Презентация - Урок пресс-конференция «Радиоактивные изотопы и их биологическое действие»

Урок пресс-конференция «Радиоактивные изотопы и их биологическое действие»Урок пресс-конференция «Радиоактивные изотопы и их биологическое действие»Урок пресс-конференция «Радиоактивные изотопы и их биологическое действие»Урок пресс-конференция «Радиоактивные изотопы и их биологическое действие»Урок пресс-конференция «Радиоактивные изотопы и их биологическое действие»Урок пресс-конференция «Радиоактивные изотопы и их биологическое действие»Урок пресс-конференция «Радиоактивные изотопы и их биологическое действие»Урок пресс-конференция «Радиоактивные изотопы и их биологическое действие»Урок пресс-конференция «Радиоактивные изотопы и их биологическое действие»Урок пресс-конференция «Радиоактивные изотопы и их биологическое действие»Урок пресс-конференция «Радиоактивные изотопы и их биологическое действие»Урок пресс-конференция «Радиоактивные изотопы и их биологическое действие»Урок пресс-конференция «Радиоактивные изотопы и их биологическое действие»Урок пресс-конференция «Радиоактивные изотопы и их биологическое действие»Урок пресс-конференция «Радиоактивные изотопы и их биологическое действие»Урок пресс-конференция «Радиоактивные изотопы и их биологическое действие»Урок пресс-конференция «Радиоактивные изотопы и их биологическое действие»Урок пресс-конференция «Радиоактивные изотопы и их биологическое действие»Урок пресс-конференция «Радиоактивные изотопы и их биологическое действие»Урок пресс-конференция «Радиоактивные изотопы и их биологическое действие»Урок пресс-конференция «Радиоактивные изотопы и их биологическое действие»Урок пресс-конференция «Радиоактивные изотопы и их биологическое действие»Урок пресс-конференция «Радиоактивные изотопы и их биологическое действие»Урок пресс-конференция «Радиоактивные изотопы и их биологическое действие»Урок пресс-конференция «Радиоактивные изотопы и их биологическое действие»







Слайды и текст этой презентации

Слайд 1

Урок пресс-конференция, посвящённый годовщине аварии на Чернобыльской АЭС
«Мой мертвый город, ты так странно жив. - Заполонив проспекты и бульвары, деревья заселяют этажи жилых домов и зрительные залы…» Любовь Сирота
1

Слайд 2

Тема урока: Радиоактивные изотопы и их биологическое действие.
Цели урока: 1. Сформировать у обучающихся понятия: а)активность радиоактивного изотопа б)экспозиционная доза излучения в)поглощенная доза излучения г)эквивалентная доза облучения 2. Раскрыть положительные и отрицательные стороны явлений, связанных с радиацией. 3. Повторить и систематизировать знания изученного материала по теме «Радиоактивность» 4. Продолжить развитие мышления обучающихся, умения самостоятельно приобретать знания, анализировать и делать обобщения. 5. Продолжить развитие внимания, памяти. Дидактическая задача: Формирование целостной системы ведущих знаний и способов действий по теме, установление внутри предметных и межпредметных связей. Оборудование: мультимедийная установка, план конференции, плакаты, схемы, формулы, таблица Д.И. Менделеева. Тип урока: Обобщение и систематизация знаний по теме «Радиоактивность». Вид урока: Пресс-конференция.
2

Слайд 3

Чернобыль — небольшой город, расположенный на берегу Киевского водохранилища, между реками Уж и Припять, город, утопающий в зелени лесов. Это был город-сад! Красивые бульвары и много зелени сделали его приятным местом отдыха.

Слайд 4

Чернобыль
В 1970-х годах в 10 км от Чернобыля была сооружена первая на Украине атомная электростанция.
4

Слайд 5

26 апреля 1986 год на одном из реакторов Чернобыльской АЭС произошла печально знаменитая Чернобыльская авария, ставшая крупнейшей катастрофой в истории ядерной энергетики.

