Презентация - Комментарий художественного текста А.С. Пушкин «Пророк»

Комментарий художественного текста А.С. Пушкин «Пророк»Комментарий художественного текста А.С. Пушкин «Пророк»Комментарий художественного текста А.С. Пушкин «Пророк»Комментарий художественного текста А.С. Пушкин «Пророк»Комментарий художественного текста А.С. Пушкин «Пророк»Комментарий художественного текста А.С. Пушкин «Пророк»Комментарий художественного текста А.С. Пушкин «Пророк»Комментарий художественного текста А.С. Пушкин «Пророк»Комментарий художественного текста А.С. Пушкин «Пророк»Комментарий художественного текста А.С. Пушкин «Пророк»Комментарий художественного текста А.С. Пушкин «Пророк»Комментарий художественного текста А.С. Пушкин «Пророк»Комментарий художественного текста А.С. Пушкин «Пророк»Комментарий художественного текста А.С. Пушкин «Пророк»Комментарий художественного текста А.С. Пушкин «Пророк»Комментарий художественного текста А.С. Пушкин «Пророк»Комментарий художественного текста А.С. Пушкин «Пророк»Комментарий художественного текста А.С. Пушкин «Пророк»Комментарий художественного текста А.С. Пушкин «Пророк»Комментарий художественного текста А.С. Пушкин «Пророк»Комментарий художественного текста А.С. Пушкин «Пророк»Комментарий художественного текста А.С. Пушкин «Пророк»Комментарий художественного текста А.С. Пушкин «Пророк»Комментарий художественного текста А.С. Пушкин «Пророк»Комментарий художественного текста А.С. Пушкин «Пророк»Комментарий художественного текста А.С. Пушкин «Пророк»Комментарий художественного текста А.С. Пушкин «Пророк»Комментарий художественного текста А.С. Пушкин «Пророк»Комментарий художественного текста А.С. Пушкин «Пророк»Комментарий художественного текста А.С. Пушкин «Пророк»







Слайды и текст этой презентации

Слайд 1

А. С. Пушкин. «Пророк»
Комментарий художественного текста

Слайд 2


Тип комментария: Лексический / Символический / Мифопоэтический
15. И он к устам моим приник, 16. И вырвал грешный мой язык, 17. И празднословный и лукавый, 18. И жало мудрыя змеи 19. В уста замершие мои 20. Вложил десницею кровавой. 21. И он мне грудь рассек мечом, 22. И сердце трепетное вынул, 23. И угль, пылающий огнем, 24. Во грудь отверстую водвинул. 25. Как труп в пустыне я лежал, 26. И Бога глас ко мне воззвал: 27. «Восстань, пророк, и виждь, и внемли, 28. Исполнись волею моей, 29. И, обходя моря и земли, 30. Глаголом жги сердца людей».
1. Духовной жаждою томим, 2. В пустыне мрачной я влачился, 3. И шестикрылый серафим 4. На перепутье мне явился. 5. Перстами легкими как сон 6. Моих зениц коснулся он. 7. Отверзлись вещие зеницы, 8. Как у испуганной орлицы. 9. Моих ушей коснулся он, — 10. И их наполнил шум и звон; 11. И внял я неба содроганье, 12. И горний ангелов полет, 13. И гад морских подводный ход, 14. И дольней лозы прозябанье.
А. С. Пушкин. «Пророк». Точки непонимания

Слайд 3

А. С. Пушкин. «Пророк». Гипертекстовый комментарий
1. Духовной жаждою томим, 2. В пустыне мрачной я влачился, — 3. И шестикрылый серафим 4. На перепутье мне явился. 5. Перстами легкими как сон 6. Моих зениц коснулся он. 7. Отверзлись вещие зеницы, 8. Как у испуганной орлицы. 9. Моих ушей коснулся он, — 10. И их наполнил шум и звон; 11. И внял я неба содроганье, 12. И горний ангелов полет, 13. И гад морских подводный ход, 14. И дольней лозы прозябанье. 15. И он к устам моим приник, 16. И вырвал грешный мой язык, 17. И празднословный и лукавый, 18. И жало мудрыя змеи 19. В уста замершие мои 20. Вложил десницею кровавой. 21. И он мне грудь рассек мечом, 22. И сердце трепетное вынул, 23. И угль, пылающий огнем, 24. Во грудь отверстую водвинул. 25. Как труп в пустыне я лежал, 26. И Бога глас ко мне воззвал: 27. «Восстань, пророк, и виждь, и внемли, 28. Исполнись волею моей, 29. И, обходя моря и земли, 30. Глаголом жги сердца людей».

