Презентация - Жизнь и творческий путь М.Ю. Лермонтова


Жизнь и творческий путь М.Ю. ЛермонтоваЖизнь и творческий путь М.Ю. ЛермонтоваЖизнь и творческий путь М.Ю. ЛермонтоваЖизнь и творческий путь М.Ю. ЛермонтоваЖизнь и творческий путь М.Ю. ЛермонтоваЖизнь и творческий путь М.Ю. ЛермонтоваЖизнь и творческий путь М.Ю. ЛермонтоваЖизнь и творческий путь М.Ю. ЛермонтоваЖизнь и творческий путь М.Ю. ЛермонтоваЖизнь и творческий путь М.Ю. ЛермонтоваЖизнь и творческий путь М.Ю. Лермонтова






Слайды и текст этой презентации

Слайд 1

«Жизнь, оборванная пулей…». Жизнь и творческий путь Михаила Юрьевича Лермонтова
Авторы проекта: Пашкович Инна Александровна, Чернова Марина Владимировна, коллектив лицеистов
2008
г. Волгоград МОУ лицей №9

Слайд 2

По лермонтовским местам…

Слайд 3

Музей «Домик Лермонтова»

Слайд 4

Дидактические цели:
практическая реализация имеющихся у лицеистов знаний по литературе (тема: «Жизнь и творческий путь М.Ю.Лермонтова»); воспитание чувства гордости и патриотизма на примере жизни и творчества М.Ю.Лермонтова; формирование более подробного представления о кавказском периоде жизни и творчества М.Ю.Лермонтова у лицеистов; формирование компетентности в сфере самостоятельной познавательной деятельности, навыков самостоятельной работы с большим объемом информации; реализация индивидуальных интересов обучающихся; формирование навыков работы в команде; развитие творческих способностей; приобретение навыков самостоятельной работы с информационными ресурсами.

Слайд 5

Формируемые компетентности
В сфере самостоятельной деятельности В сфере гражданско-общественной деятельности В сфере социально-трудовой деятельности В бытовой сфере В сфере культурно-досуговой деятельности

Слайд 6

В ходе выполнения учебных заданий происходит формирование следующих компетенций:
интеллектуальных: умение анализировать учебный материал; сравнивать объекты, факты, явления, устанавливать аналогии; обобщать, классифицировать, выделять главное, существенное; информационных: умение пользоваться словарями, энциклопедиями, справочной литературой; составлять план, тезисы, конспект, реферат; пользоваться компьютерным источником информации; коммуникативных: умение выражать мысли литературным языком; выражать мысли специальным научным языком; выступать перед аудиторией; вести диалог; вести дискуссию, аргументировать, доказывать; активно слушать; проектировочных: уметь выделять собственную цель; соотносить поставленную цель и условия её достижения; анализировать конечный результат.

Слайд 7

Методические задачи:
практическое освоение материала на основе заочных экскурсий «Лермонтовский Кавказ», «Дом-музей М. Ю. Лермонтова»; получение навыков проведения творческого вечера «Любовь в жизни поэта», организация исследования, накопление сведений; анализ и формирование выводов; опыт практической работы в коллективе; навыки использования Интернета для организации работы; развивать умение проводить комплексное исследование произведения; научить проектировать и оформлять презентации; совершенствовать навыки анализа текста художественного произведения; освоить понятия «батальная лирика», «эпистолярный жанр»; научить находить жанровые особенности; научить пользоваться компьютерной программой для оформления результатов ( информатика); научить кратко излагать свои мысли в устной и письменной форме (русский язык и литература).

Слайд 8

Основополагающий вопрос:
Можно ли рассматривать биографию и творчество М. Ю. Лермонтова как единство его жизненного и духовного пути?
Проблемные вопросы учебной темы:
1. Есть ли в биографии М. Ю. Лермонтова еще не изученные страницы? 2. Как отразились события, пережитые поэтом, в его творчестве?

Слайд 9

Вопросы учебной темы (проблемные):
(Программа по литературе (5-11 классы) под редакцией А. Г. Кутузова) 1. Художественный мир М. Ю. Лермонтова. Общая характеристика творчества. 2. Типологическая общность поэзии М. Ю. Лермонтова с русским романтизмом. Воспевание протеста гордого одиночки, обреченного на гибель («1831-го июня 11 дня», «Смерть Поэта»). 3. Принципы романтического контраста, антитеза покоя и деятельности, земного и небесного. Проблема добра и зла. 4. Демонический герой, усомнившийся в гармонии мира («Наполеон», «Исповедь»). 5. Биографизм любовной лирики, портретность стихотворений, посвященных женщинам, обобщающее нравственное значение интимного чувства («Она не гордою красою…», «К портрету», «Силуэт»). Метафоризм стихотворения «Нищий». 6. Образы моря, грозы, паруса. Природа как соответствие духовной жизни человека или контраст душевному состоянию лирического героя («Парус», «На севере диком…», «Примите дивное посланье»). 7. Народность идейной позиции «Бородино» и «Валерика». 8. Мотивы одинокого странничества, душевной опустошенности («И скучно, и грустно…», «Утес», «Листок»). 9. Смысл романа «Герой нашего времени» и авторского предисловия.

Слайд 10

Самостоятельные исследования учащихся
 Мотив одиночества в лирике М. Ю. Лермонтова.
 Смерть Лермонтова: версии, гипотезы, предположения.
 Лермонтов и Гейне: проблема адекватности поэтического перевода на примере стихотворения «На севере диком…» («Ein Fichtenbaum steht einsam»).
 Документально-биографические и художественные особенности в стихотворении М. Ю. Лермонтова «Валерик».
 Эволюция образа Наполеона в творчестве М. Ю. Лермонтова.
 «Кавказский цикл в творчестве М. Ю. Лермонтова: соотношение живописной и поэтической традиции».

Слайд 11