Презентация - Опрос по теме «Работа с историческими источниками 20-21 вв.»

Опрос по теме «Работа с историческими источниками 20-21 вв.»Опрос по теме «Работа с историческими источниками 20-21 вв.»Опрос по теме «Работа с историческими источниками 20-21 вв.»Опрос по теме «Работа с историческими источниками 20-21 вв.»Опрос по теме «Работа с историческими источниками 20-21 вв.»Опрос по теме «Работа с историческими источниками 20-21 вв.»Опрос по теме «Работа с историческими источниками 20-21 вв.»Опрос по теме «Работа с историческими источниками 20-21 вв.»Опрос по теме «Работа с историческими источниками 20-21 вв.»Опрос по теме «Работа с историческими источниками 20-21 вв.»Опрос по теме «Работа с историческими источниками 20-21 вв.»Опрос по теме «Работа с историческими источниками 20-21 вв.»Опрос по теме «Работа с историческими источниками 20-21 вв.»Опрос по теме «Работа с историческими источниками 20-21 вв.»Опрос по теме «Работа с историческими источниками 20-21 вв.»Опрос по теме «Работа с историческими источниками 20-21 вв.»Опрос по теме «Работа с историческими источниками 20-21 вв.»







Слайды и текст этой презентации

Слайд 1

РАБОТА С ИСТОРИЧЕСКИМИ ИСТОЧНИКАМИ 20-21ВВ.
Презентацию-опрос составила Авилова Наталья Петровна, учитель истории МБОУ «Дрезненская гимназия»

Слайд 2

ДОКУМЕНТ №1
Либерализм и социализм различаются в первую очередь отношением к правам личности /в том числе к праву владеть собственностью/ и представлением о пределах полномочий государства. Либералы отрицают правомерность государственного вмешательства в хозяйственную жизнь и считают частную собственность безусловной ценностью. При этом соображения общественной целесообразности не могут служить основанием для ограничения экономической свободы человека. Соответствовала ли принципам либерализма аграрная партия кадетов??  

Слайд 3

ДОКУМЕНТ №2
Прочтите отрывок из документа, укажите его название и в каком году он был принят. Объясните, на основании чего вы это определили. «Справедливым или демократическим миром, которого жаждет подавляющее большинство истощённых, измученных и истерзанных войной рабочих и трудящихся классов всех воюющих стран, – миром, которого самым определённым и настойчивым образом требовали русские рабочие и крестьяне после свержения монархии, – таким миром правительство считает немедленный мир без аннексий… и без контрибуций».
Декрет о мире, ‎принятый единогласно на заседании Всероссийского съезда Советов рабочих, солдатских и крестьянских депутатов 26 октября 1917 г.

Слайд 4

ДОКУМЕНТ №3
Прочтите отрывок из декрета Совнаркома и укажите название политики, о которой идет речь в отрывке. Объясните, на основании чего вы это определили. «Разрешается свободный обмен, покупка и продажа остающихся у населения после выполнения натурального налога продуктов сельского хозяйства. Право обмена, покупки и сбыта распространяется также на изделия и предметы кустарной и мелкой промышленности…»

Слайд 5

ДОКУМЕНТ №4
Прочтите отрывок из воспоминаний и укажите, о какой партийно-государственной политике идет речь. Объясните, на основании чего вы это определили. «Ему до последней минуты не верилось, что кто-то чужой вот так просто придёт и заберёт всё, что он нажил «своим трудом, своими мозолями»… В тот день из нашего длинного двора увели на колхозный шесть коров, три рабочих лошади в старой сбруе и годовалого рыжего жеребёнка…»
.
.
Коллективизация.

