Презентация - Лекция «Содержание обучения русскому языку»

Лекция «Содержание обучения русскому языку»Лекция «Содержание обучения русскому языку»Лекция «Содержание обучения русскому языку»Лекция «Содержание обучения русскому языку»Лекция «Содержание обучения русскому языку»Лекция «Содержание обучения русскому языку»Лекция «Содержание обучения русскому языку»Лекция «Содержание обучения русскому языку»Лекция «Содержание обучения русскому языку»Лекция «Содержание обучения русскому языку»Лекция «Содержание обучения русскому языку»Лекция «Содержание обучения русскому языку»Лекция «Содержание обучения русскому языку»Лекция «Содержание обучения русскому языку»Лекция «Содержание обучения русскому языку»Лекция «Содержание обучения русскому языку»Лекция «Содержание обучения русскому языку»Лекция «Содержание обучения русскому языку»Лекция «Содержание обучения русскому языку»Лекция «Содержание обучения русскому языку»Лекция «Содержание обучения русскому языку»Лекция «Содержание обучения русскому языку»Лекция «Содержание обучения русскому языку»Лекция «Содержание обучения русскому языку»Лекция «Содержание обучения русскому языку»Лекция «Содержание обучения русскому языку»Лекция «Содержание обучения русскому языку»Лекция «Содержание обучения русскому языку»Лекция «Содержание обучения русскому языку»Лекция «Содержание обучения русскому языку»Лекция «Содержание обучения русскому языку»Лекция «Содержание обучения русскому языку»Лекция «Содержание обучения русскому языку»Лекция «Содержание обучения русскому языку»Лекция «Содержание обучения русскому языку»Лекция «Содержание обучения русскому языку»Лекция «Содержание обучения русскому языку»Лекция «Содержание обучения русскому языку»







Слайды и текст этой презентации

Слайд 1

Содержание обучения русскому языку
Лекция 3.

Слайд 2

Содержание обучения – основная категория методики, отвечающая на вопрос: чему учить?

Слайд 3

Содержание обусловлено двумя факторами:
предметом обучения (русский язык в реальном функционировании в качестве многоуровневой системы)
целями и результатами обучения (личностные, метапредметные, предметные)

Слайд 4

Системно-деятельностный подход
«Формирование любых личностных новообразований − умений, способностей, личностных качеств − возможно лишь в деятельности» (Л.С. Выготский)

Слайд 5

Компоненты учебной деятельности: познавательные и учебные мотивы; учебная цель; учебная задача; учебные действия и операции (ориентировка, преобразование материала, контроль, оценка).

Слайд 6

Процесс обучения на уроке становится процессом обучения деятельности: научить ставить цель, формировать мотивацию к активной позиции на уроке, находить пути и средства к достижению поставленной цели, формировать собственные умения контроля и самоконтроля, оценки и самооценки.

Слайд 7

Содержание работы по русскому языку определяется:
1) составом школьного курса русского языка;
2) принципами отбора учебного материала;
3) нацеленностью на метапредметные и личностные результаты.

Слайд 8

Состав школьного курса русского языка (типы учебного материала)

Основные Основные Факультативные
Знания о языке и речи УУД; предметные умения и навыки Способы деятельности с языковым и речевым материалом

Слайд 9

представлены
в виде лингвистиче-ских понятий и языковых фактов в примерных программах по отдельным классам в учебниках в виде образцов рассуждений (алгоритмов)

Слайд 10

Три сквозные содержательные линии, обеспечивающие формирование компетенций: Содержание, обеспечивающее формирование коммуникативной компетенции; содержание, обеспечивающее формирование языковой и лингвистической (языковедческой) компетенции; содержание, обеспечивающее формирование культуроведческой компетенции;

Слайд 11

Лингвистические понятия в школьном курсе характеризуют сквозные линии:
Речь, речевая деятельность, текст, стили речи, жанры речи –коммуникативная компетенция.