Слайд 4

Пророк
Пророк (калька с греч. prophetos – «говорящий вместо [Бога]») – в теистических религиях – иудаизме, христианстве и исламе – посредник в общении между Единым Богом и людьми. Представление о П. формируется в древнейших текстах Библии – в Торе и Танахе в целом. Используемое в них ивритское слово нави, традиционно переводимое как «пророк», этимологизируется как «призванный» – призванный Самим Богом возглашать Его волю людям и наставлять их на путь истинный. Впервые термин нави применен к Аврааму (Быт 20:7). В отличие от языческих магов и гадателей П. не стремится воздействовать на высшие силы, в отличие от экстатических прорицателей не только предсказывает будущее, но и несет осмысленную Божью весть. П. всегда, даже в состоянии мистического экстаза, сохраняет собственное самосознание и чаще всего выполняет свою миссию добровольно, но иногда - и сверх своего желания, тем не менее четко осознавая необходимость своих действий. П. становится «устами Бога», а Бог говорит ему «устами к устам» и «явно, а не в гаданиях» (Чис 12:6-8). Ап. Петр пишет: «Никогда пророчество не было произносимо по воле человеческой, но изрекали Его святые Божий человеки, будучи движимы Духом Святым» (2 Пет. 1:22)
Энциклопедия «Религия»
Архимандрит Никифор. Библейская энциклопедия

Слайд 5

Духовная жажда
В Библии подобное словосочетание не встречается как точная цитата. В стихотворении Пушкина это перифраз библейских формул, обозначающих поиск истины. Блаженны алчущие и жаждущие правды, ибо они насытятся (Матф 5:6) 1 Жаждущие! идите все к водам; даже и вы, у которых нет серебра, идите, покупайте и ешьте; идите, покупайте без серебра и без платы вино и молоко. 2 Для чего вам отвешивать серебро за то, что не хлеб, и трудовое свое за то, что не насыщает? Послушайте Меня внимательно и вкушайте благо, и душа ваша да насладится (Ис 55:1-2)
Мифологическая энциклопедия

Слайд 6

Влачиться
ВЛЕЧЬ  - церк. влещи, а с предлогом влекать кого, что; влачить волокти, волочь, тащить; | силою уносить или утаскивать, как уносит вода, буря. Дух и плоть влекут человека в противные стороны. *Влачить дни свои, тягостно доживать годы. Влечь выражает насилие влекомому; влачить, неволю влекущаго. -ся, тащиться, волочиться. Не в вышину твои несутся крылья, а поземле влачатся за тобой. Взвлекать бремя на гору. Вовлечь кого в беду. Довлачить постылую жизнь. Завлечь неприятеля в засаду. Извлекай изо всего пользу. Навлекать на себя подозрение. Поток низвлекает валуны. Облекаться одеждой, вм. обвлекаться, а в народе оболокаться. Отвлекать кого от дела. Это дело повлечет за собою много хлопот. Подвлек ты меня под ответ. Перевлечь тяжесть. Привлечь слушателей. Провлачить время. Забавы развлекают. Совлечь с себя одежду, или совлечься одежды. Увлечь кого за собою. Увлекаться воображением. Влачение, влеченье ср. действ. по глаг., более употреб. в переносном знач., а волочить, волоченье - в прямом.
Словарь Даля