Слайд 6

ДОКУМЕНТ №5
Прочтите отрывок из воспоминаний современника и укажите, о каком периоде советской истории идет речь. Объясните, на основании чего вы это определили. «…Разворачивались новые стройки: Магнитогорск, Днепрогэс, Комсомольск-на-Амуре, начиналось стахановское движение. Молодёжь была охвачена энтузиазмом…»

Слайд 7

ДОКУМЕНТ №7
Прочтите отрывок из воспоминаний маршала Г.К. Жукова и укажите, как называлась политика руководства СССР, приведшая к описываемым результатам. Объясните, на основании чего вы это определили. «…Мощная база обороны страны была создана. Как же выглядела наша армия после технической реконструкции, проведённой в предвоенные пятилетки? В целом она превратилась из технически отсталой в передовую современную армию… Были построены десятки и сотни оборонных предприятий».
Политика индустриализации. Первоочередной задачей развития экономики индустриализация была провозглашена в 1925 году. Тогда же были определенны основные задачи индустриализации: Ликвидация технико-экономической отсталости страны; Достижение технико-экономической независимости. Создание мощной оборонной промышленности. Развитие базовых отраслей промышленности ( топливной, металлургической, химической, машиностроения).

Слайд 8

Документ №8
Прочтите отрывок из воспоминаний современника и укажите, о каком периоде советской истории идет речь. Объясните, на основании чего вы это определили. «…Разворачивались новые стройки: Магнитогорск, Днепрогэс, Комсомольск-на-Амуре, начиналось стахановское движение. Молодёжь была охвачена энтузиазмом…»
Индустриализация. Все страны начинали индустриализацию с легкой промышленности. Это позволяло накопить средства для развития тяжелой промышленности. СССР, руководствуясь интересами обороны, должен был начинать с тяжелой промышленности. Западные страны черпали средства для индустриализации извне: ограбление колоний, неравноправный торговый обмен с другими странами, военные контрибуции, иностранные займы. СССР мог проводить индустриализацию только за счет внутренних резервов: эксплуатация деревни, вывоз сырья и культурных средств за границу. Одним из плюсов было введение плановой экономики. Осуществление индустриализации происходило в ходе первых двух пятилеток: 1928-1932гг, 1933-1937гг

Слайд 9

ДОКУМЕНТ №9
Прочтите отрывок из воспоминаний руководителя СССР, активного участника описываемых событий, и назовите их автора. Объясните, на основании чего вы это определили. «Вопрос стоял так: или партия открыто по-ленински осудит допущенные в период культа личности… ошибки и извращения, отвергнет те методы партийного и государственного руководства, которые стали тормозом для движения вперёд, или в партии возьмут верх силы, цеплявшиеся за старое, сопротивлявшиеся всему новому, творческому. Именно так остро был поставлен вопрос».
Время нахождения у власти Хрущева (1955-1964гг) названо современниками «оттепелью». Это понятие ввел известный публицист и писатель Илья Эренбу

Слайд 10

ДОКУМЕНТ №10
Прочтите отрывок из книги и назовите фамилию ее автора. Объясните, на основании чего вы ее определили. «Корабль вышел на орбиту – широкую космическую магистраль. Наступила невесомость – то самое состояние, о котором ещё в детстве я читал в книгах К.Э. Циолковского. Сначала это чувство было необычным, но вскоре я привык к нему, освоился и продолжал выполнять программу, заданную в полёт. «Интересно, что скажут люди на Земле, когда им сообщат о моём полёте», – подумалось мне… В 10 часов 35 минут «Восток», облетев земной шар, благополучно опустился в заданном районе на вспаханное под зябь поле…»
По книге Юрия Гагарина "Дорога в космос", М.: Политиздат, 1961.

Слайд 11

ДОКУМЕНТ №11
Прочтите отрывок из выступления Президента СССР и назовите его фамилию. Объясните, на основании чего вы ее определили. «Дорогие соотечественники! Сограждане! В силу сложившейся ситуации с образованием Содружества независимых государств прекращаю свою деятельность на посту Президента СССР. Принимаю это решение по принципиальным соображениям. Я твёрдо выступал за самостоятельность, независимость народов, за суверенитет республик. Но одновременно и за сохранение союзного государства, целостности страны».
Горбачёв Михаил Сергеевич- первый и последний президент СССР. Именно он выступил с обращением к гражданам СССР в декабре 1991года, в котором практически объявил о распаде СССР.

