Реформа 1861 г. Не удовлетворила никого.
Как только роман вышел в свет, о нём все заговорили. Спор в основном шёл по образу Базарова.
Слайд 26
…Точно и сильно воспроизвести истину, реальность жизни есть величайшее счастье для литератора, даже если эта истина не совпадает с его собственными симпатиями.
Слайд 27
Литература и Интернет - ресурсы
Тургенев И. С. Избранные сочинения. / Библиотека учителя /. — М. , Худож. литер. , 1987.
История русского искусства. В 2-х томах. — М., Госиздат “Искусство”, 1960.
Мельникова Е. Л. Проблемный урок, или как открывать знания с учениками: Пособие для учителя. – М., АПК и ПРО, 2002.
http://festival.1september.ru/
http://school - collection.edu.ru/catalog/teacher/
http://www.wikipedia.ru