Слайд 12

Общие сведения о языке. Наука о русском языке. Система языка. Правописание (сведения о графике, орфографии и пунктуации). Культура речи - лингвистическая и языковая компетенция

Слайд 13

Язык и культура. Русский речевой этикет. Этимологические словари – культуроведческая компетенция

Слайд 14

Лингвистические (языковые) факты как учебные единицы -
это языковые явления, выпадающие из той или иной системы.
Слова-исключения, разносклоняемые существительные, непарные согласные, разноспрягаемые глаголы

Слайд 15

Специальные критерии Понятия
Мировоззренческий (обеспечивает развитие научного представления о языке) язык, речь, функция языка, древнерусский язык, группы языков, славянские языки, русский литературный язык, диалектный язык, национальный язык, заимствование, просторечие, формы литературного языка, письмо, письменность,
Системный (дает в совокупности основу знаний о русском языке как системе) русский язык, слово, звук, предложение, гласные и согласные, твердые и мягкие, звонкие и глухие, все части речи, все склонения существительных, все спряжения глаголов, все виды предложений, чередование ударных и безударных гласных, сочетаемость слов и т.д.
Принципы отбора знаний для школьного курса русского языка

Слайд 16

Функциональный (показывает зависимость выбора языковых средств от коммуникативной задачи) тип текста, стиль, функциональные стили речи, текст
Эстетический (предполагает отбор понятий, направленный на раскрытие прекрасного в языке) Литературный язык, диалектизм, просторечие, профессионализм, устаревшее слово, переносное значение слова, синоним, антоним, норма, текст, стиль

Слайд 17

Коммуникативный (определяет отбор понятий, связанных с обучением создавать тексты разных типов и стилей) текст, стиль, речь, тип речи, тема текста, основная мысль, сбор материала, план, интерьер, пейзаж и др.
Исторический (показывает развитие языка) исконно русские слова, заимствованные слова, устаревшие слова, неологизмы, «мертвые» языки, развитие языка

Слайд 18

Межпредметный (указывает на совпадения, существующие между дисциплинами) план, текст, стиль, языковая норма, антонимы, синонимы, национальный язык, язык межнационального общения, метафора, олицетворение и др.
Практический (определяет отбор сведений, связанных с формированием умений) графика, пунктуация, словари толковый, орфографический, алфавит, орфограмма, буква, тире, дефис

Слайд 19

Система умений
3 группы интеллектуально-мыслительных умений , источником которых являются язык, речь, правописание.
Учебно-языковые умения
Речевые умения
Правописные умения
опознавательные; классификационные; аналитические
некоммуникативные; коммуникативные
орфографические; пунктуационные

Слайд 20

Универсальные учебные действия -
это совокупность способов действий, которая обеспечивает способность обучающегося к самостоятельному усвоению новых знаний, включая и организацию самого процесса усвоения; это умения учиться.

Слайд 21

Универсальные учебные действия – индикаторы функциональной грамотности
Коммуника-тивные универсальные учебные действия
Познавательные универсаль- ные учебные действия
Регулятив- ные универсальные учебные действия

Слайд 22

Коммуникативные УУД:
строить продуктивное речевое взаимодействие со сверстниками и взрослыми; владеть всеми видами речевой деятельности; адекватно воспринимать устную и письменную речь; владение разными видами чтения;

Слайд 23

точно, правильно, логично и выразительно излагать свою точку зрения по поставленной проблеме; соблюдать в процессе коммуникации основные нормы устной и письменной речи и правила русского речевого этикета и др.

Слайд 24

Познавательные УУД:общеучебные
формулировать проблему; выдвигать аргументы; осуществлять библиографический поиск, извлекать информацию из различных источников; определять основную и второстепенную информацию, осмысливать цель чтения, выбирая вид чтения в зависимости от коммуникативной цели;

Слайд 25

применять методы информационного поиска, в том числе с помощью компьютерных средств; перерабатывать и систематизировать информацию и предъявлять ее разными способами.