Слайд 7

Шестикрылый серафим
СЕРАФИМЫ (евр. серафим, «пылающие», «огненные») упоминаются в Библии только однажды, Ис 6:1-6, где о них говорится: «…у каждого из них по шести крыл: двумя закрывал каждый лице свое, и двумя закрывал ноги свои, и двумя летал. И взывали они друг ко другу и говорили: Свят, Свят, Свят Господь Саваоф! вся земля полна славы Его!» Назначение серафимов в иерархии небесных ангелов состоит в том, чтобы возносить хвалу святости Бога и осуществлять святые цели Бога на земле. Происхождение слова «серафим» и самого этого понятия не вполне ясно; некоторые считают, что оно означало змееподобную молнию, поскольку тем же словом в Числ. 21:6, 8 и Ис. 14:29 описываются огненные змеи в пустыне. Другие ученые связывают его с египетским словом “seref”, или «грифон», позаимствованным израильтянами. В библейском словоупотреблении серафимы ̶ это особый чин ангелов, которые поклоняются Богу и служат нуждам людей. В христианской мифологической традиции иерархия ангельских существ, разработанная Псевдо-Дионисием Ареопагитом (V или нач. VI в.) Девять ангельских чинов разбиты на три триады, каждая из которых имеет какую-либо особенность. Первая триада - серафимы, херувимы и престолы - характеризуется непосредственной близостью к Богу; Вторая триада - силы, господства и власти - подчеркивает божественную основу мироздания и мировладычества; Третья триада - начала, архангелы и собственно ангелы - характеризуется непосредственной близостью у человеку.
Энциклопедия «Кругосвет»
Мифологическая энциклопедия

Слайд 8

Перст
ПЕРСТ, а́, и (книжн. устар.) а, м. 1. Палец руки (ритор. или ирон.). Перста́ми легкими как сон моих зениц коснулся он. Пушкин. Пе́рсты, падшие на струны. Баратынский. Разыгранный Фрейшиц перста́ми робких учениц. Пушкин. Наш ментор - помните? колпак его, халат, перст указательный - все признаки ученья. Грибоедов. 2. перен. Указание, мистическое предопределение. Перст судьбы. Перст указующий.
Толковый словарь русского языка Ушакова

Слайд 9

Отверзать
ОТВЕРЗАТЬ, отверзти и отверзть что, открыть, отворить, раскрыть, растворить, распахнуть; отпереть, отомкнуть; дать доступ. Земля отверзает недра свои. Небо отверзло чудеса свои. Бог отверз ум его. Не отверсто сердце его благостыне. Не отверзай уст своих! -ся, страд. и ·возвр. по смыслу. Всяк замок ключом отверзается, всяка тайна явна содевается. Все хляби небесные отверзлись. Отверзанье, отверзенье, отверзтие окончат. действие по гл. Отверстие глаза, зрачок зеница, зенко.
Словарь Даля

Слайд 10

Вещий
прил. 1. нар.-поэт. Способный предвидеть, предсказывать будущее. 2. Свойственный человеку, способному предвидеть, предсказывать будущее. Содержащий предсказание, предвидение чего-л. 3. устар. Умный, мудрый (о человеке).
Толковый словарь Ефремовой

Слайд 11

Зеницы
ЗЕН’ИЦА, -ы, жен. (стар.). Глаз; зрачок. Как зеницу ока беречь кого (что) (устар. и высок.) оберегать тщательно, заботливо.
Словарь Ожегова

Слайд 12

Внимать
ВНИМАТЬ, внять чему, внимаю и внемлю, ·*архан. воймовать, сторожко слушать, прислушиваться, жадно поглощать слухом; усваивать себе слышанное или читанное, устремлять на это мысли и волю свою; слушаться, применять наставления к делу. -ся, ·стар. заниматься огнем, загораться. - во что. ·*твер., ·*пермяц. вступаться во что, браться за что, входить, мешаться в дело. Не внимайся в мое хозяйство. Внимание ·длит. внятие ·окончат. войм муж., ·об. действие по гл. Обрати внимание на это дело. Ты слушаешь без внимания все советы. Внимательный, внимчивый, вымчивый, обращаюший внимание, внемлюший, слушающий и замечающий. Внятливый, внимчивый и понятливый, толковый, дельный. Внимчивость, внимательность жен. свойство это, рвение или желание все услышать, узнать и усвоить себе; прилежание; внятливость, свойство ·по·прилаг. Внятный, понятный, вразумительный, ясный; или слышный, громкий, звучный, доступный слуху и понятиям, чувствам и разумению. Внятный голос. Он внятно толкует. Это внятная острастка. Внятность жен. свойство, качество, состояние внятного.
Словарь Даля

Слайд 13

Орлица
Статья «Орел» из энциклопедии «Мифы народов мира». Статья «Птицы» из энциклопедии «Мифы народов мира».