Слайд 12

ДОКУМЕНТ №12
Прочтите отрывок из Указа Президента РСФСР Б.Н. Ельцина и назовите событие, в связи с которым был издан этот Указ. Объясните, на основании чего вы это определили. «Считать объявление Комитета антиконституционным и квалифицировать действия его организаторов как государственный переворот, являющийся не чем иным, как государственным преступлением».
Этот указ президента РСФСР Бориса Ельцина был издан в связи с событиями 19-21 августа 1991 года, когда в СССР была сделана попытка государственного переворота и был создан Комитет по чрезвычайному положению, сокращенно ГКЧП. Против этого выступил Президент России Ельцин, который организовал сопротивление и путч был подавлен. В документе: упоминается Комитет, указывается его незаконность, есть призыв к сопротивлению

Слайд 13

Документ № 13
Прочтите отрывок из письма, направленного на съезд партии, и укажите, в какие годы происходили описываемые события. Объясните, на основании чего вы это определили. «…К середняку применили политику, направленную против кулака… Пленум призвал к строжайшей каре за антисередняцкий уклон. Постановляем одно, а на деле проводим другое. …В силу массового применения репрессивных мер к середняку и бедняку середняк варварски уничтожил не только товарный скот, но и племенной и другие виды продукции первой необходимости. Последние являлись пока ещё основными источниками снабжения индустриальных центров».
1932 – 1933 гᴦ. Массовый голод.

Слайд 14

ДОКУМЕНТ №14
Прочтите отрывок из воспоминаний маршала К.К. Рокоссовского и назовите город, в котором происходила описанная битва. Объясните, на основании чего вы это определили. «В кольце… оказалось двадцать две дивизии… Фашистское командование обрекло на гибель сотни тысяч своих солдат. Несколько месяцев оно заставляло их сражаться без всякой надежды на спасение. По существу, эти люди по воле гитлеровской клики были обречены на полное уничтожение… Среди пленных оказалось 24 генерала во главе с фельдмаршалом Паулюсом. Вчерашние враги стояли перед нами безоружные, подавленные».
Сталинградская битва 1943г. Пленение немецкой армии Паулюса. в Сталинграде, именно там оказалась в окружении почти полумиллионная армия Паулюса, которая в течение двух месяцев пыталась прорвать кольцо окружения. Лишь поняв безнадежность этих намерений остатки армии Паулюса (100 тыс) сдались в плен..

Слайд 15

ДОКУМЕНТ №15
Прочтите отрывок из документа, укажите его название и в каком году он был принят. Объясните, на основании чего вы это определили. «Справедливым или демократическим миром, которого жаждет подавляющее большинство истощённых, измученных и истерзанных войной рабочих и трудящихся классов всех воюющих стран, – миром, которого самым определённым и настойчивым образом требовали русские рабочие и крестьяне после свержения монархии, – таким миром правительство считает немедленный мир без аннексий… и без контрибуций».
Декрет II Всероссийского съезда Советов о мире 26 октября (8 ноября) 1917 г. Рабочее и Крестьянское правительство, созданное революцией 24-25 октября и опирающееся на Советы рабочих, солдатских и крестьянских депутатов, предлагает всем воюющим народам и их правительствам начать немедленно переговоры о справедливом демократическом мире.

Слайд 16

Документ №16
Прочтите отрывок из декрета Совнаркома и укажите название политики, о которой идет речь в отрывке. Объясните, на основании чего вы это определили. «Разрешается свободный обмен, покупка и продажа остающихся у населения после выполнения натурального налога продуктов сельского хозяйства. Право обмена, покупки и сбыта распространяется также на изделия и предметы кустарной и мелкой промышленности…»
Речь идет о НЭПе - Новой Экономической Политике, проводившаей в Советской России и СССР в 20-е годы. Была принята 15 марта 1921 года X съездом РКП (б) , сменив политику «военного коммунизма» , проводившуюся в ходе Гражданской войны. Декретом ВЦИК от 21 марта 1921 года, принятым на основании решений X съезда РКП (б) , продразвёрстка была отменена и заменена натуральным продналогом, который был примерно вдвое ниже.

Слайд 17

СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ!