Презентация - ФГОС «Способы вычитывания информации в тексте»

ФГОС «Способы вычитывания информации в тексте»ФГОС «Способы вычитывания информации в тексте»ФГОС «Способы вычитывания информации в тексте»ФГОС «Способы вычитывания информации в тексте»ФГОС «Способы вычитывания информации в тексте»ФГОС «Способы вычитывания информации в тексте»ФГОС «Способы вычитывания информации в тексте»ФГОС «Способы вычитывания информации в тексте»ФГОС «Способы вычитывания информации в тексте»ФГОС «Способы вычитывания информации в тексте»ФГОС «Способы вычитывания информации в тексте»









Слайды и текст этой презентации

Слайд 1

Способы вычитывания информации в тексте

Слайд 2

Информативность как признак текста
Текст содержит информацию
О каких-либо фактах, событиях, людях
О способах авторского воздействия на читательское восприятие
Об авторе (отношение к поднятым проблемам)
О цели его создания (кому предназначен текст, чего хотел достичь автор, на какие вопросы ответить и т.д.)

Слайд 3

3
Технология формирования правильного типа читательской деятельности Цель – понимание текстов. Средство – три этапа работы с любым текстом.
Тексты учебников всех предметов с подтекстом, интригующи-ми названиями и т.п.
Текст слайда из презентации «ПРОБЛЕМА ОСВОЕНИЯ НОВОГО ФЕДЕРАЛЬНОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО СТАНДАРТА (ФГОС)» ОПЫТ Образовательной системы «Школа 2100»
До чтения текста: просмотровое чтение Результат: предвосхищение чтения, создание мотива для чтения
2) Во время чтения текста: изучающее чтение (в т.ч. диалог с автором, вычитывание подтекста). Результат: интерпретация текста
3) После чтения текста: рефлексивное чтение, концептуал. вопросы. Результат: понимание авторского смысла, корректировка своей интерпретации

Слайд 4

Виды информации в тексте
Виды информации в тексте Что содержит информация Роль данной информации
Фактуальная События, факты, герои, время и место действия, движение сюжета и т.п. Позволяет увидеть внешнюю сторону текста. (Автор отбирает эту информацию и использует, чтобы передать то, что его волнует, изложить свои мысли).
Концептуальная Замысел автора, его позицию, систему взглядов, подход к фактам. Служит объединяющим началом текста, создает текст как единое целое. (Без авторской мысли, замысла текст представлял бы ряд разрозненных фрагментов, фактов и событий).
Подтекстовая Скрытая, дополнительная информация, смысл которой содержится в отдельных словах, предложениях, фрагментах текста и становится понятным лишь в процессе переработки и анализа фактуальной и контекстуальной информации. Может основательно изменить истолкование текста, позволяет иначе, по-новому увидеть и понять его концептуальную информацию либо непосредственно, либо через фактуальную информацию.

Слайд 5

5
Понять текст - значит
вычитать текстовую информацию: фактуальную (о чем в тексте сообщается открыто); концептуальную (основная идея текста, его главный смысл); подтекстовую (о чем читается «между строк»).

Слайд 6

Вычитываем информацию текста
Небольшая разница Один восточный властелин увидел сон, будто у него выпали один за другим все зубы. В сильном волнении он призвал к себе толкователя снов. Тот выслушал его озабоченно и сказал: «Повелитель, я должен сообщить тебе печальную весть. Ты потеряешь одного за другим всех своих близких». Эти слова вызвали гнев властелина. Он велел бросить несчастного в тюрьму и призвать другого толкователя, который, выслушав сон, сказал: «Я счастлив сообщить тебе радостную весть! Ты проживёшь долгую жизнь и переживёшь всех своих родных». Властелин был обрадован и щедро наградил предсказателя. Придворные удивились. «Ведь ты сказал ему то же самое, что и твой предшественник, так почему же он был наказан, а ты вознаграждён?» — спрашивали они. На что последовал ответ: «Всё зависит от того, как сказать то, что сказано». О чем этот текст? (Фактуальная информация) Какими мыслями хотел с нами поделиться автор? Почему он так назвал свой рассказ? (Концептуальная информация) Что можете сказать о властелине, о толкователях, о придворных? (Подтекстовая информация)

Слайд 7

На что необходимо обратить внимание, чтобы были понятны последующие события? - Безусловно, на сон властелина о выпавших зубах. Почему можно смело утверждать, что сон плохой? - Сильное волнение, которое испытывает властелин, и озабоченность, с которой его выслушивает толкователь снов, уже создают атмосферу тревоги, ожидания каких-то неприятностей и бед. Но властелин не знает значения этого сна, почему же он так встревожен? - Да ведь зубы-то выпали не у кого-то, а у него, причем выпали один за другим! Самое тревожное, что выпали все зубы! Что ему предвещает такой сон? А вот тут мы можем только предполагать, истолковывать сон, причем толкование может быть самым разным: один скажет, что этот сон к войне, другой — к утрате власти, третий — к смерти властелина и т.д., но в любом случае подтекст уже прочитан и описан.

Слайд 8

8
Общеучебные умения, развиваемые технологией формирования типа правильной читательской деятельности
Коммуникативные – формулировать свою позицию (интерпретация), адекватно понимать собеседника (автора). Интеллектуальные – извлекать информацию из текста. Оценочные –если анализ текста порождает оценочные суждения. Организационные – умение работать по плану (алгоритму).

Слайд 9

9
Подготовка текста для продуктивного чтения на уроке
Прочитайте текст, выделите в нем фактуальную, подтекстовую и концептуальную информацию. Определите роль данного текста на уроке (чаще всего для поиска решения проблемы возможно специальное продуктивное задание к тексту). Сформулируйте задания для работы с текстом до чтения (заглавие, выделенные слова и т.п.). Выделите в тексте места остановок во время чтения (вопросы к автору, комментарии, словарная работа. Сформулируйте главный смысловой вопрос после чтения (или проверка выполнения продуктивного задания к тексту).

Слайд 10

Ваш заголовок
www.standart.edu.ru www.school2100.ru Картинки с сайта http://www.shutterstock.com

Слайд 11


Творческих успехов!
Москва, издательство «Экзамен» Егораева Г.Т.