Слайд 14

Содроганье
1) Процесс действия по знач. глаг.: содрогаться). 2) Судорожное движение (от боли, сильного переживания и т. п.). 3) Сильное волнение, внутренний трепет. 
Словарь Ефремовой

Слайд 15

Горний
Г’ОРНИЙ, горняя, горнее (·церк.-книжн., ·поэт. ·устар.). Находящийся в вышине. «Горний ангелов полет.» Пушкин. Нравственно-возвышенный. Горние помыслы. 
Словарь Ушакова

Слайд 16

Гад
ГАД, -а, муж. 1. обычно мн. Пресмыкающееся или земноводное (устар. и прост.). 2. перен. Мерзкий, отвратительный человек, гадина (прост. презр.). прил. гадский, -ая, -ое (ко 2 знач.). 
Толковый словарь Ожегова

Слайд 17

Дольний
прил. устар. (а также дольный) 1) Соотносящийся по знач. с сущ.: дол, связанный с ним. 2) Земной (противоп.: небесный). 
Толковый словарь Ефремовой

Слайд 18

Лоза
Виноградная Лоза - Символ плодородия и жизни. Древа Жизни, а в некоторых традициях - Древо Познания. Иногда посвящается умирающим богам. Лоза с гроздьями винограда символизирует плодородие и страсть , дикая лоза - лживость и вероломство . В буддизме сплетенная лоза алчности и желания должна быть подрезана под самый корень . В христианстве Христос - истинная лоза, а последователи - ветви ее (Ев. от Иоанна, 15). Также она символизирует церковь и верующих. Изображенная как Древо Жизни с голубями, отдыхающими на его ветвях, виноградная лоза символизирует души, отдыхающие во Христе, и духовное плодородие. Лоза с колосьями хлеба символизирует евхаристию. В Египте виноградная лоза посвящена Озирису. В греко-римской традиции это дерево преимущественно считается символом Диониса (Бахуса), а также посвящено Аполлону. У евреев виноградная лоза символизирует народ Израиля как божьих избранников, а изображенная вместе с фиговым деревом - мир и изобилие. В шумеро-семитской мифологии посвящена Таммузу и Баалу и является атрибутом богини вина Гештинанны. 
Словарь символов

Слайд 19

Прозябанье
Прозябание, прозябение, сост. по глаг., рост, развитие растительности, пророст семени; || прозябение, растение, злак, былие, трава, овощ, дерево; раст, что растет на корне, прозябаемое ср. или царство прозябаемых, прозябаемое, растительное, все, что растет на чем-либо, укореняясь, от плесени до дуба и кедра. Прозябаемость ж. растительность или растен. Прозябать, а́ю, а́ешь, несов. Расти, прорастать (книжн. устар). 2. перен. Вести мало осмысленный, бесцельный образ жизни (разг. пренебр.). Толковый словарь русского языка Ушакова 
Словарь Даля

Слайд 20

Уста
Уста - ср. мн. устна (род. устен) влад. ниж. устне церк. рот человека; губы. Не сквернит в уста, а сквернит из уст. Целовать кого в уста. Отверзити, открыть уст(н)а, стать говорить . Заградить кому уста, заставить его молчать.  
Словарь Даля

Слайд 21

Приникать
ПРИНИКАТЬ, приникнуть, церк. приницати, пригнуться, при(на)клониться; присесть на ногах; припасть, прилечь; прижаться к чему; притаиться. Приникли, от бури, вершины дерев, поникли, склонились долу. Заяц во ржи приник, припал, притаился. Путники, приникнув под забором, уснули. Ребенок приник головкой к груди матери. Приниканье, приник, приника, действие по гл.   Приник, -ка, приют, убежище, где можно приютиться, приклонить голову. Ни укрыву, ни принику нет.   
Словарь Даля

Слайд 22

Празднословный
Празднословить, суесловить и пустословить. Весьма много-славятся попусту. Празднословная беседа, прозднословие ср. пустословие. Празднослов, -вец, празднословка, кто празднословит. 
Словарь Даля

Слайд 23

Лукавый
ЛУК’АВЫЙ, -ая, -ое, -ав. 1. Коварный, хитрый. Л. человек. Л. поступок. 2. Игривый, исполненный добродушной хитрости. Л. взгляд. Лукавая улыбка. Лукавый попутал (прост.) выражение сожаления, раскаяния по поводу неудачного, предосудительного или непонятного действия, поступка. От лукавого (книжн.) о ненужном мудрствовании, излишнем усложнении чего-н. Все эти сомнения от лукавого.   сущ. лукавость, -и, жен. 
Толковый словарь Ожегова

