Презентация - Изменения в культуре и быте в первой половине XVIII века

Изменения в культуре и быте в первой половине XVIII векаИзменения в культуре и быте в первой половине XVIII векаИзменения в культуре и быте в первой половине XVIII векаИзменения в культуре и быте в первой половине XVIII векаИзменения в культуре и быте в первой половине XVIII векаИзменения в культуре и быте в первой половине XVIII векаИзменения в культуре и быте в первой половине XVIII векаИзменения в культуре и быте в первой половине XVIII векаИзменения в культуре и быте в первой половине XVIII векаИзменения в культуре и быте в первой половине XVIII векаИзменения в культуре и быте в первой половине XVIII векаИзменения в культуре и быте в первой половине XVIII векаИзменения в культуре и быте в первой половине XVIII векаИзменения в культуре и быте в первой половине XVIII векаИзменения в культуре и быте в первой половине XVIII векаИзменения в культуре и быте в первой половине XVIII векаИзменения в культуре и быте в первой половине XVIII векаИзменения в культуре и быте в первой половине XVIII векаИзменения в культуре и быте в первой половине XVIII векаИзменения в культуре и быте в первой половине XVIII векаИзменения в культуре и быте в первой половине XVIII векаИзменения в культуре и быте в первой половине XVIII векаИзменения в культуре и быте в первой половине XVIII векаИзменения в культуре и быте в первой половине XVIII векаИзменения в культуре и быте в первой половине XVIII векаИзменения в культуре и быте в первой половине XVIII векаИзменения в культуре и быте в первой половине XVIII векаИзменения в культуре и быте в первой половине XVIII векаИзменения в культуре и быте в первой половине XVIII векаИзменения в культуре и быте в первой половине XVIII векаИзменения в культуре и быте в первой половине XVIII векаИзменения в культуре и быте в первой половине XVIII векаИзменения в культуре и быте в первой половине XVIII века







Слайды и текст этой презентации

Слайд 1

ИЗМЕНЕНИЯ В КУЛЬТУРЕ И БЫТЕ В ПЕРВОЙ ЧЕТВЕРТИ XVIII ВЕКА
Цель урока: Рассказать о кардинальном изменении всей культурной жизни страны.

Слайд 2

План урока:
Просвещение и образование. Развитие науки и техники. Живопись и архитектура. Театр. Новшества в быту.

Слайд 3

Основные понятия:
Лексикон Барокко Академия наук Ассамблеи

Слайд 4

Петр I подавал пример неустанного овладения знаниями и требовал того же от других. Он владел 14 ремеслами, в Голландии он получил звание корабельного плотника, в Англии – инженера, был прекрасным полководцем и флотоводцем, выдающимся дипломатом.

Слайд 5

Для учебы и практического освоения наук россиян посылали за границу. Чаще это были юноши из дворянских фамилий. По возвращении на родину их ждал строгий экзамен. Петр I не раз сам выполнял роль экзаменатора. В то время учеба приравнивалась к государственной службе, а потому спрос был особый.

Слайд 6

Царь – реформатор понимал, что школа, основанная лишь на церковном знании, так же как и посылка талантливой молодежи для обучения за границу, не могут дать хорошего результата, поэтому в стране начала формироваться система профессионального образования.

Слайд 7

Поначалу в школах могли учиться дети из разных слоев населения. Однако вскоре во многие специальные учебные заведения стали принимать только детей дворян. Дети же крепостных крестьян в государственных школах обучаться не могли.

Слайд 8

Учебные заведения:
Низшая ступень: цифирные школы: учащиеся овладевали навыками чтения, письма, счета. Цифирные школы открылись более чем в 40 городах России. (1714 г.) гарнизонные школы для детей солдат адмиралтейские школы для детей матросов.

Слайд 9

Более обширные и разнообразные знания (алгебра, геометрия, тригонометрия, черчение, астрономия и т.д.) давала организованная в 1701г. школа математических и навигационных наук в Москве.

Слайд 10

В 1715 г. часть классов перевели в Петербург и на этой базе создали Морскую академию. Навигационные школы открыли также в Новгороде, Нарве, Ревеле, Астрахани.
Здесь помещалась Школа математических и навигационных наук

Слайд 11

В 1707 г. были основаны медицинские школы в Москве, через несколько лет такая школа начала действовать в Петербурге. На Урале и в Карелии создаются горные училища. Возникают инженерная и артиллерийская школы.

Слайд 12

Создание системы образования потребовало издания множества книг (учебников, справочников, наглядных пособий). Только за первую четверть XVIII в России было издано больше книг, чем за все 150 лет, прошедшие с начала русского книгопечатания.
«Арифметика» Магницкого.