Слайд 6

Все работы велись вручную. Ликвидаторы в противогазах и костюмах из свинца сгребали лопатами и выбирали руками куски радиоактивного вещества, сбрасывали их в сгоревший реактор. После очистки территории начались работы по сооружению над реактором саркофага (огромной коробки) с целью недопущения утечки радиации.

Слайд 7

Сразу же после катастрофы погиб 31 человек, а 800 тыс. ликвидаторов, принимавших участие в тушении пожаров и расчистке, получили высокие дозы радиации. Радиоактивному облучению подверглись почти 8 млн. 400 тыс. жителей Белоруссии, Украины и России. Загрязненными оказались около 155 тыс. кв. км территории. Почти 404 тыс. человек были переселены.

Слайд 8

Мертвый город

Слайд 9

9

Слайд 10


Академик Иванов Академик Иванов
1896 год А. Беккерель обнаружил собственное излучение солей урана Мария Складовская - Кюри обнаружила подобное излучение у Th (тория)
1897 год Мария и Пьер Кюри Кюри открыли Ро (полоний) и Rn (радон)
1898 год Э. Резерфорд установил сложный состав радиоактивного излучения
α лучи - 24Н ядра гелия β лучи- -10е электроны γ лучи - электромагнитные волны высокой частоты α лучи - 24Н ядра гелия β лучи- -10е электроны γ лучи - электромагнитные волны высокой частоты
1902-1903 г Э. Резерфорд и Ф. Содди N= N0*2-t/T ЗАКОН РАДИОАКТИВНОГО РАСПАДА Т – период полураспада Изотоп йода 131I Т = 8,05 суток Изотоп цезия 137Cs Т = 30,2 года 134Cs Т = 2,062 года 1902-1903 г Э. Резерфорд и Ф. Содди N= N0*2-t/T ЗАКОН РАДИОАКТИВНОГО РАСПАДА Т – период полураспада Изотоп йода 131I Т = 8,05 суток Изотоп цезия 137Cs Т = 30,2 года 134Cs Т = 2,062 года

Слайд 11

Слайд 12

Радиометрист Радиометрист Радиометрист
Активность радиоактивного изотопа - число распадов атомов в 1 с A= Активность радиоактивного изотопа - число распадов атомов в 1 с A= Активность радиоактивного изотопа - число распадов атомов в 1 с A=
1 Бк = 1 распад / с (Бк) - «беккерель» 1 Бк = 1 распад / с (Бк) - «беккерель» 1 Бк = 2,7 *10-11 Ки (1 Ки) – «кюри» 1 Ки = 3,7 * 101 0 Бк
Загрязнение территории: Загрязнение территории: Загрязнение территории:
1 Ки - нет ограничений нет ограничений
5 Ки - практически нет ограничений практически нет ограничений
15 Ки - Контроль за с/х продукцией Контроль за с/х продукцией
40 Ки - Прекращается с/х производство. Прекращается с/х производство.
ЭВАКУАЦИЯ ЭВАКУАЦИЯ
С учётом облучения, дыхания, приёмом заражённой пищи С учётом облучения, дыхания, приёмом заражённой пищи С учётом облучения, дыхания, приёмом заражённой пищи
При 15 Ки/км2 (цезий – 137,5 ; стронций - 90) – ограничения 0,1 Ки/км2 (плутоний 239 ; 240) При 15 Ки/км2 (цезий – 137,5 ; стронций - 90) – ограничения 0,1 Ки/км2 (плутоний 239 ; 240) При 15 Ки/км2 (цезий – 137,5 ; стронций - 90) – ограничения 0,1 Ки/км2 (плутоний 239 ; 240)

Слайд 13


Метеоролог Метеоролог
Экспозиционная доза -степень ионизации воздуха под действие радиации Экспозиционная доза -степень ионизации воздуха под действие радиации
D = Еg / т, (Р) «рентген» где Еg - суммарный заряд всех ионов одного знака, образованных в воздухе массой т
1Р = 2,58*10 -4 Кл/кг это такая доза, когда на 1 см3 воздуха образуется столько ионов, что их суммарный заряд равен 1 ед. заряда СГСЕ или 3.34* 10-10 Кл
1 Кл/кг = 3,88* 103 Р
Природный ﻻ фоном - 10 мк Р/ч. Природный ﻻ фоном - 10 мк Р/ч.
выше 20мР/ч - зона отчуждения
20-5 мР/ч - зона эвакуации
5-ЗмР/ч - зона жёсткого контроля и временного отселения детей и беременных женщин
норматив 10 бэр/год - аварийное облучение человек получает при 5 мР/ч норматив 10 бэр/год - аварийное облучение человек получает при 5 мР/ч

