Презентация - Синтаксические средстава выразительности - Фигуры речи

Синтаксические средстава выразительности - Фигуры речиСинтаксические средстава выразительности - Фигуры речиСинтаксические средстава выразительности - Фигуры речиСинтаксические средстава выразительности - Фигуры речиСинтаксические средстава выразительности - Фигуры речиСинтаксические средстава выразительности - Фигуры речиСинтаксические средстава выразительности - Фигуры речиСинтаксические средстава выразительности - Фигуры речиСинтаксические средстава выразительности - Фигуры речиСинтаксические средстава выразительности - Фигуры речиСинтаксические средстава выразительности - Фигуры речиСинтаксические средстава выразительности - Фигуры речиСинтаксические средстава выразительности - Фигуры речиСинтаксические средстава выразительности - Фигуры речиСинтаксические средстава выразительности - Фигуры речиСинтаксические средстава выразительности - Фигуры речиСинтаксические средстава выразительности - Фигуры речиСинтаксические средстава выразительности - Фигуры речиСинтаксические средстава выразительности - Фигуры речиСинтаксические средстава выразительности - Фигуры речиСинтаксические средстава выразительности - Фигуры речиСинтаксические средстава выразительности - Фигуры речиСинтаксические средстава выразительности - Фигуры речиСинтаксические средстава выразительности - Фигуры речиСинтаксические средстава выразительности - Фигуры речиСинтаксические средстава выразительности - Фигуры речиСинтаксические средстава выразительности - Фигуры речиСинтаксические средстава выразительности - Фигуры речиСинтаксические средстава выразительности - Фигуры речиСинтаксические средстава выразительности - Фигуры речиСинтаксические средстава выразительности - Фигуры речиСинтаксические средстава выразительности - Фигуры речиСинтаксические средстава выразительности - Фигуры речиСинтаксические средстава выразительности - Фигуры речи







Слайды и текст этой презентации

Слайд 1

29.03.2015
Урок русского языка 11 класс
Выполнила учитель русского языка и литературы МОУ Новочарская СОШ №2 В.Н.Пришутова

Слайд 2

Синтаксические средства выразительности. Фигуры речи
29.03.2015

Слайд 3

Ржавеет золото, и истлевает сталь, Крошится мрамор. К смерти все готово. Всего прочнее на земле – печаль И долговечней – царственное слово. А.Ахматова
29.03.2015

Слайд 4

синквейн
Средства выразительности Красивые, живые (необычные…) Украшают, описывают, имитируют "Богатство языка … богатство мыслей". (Н.М.Карамзин). Сокровища речи
29.03.2015

Слайд 5

Средства выразительности
Они Непонятные, разнообразные Не нахожу, не различаю, не могу определить роль в тексте (усложняют, путают, озадачивают) "Богатства русского языка неизмеримы…" (К.Г.Паустовский). Проблема
29.03.2015

Слайд 6

29.03.2015
к р о с с в о р д
а н т о н о м а з и я

Слайд 7

29.03.2015
а н т о н о М а з и я
э п и т Е т

Слайд 8

29.03.2015
а н т о н о М а з и я
э п и т Е т
м е Т о н и м и я

Слайд 9

29.03.2015
а н т о н о М а з и я
э п и т Е т
м е Т о н и м и я
с р А в н е н и е

Слайд 10

29.03.2015
а н т о н о М а з и я
э п и т Е т
м е Т о н и м и я
с р А в н е н и е
п е р и Ф р а з

Слайд 11

29.03.2015
а н т о н о М а з и я
э п и т Е т
м е Т о н и м и я
с р А в н е н и е
п е р и Ф р а з
а л л е г О р и я

Слайд 12

29.03.2015
а н т о н о М а з и я
э п и т Е т
м е Т о н и м и я
с р А в н е н и е
п е р и Ф р а з
а л л е г О р и я
г и п е Р б о л а

Слайд 13

29.03.2015
а н т о н о М а з и я
э п и т Е т
м е Т о н и м и я
с р А в н е н и е
п е р и Ф р а з
а л л е г О р и я
г и п е Р б о л а
л и т о т А

Слайд 14

Синтаксические средства выразительности
Убаюкала вьюга седая Дикой песнею лес опустелый, И заснул он, засыпанный вьюгой, Весь сквозной, неподвижный и белый.                                   И.А.Бунин
29.03.2015

Слайд 15

Многосоюзие.
… природа одаряет человека счастливой возможностью чувствовать и сокровенность рассвета, и нежную красоту заката, таинство ночи и звездное неистовство августовского неба. Она помогает пережить неотвратимость смерти, скорбь потерь, бороться с одиночеством, преодолевать отчаяние, ревность, бессилие, забывать вражду, зависть, коварство друзей, предательство. (Ю. Бондарев.)
29.03.2015
Бессоюзие.