Слайд 13

В 1711 г. была основана первая типография в Петербурге. Одной из первых напечатанных в ней книг была «Книга Марсова, или Воинских дел», прекрасно оформленная, с множеством гравюр о Северной войне. В 1718 г. типография перепечатала первый русский учебник по истории – «Синопсис». Были изданы «Арифметика» Магницкого, таблицы логарифмов, учебник тригонометрии, «Грамматика» Смотрицкого, Словарь иностранных языков – лексикон

Слайд 14

Большое значение для повышения уровня грамотности населения имело введение в 1710 г. гражданской азбуки. Как отмечал позже М.В.Ломоносов, «при Петре Великом не одни бояре и боярыни, но и буквы сбросили с себя широкие шубы и нарядились в летние одежды».
Образец гражданской азбуки, исправленный Петром...

Слайд 15

С 1703 г. начала издаваться первая печатная книга – «Ведомости», в которой публиковалась в основном иностранная хроника.

Слайд 16

Крупным научным учреждением стала основанная Петром в Петербурге в 1714 г. Кунсткамера – помещение для редкостей. В ней хранились собрания минералов, медицинских препаратов, древних монет, находились зоологический кабинет, этнографическая коллекция, несколько земных и небесных «глобусов».

Слайд 17

В 1714г. в Петербурге была открыта старейшая в нашей стране научная библиотека. В 1724 г. Петр издал указ об учреждении Академии наук и художеств. Открылась она уже после смерти царя.

Слайд 18

Петровское время было отмечено бурным развитием науки и техники.
Необходимость научных знаний объяснялось практическими потребностями государства: освоением огромных сибирских и дальневосточных просторов страны, поиском и использованием полезных ископаемых, строительством новых городов, ростом мануфактур и развитием торговли.

Слайд 19

ЗАПОЛНИТЕ ТАБЛИЦУ. Наука.
Год Открытие. Научное событие.
1706 г. В Москве основан аптекарский огород – будущий ботанический сад.
1707 г.

Слайд 20

3.Живопись и архитектура.
При Петре I художественная культура заняла новое место в духовной жизни. Она становится светской, разнообразной, получает поддержку со стороны государства. Однако в целом она носила переходный характер, так как во многом еще сохраняла черты прежней жизни.

Слайд 21

В архитектуре наблюдается переход к регулярной планировке, для которой характерны:
геометрическая правильность, симметричность, установление единых правил и приемов в застройке улиц, определенное соотношение размеров и высоты зданий.

Слайд 22

Архитектурный стиль, зародившийся в XVII веке и получивший распространение в XVIII веке, получил название – барокко -монументальность, сочетающаяся с пышностью

Слайд 23

Все это нашло воплощение в строительстве новой столицы Российской империи – Санкт-Петербурге. В этой работе участвовали лучшие зарубежные специалисты – Ж.Леблон, Д.Трезини, Ф.Б.Трезини, а также русские архитекторы И.К.Коробов, М.Г.Земцов.
Петропавловская крепость

Слайд 24

Важнейшими памятниками архитектуры этого времени стали
Петропавловский собор и Петропавловская крепость, здание Двенадцати коллегий, Меншиковский дворец в Петербурге, Меншикова башня в Москве, первые сооружения в Петергофе.
Здание Двенадцати коллегий.
Меншиковский дворец - Санкт-Петербург

Слайд 25

В изобразительном искусстве появилось новое явление – гравюра.Свою популярность она приобрела из-за дешевизны. Известным мастером-гравером был А.Ф.Зубов.
Зубов А. Ф. Петр Великий
А.Ф. Зубов 1716 г

Слайд 26

Популярность приобрела портретная живопись. Основоположником русской светской живописи является Иван Никитич Никитин, обучавшийся в Италии. Его кисти принадлежат работы: «Напольный гетман», «Петр I на смертном ложе». Ему присуще правдивое изображение героев, интерес к внутреннему миру человека, показ не только индивидуальных внешних черт, но и характера.
«Напольный гетман»
«Петр I на смертном ложе»

Слайд 27

Новшества в быту.
Новое, XVIII столетие Россия встретила необычно: с января 1700 г.было введено новое летоисчисление от Рождества Христова. Празднества сопровождались украшением домов еловыми и сосновыми ветками, весельем и взаимными поздравлениями.

Слайд 28

Маскарад при Петре Великом в 1722 году

Слайд 29

По приказу царя для дворян было в обязательном порядке введено ношение европейской одежды – камзолов, чулок, башмаков, галстуков, шляп.
Зимний кафтан Петра I

Слайд 30

Под страхом опалы бояре и дворяне должны были сбрить бороды. За ослушание им грозил денежный штраф и даже ссылка.
Картина Д.Белюкина "Петр I стрижет бороды боярам"

Слайд 31

Из Европы царь привез и новые формы общения и развлечения: праздники с фейерверками, маскарады. С 1718 г. специальным указом он ввел ассамблеи, устраиваемые попеременно в домах знати
Игра в шахматы на ассамблее при Петре I

Слайд 32

Распространение получила игра на клавикордах (прототип пианино), скрипке, флейте. Появляются любительские оркестры, на концерты которых в обязательном порядке должны были ходить представители знати.
Ассамблея при Петре I. 1858 г

Слайд 33

Новшеств было так много, что понадобилось специальное пособие с правилами хорошего тона. В 1717 г. вышло знаменитое «Юности честное зерцало, или Показание житейскому обхождению, собранное из разных авторов».