Слайд 26

логические:
выделение главного, существенного в языковом явлении;
установление, классификация языковых явлений по определениям;
сравнение изучаемых явлений в каких-либо отношениях;
анализ языковых явлений в тексте.

Слайд 27


Регулятивные УУД:
ставить и адекватно формулировать цель деятельности (целеполагание); планировать последовательность действий и при необходимости изменять её (планирование); осуществлять самоконтроль, самооценку, самокоррекцию, рефлексию и др. (оценивание, коррекция, саморегуляция)

Слайд 28

умение самоконтроля:
нахождение орфографических ошибок в своей и чужой работе; совершенствование содержания высказывания в соответствии с темой и основной мыслью сочинения.

Слайд 29

Структура обучения русскому языку
Программа по русскому языку реализует коммуникативно-деятельностный подход. Каждый раздел программы представлен в виде двух блоков: 1) перечень лингвистических понятий; 2) основные виды учебной деятельности (на уровне учебных действий)

Слайд 30

Требования к результатам изучения русского языка включают формирование всех видов универсальных учебных действий: коммуникативных, познавательных и регулятивных.

Слайд 31

Примерные программы по русскому языку – это основа создания рабочих программ.
Примерная программа определяет инвариатную (обязательную часть) часть учебного курса. Рабочие программы составленные на основе примерной программы могут использоваться в учебных заведениях разного типа и разной специализации.

Слайд 32

Первая содержательная линия Разделы «Речь и речевое общение»; «Речевая деятельность»; «Текст»; «Функциональные разновидности языка».
Вторая содержательная линия Разделы «Общие сведения о языке»; « Фонетика и графика»; «Морфемика и словообразование»; «Морфология», «Синтаксис»; «Культура речи»; «Правописание: орфография и пунктуация»
Третья содержательная линия Разделы «Язык и культура»

Слайд 33

Раздел 2. Речевая деятельность. 1. Речь. Как деятельность. Виды речевой деятельности: чтение, аудирование, говорение, письмо. Культура чтения, аудирования, говорения и письма.
2. Овладение основными видами речевой деятельности. Адекватное понимание основной и дополнительной информации текста, воспринимаемого зрительно и на слух.

Слайд 34

Передача содержания прослушанного или прочитанного текста в сжатом или развернутом виде в соответствии с ситуацией речевого общения. Овладение различными видами чтения, приемами работы с учебной книгой и другими информационными источниками.

Слайд 35

Создание устных и письменных монологических, устных диалогических высказываний разной коммуникативной направленности с учетом целей, сферы и ситуации общения. Отбор и систематизация материала на определенную тему; поиск и преобразование информации, извлеченной из различных источников.

Слайд 36

Раздел 14. Язык и культура Отражение в языке культуры и истории народа. Русский речевой этикет. Выявление единиц языка с национально-культурным компонентом значения в произведениях устного народного творчества, в художественной литературе и исторических текстах; объяснение значений с помощью лингвистических словарей.

Слайд 37

Использование этимологических словарей и справочников для подготовки сообщений об истории происхождения некоторых слов и выражений, отражающих исторические и культурные традиции страны. Уместное использование правил русского речевого этикета в учебной деятельности и повседневной жизни.

Слайд 38

Место предмета «Русский язык» в учебном плане:
Базисный учебный план (вариант 1) предусматривает обязательное изучение русского языка в объёме 735 часов. Из них: а) инвариантная часть – 661 ч. б) вариативная часть – 74 ч. (проведение контрольных, самостоятельных, практических работ). 5 класс – 175 ч. ( 5 часов в неделю). 6 класс – 210 ч. (6 часов в неделю). 7 класс – 140 ч. (4 часа в неделю). 8 класс – 105 ч. (3 часа в неделю). 9 класс – 105 ч. (3 часа в неделю).