Слайд 16

Синтаксический параллелизм
Не оттого, что зеркало разбилось, Не оттого, что ветер выл в трубе, Не оттого, что в мысли о тебе Уже чужое что-то просочилось, — Не оттого, совсем не оттого Я на пороге встретила его (А. Ахматова).
29.03.2015

Слайд 17

29.03.2015
риторическое восклицание
Синтаксические средства выразитель ности
анафора
антитеза
градация
инверсия
риторический вопрос
риторическое обращение
умолчание
эллипсис
эпифора
Гипофора вопросно-ответная форма изложения
парцелляция

Слайд 18

29.03.2015
Фигуры речи
Синтаксические средства выразительности
Обороты, связанные с необычным синтаксическим построением, к которому прибегает писатель для усиления выразительности

Слайд 19

Проверь себя
29.03.2015

Слайд 20

Проверь себя
1 Инвер сия расположение слов, нарушающее обычный порядок слов Белеет парус одинокий в тумане моря голубом М. Лермонтов)
29.03.2015

Слайд 21

Проверь себя
1 Инвер сия расположение слов, нарушающее обычный порядок слов Белеет парус одинокий в тумане моря голубом М. Лермонтов)
2 Эллипсис пропуск в стилистических целях какого-либо подразумеваемого члена предложения, придает речи стремительный, динамический характер Мы грады – в пепел, села – в прах (В. Жуковский).
29.03.2015

Слайд 22

Проверь себя
29.03.2015
1 Инвер сия расположение слов, нарушающее обычный порядок слов Белеет парус одинокий в тумане моря голубом М. Лермонтов)
2 Эллипсис пропуск в стилистических целях какого-либо подразумеваемого члена предложения, придает речи стремительный, динамический характер Мы грады – в пепел, села – в прах (В. Жуковский).
3 Градация расположение слов по возрастающей или убывающей значимости: Ради своего ребёнка, ради семьи, ради своего народа, ради человечества – берегите мир!

Слайд 23

4 Парцел ляция расчленение фразы на части или отдельные слова, при котором возникают неполные предложения, следующие за основным И снова. Гулливер. Стоит. Сутулясь. (П. Антокольский)
29.03.2015

Слайд 24

4 Парцел ляция расчленение фразы на части или отдельные слова, при котором возникают неполные предложения, следующие за основным И снова. Гулливер. Стоит. Сутулясь. (П. Антокольский)
5 Анафора повторение одинаковых слов или оборотов в начале предложений Твой ум глубок, что море. Твой дух высок, что горы (В. Брюсов).
29.03.2015

Слайд 25

4 Парцел ляция расчленение фразы на части или отдельные слова, при котором возникают неполные предложения, следующие за основным И снова. Гулливер. Стоит. Сутулясь. (П. Антокольский)
5 Анафора повторение одинаковых слов или оборотов в начале предложений Твой ум глубок, что море. Твой дух высок, что горы (В. Брюсов).
6 Антитеза фигура контраста, резкого противопоставления предметов, явлений, свойств Спят и богатые, и бедные, и мудрые, и глупые, и добрые, и злые. (А.Чехов)
29.03.2015

Слайд 26

7 Риторический вопрос Риторическое обращение Риторическое восклицание ставится не с целью получить на него ответ, а чтобы привлечь внимание к тому или иному явлению подчеркнутое обращение к кому-либо или чему-либо отмечает эмоциональную смысловую кульминацию отрезка (части) речи Знаете ли вы украинскую ночь? Мечты , мечты! Где ваша сладость? О времена! О нравы!
29.03.2015

Слайд 27

7. Риторический вопрос Риторическое обращение Риторическое восклицание ставится не с целью получить на него ответ, а чтобы привлечь внимание к тому или иному явлению подчеркнутое обращение к кому-либо или чему-либо отмечает эмоциональную смысловую кульминацию отрезка (части) речи Знаете ли вы украинскую ночь? Мечты , мечты! Где ваша сладость? О времена! О нравы!
8. Эпифора Одинаковая концовка нескольких предложений Я всю жизнь шёл к тебе. Я всю жизнь верил в тебя.
29.03.2015