Слайд 24

Змей
Змей, рог изобилия (чаша), лев – это атрибуты римской богини Земли – Tellus Mater – Матери – Земли (связи восточных и античных религиозных образов с христианской символикой писали неоднократно), культ которой в эллинистический период сближается с культом малоазийской Кибелы (Кибела олицетворяет одну из четырех стихий – земли). Змеи и рог изобилия были атрибутами различных богинь-матерей, и в частности римской Bona Dea. Tellus Mater, как впрочем и Кибела, и Bona Dea не просто божество дикой необузданной природы, но и в то же время оно покровительствует упорядоченному миру человеческой культуры (дому, семье и проч.). Змей здесь вовсе не источник зла, скорее он символ мудрости, плодородия (как отмечают исследователи, само название «змея» образуется во многих, в т. ч. и славянских языка, от земли, хтоническая природа змея и обуславливает многие его свойства, напр. способность исцелять) и провидения, таков образ мудрого, способного к вечному обновлению змея в «Физиологах», которые в свою очередь опираются на библейские тексты и на представления о природе этих животных (в основном восходящие к античности), кроме того змей – символ благоразумия (Мф. 10, 16). Среди частей света змея, лев и скорпион олицетворяют Африку. Лев, который, как и змея, является с одной стороны персонификацией демонических сил природы, с другой – он символ Воскресения (и символ Христа), он также является атрибутом евангелиста Марка и многих святых (Иеронима, Адриана, Евфимия, Феклы). Но кроме того лев может быть воплощением смерти. Т.В. Чумакова. Символическое изображение земли в церкви Спаса на Нередице  В высшей степени сложный и универсальный символ. Змея и дракон часто взаимозаменяемы, а в странах Дальнего Востока между ними не делается различия. Символическое значение змеи поливалентно. Она может быть и мужского пола, и женского, а также самовоспроизводиться. Как существо убивающее она означает смерть и уничтожение; как существо, периодически меняющее кожу, - жизнь и воскресение. Свернувшаяся кольцами змея отождествляется с круговоротом явлений. Это и солнечное начало, и лунное, жизнь и смерть, свет и тьма, добро и зло, мудрость и слепая страсть, исцеление и яд, хранитель и разрушитель, возрождение духовное и физическое. 
Словарь символов

Слайд 25

Замершие
ЗАМЕРЕ'ТЬ, мру́, мрёшь, прош. за́мер, ерла́, ерло; -е́рший, ере́в, сов. (к замирать). 1. На мгновенье потерять способность произвольных движений, испытывая стеснение в сердце и дыхании (под влиянием сильного воздействия чего-н. на нервную систему). Он так и замер от ужаса. Удар грома был настолько силен, что все замерли. || Сжаться, на мгновение как бы прекратить свою деятельность (о сердце, дыхании). Сердце замерло. Дух замер. || Почувствовать стеснение в сердце и затаить дыхание под влиянием каких-нибудь сильных эмоций. З. от восторга. Рассказчика слушали, замерев от волнения. 2. Притаив дыхание, принять совершенно неподвижное положение. Часовой замер на месте. Замри! крикнул охотник псу, потешая детей. || перен. Стать неподвижным. Нож замер в руках хирурга. Уста замершие мои. Пшкн. 3. перен. Остановиться, прекратиться, перестать действовать (книжн.). Жизнь замерла и не слыхать ее. Взмскй. К часу ночи всё движение в городе замерло. 4. перен. О слове, речи: остаться непроизнесенным, не получить полностью воплощения в звучании (обычно в сочетании со словами: «на губах», «на устах», «на языке», «в груди»; книжн.). Слово замерло на устах. 5. О звуках: затихнуть, постепенно смолкая. Вдали замерли звуки флейты. 
Словарь Ушакова

Слайд 26

Десница
ДЕСНИЦА, –ы, ж. (стар. высок.). Правая рука, а также вообще рука. Карающая д. (перен.: о возмездии).   
Толковый словарь Ожегова