Слайд 14

Радиолог Радиолог
Поглощённая доза излучения - это отношение поглощённой энергии Е ионизирующих лучей к массе облученного тела: D = Е / т, измеряется в грэях 1Гр=1Дж/1Кг Поглощённая доза излучения - это отношение поглощённой энергии Е ионизирующих лучей к массе облученного тела: D = Е / т, измеряется в грэях 1Гр=1Дж/1Кг
2 мГр природный газ
1 Гр «порог», выше - облучение
1 – 2,5 Гр «заболеть – не заболеть»
2,5 - 6 Гр «выздороветь – умереть»
3 Гр «все заболевают»

Слайд 15

Биофизик Биофизик
Клетка- основная структура и функциональная единица живого организма Клетка- основная структура и функциональная единица живого организма
молекулы атомы
Наиболее радиочувствительны (радиопоражаемы) клетки : костного мозга лимфоидной ткани, половые клетки, эпителий желудочно- кишечного тракта Наиболее радиочувствительны (радиопоражаемы) клетки : костного мозга лимфоидной ткани, половые клетки, эпителий желудочно- кишечного тракта
Эквивалентная доза облучения - измеряется в «зивертах» вместо «бэров» (биологического эквивалента рентгена): 1 Зв=100 бэр
Естественный радиационный фон около 2мЗв в год
W –взвешивающий коэффициент
W = 0,12 - костный мозг, лёгкие
W= 0,03 - щитовидная железа
ЭДД - «эффективная эквивалентная доза»

Слайд 16

Медик - генетик Медик - генетик
В клетке человека - 46 хромосом В клетке человека - 46 хромосом
ДНК гены 46 = 2*23 пары сходных хромосом
Норма - По 23 хромосомы в гамете
Нарушения - 22 или 24
Последствия - мутация генов
Синдром дауна Мёртворождённые Нет иммунитета

Слайд 17

Слайд 18

Газета «Комсомольская правда»
вопрос биофизику: В первые дни после аварии на Чернобыльской АЭС руководители здравоохранения убеждали нас, что ничего страшного не произошло. Между тем некоторые средства массовой информации назвали тогда Киев «советской Хиросимой». Конечно, это была метафора. И всё же, насколько она соответствует действительности ?
18

Слайд 19

Газета «Аргументы и факты»
Вопрос радиологу: Со дня аварии на ЧАЭС минуло уже достаточно лет. Какие сделаны статистические выводы о влиянии малых доз радиации на здоровье людей, которых в своё время упрекали в «радиофобии»?
19

Слайд 20

Журнал «Наука и жизнь»
Вопрос медику-генетику: Если в силу каких-либо причин произошло радиоактивное загрязнение нашей территории, то какие советы и рекомендации вы можете дать, уменьшить опасность сильного поражения?
20

Слайд 21

Газета «Смена»
Вопрос метеорологу: Чернобыльская катастрофа - крупномасштабная радиационная авария: она нанесла сильную психологическую травму значительной части населения. Каково в связи с этим будущее атомной энергетики?
21

Слайд 22

Газета « О студентах. ru»
Вопрос всем участникам конференции: Опасны ли атомные электростанции?
22

Слайд 23

Журнал «Собеседник»
Вопрос академику: Обычно строительство АЭС обосновывают необходимостью преодолеть наступающий топливный кризис. Так ли это?
23

Слайд 24

Альтернативные источники энергии

Слайд 25

Информация о домашнем задании:
1). § 22.9, 22.10 Учебник НиСПО «Физика для профессий и специальностей технического профиля» В.Ф. Дмитриева. 2). Заметка, статья по теме «Радиоактивность».
25