Слайд 28

7 Риторический вопрос Риторическое обращение Риторическое восклицание ставится не с целью получить на него ответ, а чтобы привлечь внимание к тому или иному явлению подчеркнутое обращение к кому-либо или чему-либо отмечает эмоциональную смысловую кульминацию отрезка (части) речи Знаете ли вы украинскую ночь? Мечты , мечты! Где ваша сладость? О времена! О нравы!
8 Эпифора Одинаковая концовка нескольких предложений Я всю жизнь шёл к тебе. Я всю жизнь верил в тебя.
9 Гипофора Вопросно-ответный ход, это отрезок монологический речи, объединяющий риторический вопрос и ответ на них; вопрос-раздумье. Говорящий, угадывая возможные вопросы, сам такие вопросы формулирует и на них отвечает Разве «Шинель» не предшествует современному реализму? А что такое современный мистицизм в литературе? Это «Вий» и «Портрет».
29.03.2015

Слайд 29

Работая с заданием 24
29.03.2015
Квалифицируйте каждый термин из списка (лексико-фразеологические, синтаксические, средства, тропы , звукопись и др.).
Обратите внимание на слова-подсказки в тексте задания: …с помощью такого синтаксического средства выразительности, такой троп, как и т.п.
Если в качестве варианта ответа вы выбираете троп, то помните, что в основе его должно лежать переносное значение.

Слайд 30

(1)Неряшливость в одежде – это прежде всего неуважение к окружающим вас людям, да и неуважение к самому себе. (2)А как расценивать отношение к языку, которым мы говорим? (3)Язык в ещё большей мере, чем одежда, свидетельствует о вкусе человека, о его отношении к окружающему миру, к самому себе. (4)Есть разного рода неряшливости в языке человека. (5)Бравирование грубостью в языке, как и бравирование грубостью в манерах, неряшеством в одежде, - распространённейшее явление, и оно в основном свидетельствует о психологической незащищённости человека, о его слабости, а вовсе не о силе. (6)Говорящий стремится грубой шуткой, иронией, циничностью подавить в себе чувство страха , боязни, иногда просто опасения. (7)Грубыми прозвищами учителей именно слабые волей ученики хотят показать, что они их не боятся. (8)Это происходит полусознательно. (9)Я уж не говорю о том, что признак невоспитанности, неинтеллигентности, а иногда и жестокости… (10)В основе любых жаргонных, циничных выражений и ругани своё презрение к травмирующим их явлениям в жизни, что они их беспокоят, мучат, волнуют, что они чувствуют себя слабым, не защищённым против них.
29.03.2015

Слайд 31

(11)По-настоящему сильный и здоровый, уравновешенный человек не будет без нужды говорить громко, не будет ругаться и употреблять жаргонных слов. (12)Ведь он уверен, что его слово и так весомо. (13)Наш язык – это важнейшая часть нашего общего поведения в жизни. (14)И по тому, как человек говорит, мы сразу и легко можем судить о том, с кем мы имеем дело: мы можем определить степень интеллигентности человека, степень его психологической уравновешенности, степень его возможной «закомплексованности»… (15)Учиться хорошей, спокойной, интеллигентной речи надо долго и внимательно – прислушиваясь, запоминая, замечая, читая и изучая. (16)Но хоть и трудно – это надо. (17)Наша речь – важнейшая часть не только нашего поведения (как я уже сказал), но и нашей личности, наших душ, ума, нашей способности не поддаваться влияниям среды, если она «затягивает». (По Д. Лихачёву)
29.03.2015

Слайд 32

В8. «Заговори, чтобы я тебя увидел», - писали древние. Речь отдельного человека – это не только показатель его умственного развития и кругозора, но и показатель его общей культуры и нравственных качеств. Д. Лихачёв рассуждает об этом с присущей ему страстностью и желанием убедить своего молодого собеседника. И помогают ему в этом следующие синтаксические средства выразительности: 9 (предложения 2-3); 8 (предложения 3, 6, 9, 10, 15 и др.),6 («грубой шуткой, иронией, циничностью» - восходящая; «страх боязнь, опасения» - нисходящая), а также 5 («бравирование», «психологическая незащищённость», «демонстрирует», «интеллигентность», «влияние среды» и др.).  

Слайд 33

Домашнее задание
написать мини-сочинение «А какой он, культурный человек?»
29.03.2015
.

Слайд 34

29.03.2015
Спасибо за работу