Слайд 27

Трепетный
ТРЕПЕТНЫЙ, трепетная, трепетное; трепетен, трепетна, трепетно (кратк. формы - устар.) (книжн. поэт.).   1. Дрожащий, колеблющийся. Трепетные крылья бабочки. Трепетный взор. Трепетный свет луны. В одну телегу впрячь не можно коня и трепетную лань. Пушкин. Вскоре мелькнул предо мною трепетный огонек. Тргнв. 2. Исполненный внутреннего трепета, трепещущий от какого-н. переживания (см. трепетать во 2 знач.). Сердце трепетно (нареч.) билось. Трепетное ожидание. 3. Дрожащий от страха, робкий, боязливый, запуганный. Рой подавленных и трепетных рабов завидовал житью последних барских псов. Некрасов. 
Толковый словарь Ушакова

Слайд 28

Восстань
ВСТАВАТЬ или восставать, воставать; встать или восстать, подыматься стоймя, становиться, переходить из сидячого или лежачого положения в стоячее; воздыматься, перейти от покоя к движению; || просыпаться, пробуждаться; воскресать, оживать, возрождаться; || подыматься противу кого, делаться противником чего; возмущаться, идти против властей. Встал да пошел. Рано ль вы встаете? Буря встала. Мертвые встанут. Встань, душа моя, пробудись. Народ восстал. Против этого нововведения восстают. Якорь встал, приподнят со дна стоймя. Встань, беда, не ляг, замешался дурак. Встать пораньше, да шагнуть подальше. Ехал бы воевать, да ленив вставать. Лег, свернулся, а встал - встрепенулся (встряхнулся). Благослови Бог встать, а ляжем сами. Упал, так вставай. Рано встала, да мало напряла. Ванька, встань-ка; Семка, пойдем-ка, да ступай и ты, Исай. Солнце встанет, так и утро настанет. Побило градом хлеб и у соседа, да тем мой не встанет. Солнышко вставает, у работника живот замирает, сев. Ино встать употребл. вм. стать, остановиться: лошадь встала, пристала. Безногому не встается, безличн. не может встать. Рано всталось, да мало наткалось. Воставание, вставание ср. длит. восстание, встанье окончат. востань, встань ж. об. действие по знач. глаг. || Восстание, мятеж, возмущенье. || Церк. создание, тварь, животное. || Геодезич. возвышение одного места иад другим, по уровню; подъем. || Востань, мятеж, восстанье. || Встань, то же, мятеж. Встань бысть в Смоленске промежи князя и смольняны, стар. || Время вставания и работы, встаньё, арх. вставальная пора. Встань мужа кормит, а лень портит. Рыбку да утку встанью взять, а малых деток Бог дает. Со вставания бранится, с утра. Со вставаньеца головушка болит, песня. Не радуйся раннему вставанию, а радуйся доброму часу. Встанливый, не сонный, не ленивый, рано встающий, трудящийся. Вставальщик, -щица, встанливый работник. Быть вставу нареч. перм. в ставке, быть выбрану и поставлену на мирскую должность, быть в набольших, в старшинах.
Словарь Даля

Слайд 29

Видеть (Виждь – пов.накл.)
[видеть]   несов. перех. и неперех. 1)   а) перех. Воспринимать зрением.   б) Получать знание, представление о ком-л., чем-л.; познавать, испытывать, переживать.   в) Мысленно представлять, воображать.   2)   а) неперех. Иметь зрение, обладать способностью зрения.   б) перен. Обладать способностью проникать в сущность чего-л., подмечать что-л.   3)   а) перех. Сознавать, понимать.   б) Чувствовать, находить.   4)   а) перех. Считать кого-л., что-л. кем-л., чем-л.   б) Оценивать что-л. каким-л. образом.
Толковый словарь Ефремовой

Слайд 30

Глагол
ГЛАГОЛ. м. слово, речь, выражение; | словесная речь человека, разумный говор, язык. | Грам. часть речи, разряд слов, выражающих действие, состояние, страдание. Жить по глаголу (т. е. Божию), арх. в дружбе, согласии, в мире. Глаголать, глаголовать что, говорить, сказывать, рещи; | многословить. Св. Егорий-свет глаголует, песня. -ся, быть сказываему, говориться; | сказываться чем, называться; именовать себя. Глаголемый, сказываемый; | называемый или именуемый. Глаголание, глагольство, глагольствование ср. высокопарные речи; говорение, сказыванье. Во многом глаголании несть спасения. Глагольник или глаголатель м. -ница ж. кто глаголет. Глаголивый, говорливый, беседливый. 
Словарь Даля