Презентация - Формирование социального интеллекта у умственно отсталых учащихся


Формирование социального интеллекта у умственно отсталых учащихсяФормирование социального интеллекта у умственно отсталых учащихсяФормирование социального интеллекта у умственно отсталых учащихсяФормирование социального интеллекта у умственно отсталых учащихсяФормирование социального интеллекта у умственно отсталых учащихсяФормирование социального интеллекта у умственно отсталых учащихсяФормирование социального интеллекта у умственно отсталых учащихсяФормирование социального интеллекта у умственно отсталых учащихсяФормирование социального интеллекта у умственно отсталых учащихсяФормирование социального интеллекта у умственно отсталых учащихсяФормирование социального интеллекта у умственно отсталых учащихсяФормирование социального интеллекта у умственно отсталых учащихсяФормирование социального интеллекта у умственно отсталых учащихсяФормирование социального интеллекта у умственно отсталых учащихсяФормирование социального интеллекта у умственно отсталых учащихсяФормирование социального интеллекта у умственно отсталых учащихсяФормирование социального интеллекта у умственно отсталых учащихсяФормирование социального интеллекта у умственно отсталых учащихсяФормирование социального интеллекта у умственно отсталых учащихся
На весь экран

Слайды и текст этой презентации

Слайд 1

Формирование социального интеллекта у умственно отсталых учащихся
Составила Югова Н.И.

Слайд 2

Одна из главных целей современного образования – научить человека осмысленно ориентироваться в окружающей социальной среде, в меняющихся социальных отношениях, в людях, в их поведении. Другими словами, чтобы стать востребованным специалистом и духовно богатой нравственно ориентированной личностью, необходим развитый социальный интеллект. И если идеи развития интеллекта в целом не новы, то различным аспектам развития именно социального интеллекта сегодня уделяется особое внимание. Представители инновационного образования активно занимаются вопросами взаимосвязи социального интеллекта с общим уровнем развития ребенка, его психологической культурой, ролью в социализации личности.

Слайд 3

Социальный интеллект - личностная черта, определяющая успешность социального взаимодействия, а это в свою очередь оказывает влияние на социальное и как следствие, профессиональное самоопределение обучающихся.

Слайд 4

Социальный интеллект является необходимым аспектом в развитии детей, потому что их взаимодействие не будет успешным, если его участники не научатся правильно понимать свое поведение и поведение других людей. Он является важной характеристикой личности, определяющей успешность взаимодействия человека с другими людьми. Основная сущность социального интеллекта состоит в том, что человек способен интерпретировать и прогнозировать как поведение партнера по общению, так и свое собственное поведение. Эта способность к интерпретации и прогнозу позволяет регулировать процесс общения и взаимодействия, делать его более продуктивным.

Слайд 5

С увеличением круга общения и усложнением межличностных связей у ребенка развивается чувствительность, способность сопереживать, умение принимать точку зрения другого человека, отстаивать свое мнение. В идеальном случае в процессе обучения у школьника постепенно складывается целостная понятийная структура мышления, которая способна обрабатывать, анализировать и обобщать не только научную, но и любую другую, в том числе и социальную, информацию.

Слайд 6

Специфические особенности социального интеллекта у детей с УО заключаются в следующем. Во-первых, слабые способности предвидения последствий поведения и предсказания дальнейших действий партнёров по общению являются причиной того, что УО школьники  плохо понимают связь между поведением и его последствиями, могут часто неосознанно нарушать правила, в том числе грубо, подчёркиваем, неосознанно провоцировать конфликт. Поэтому психолого-педагогическая коррекция должна быть направлена на расширение представлений о правилах социального взаимодействия, о возможных причинах конфликта, о способах поведения в конфликтных ситуациях, на упражнение навыков предупреждения конфликтных ситуаций, на овладение разнообразными стратегиями и тактиками социального взаимодействия.

Слайд 7

Во-вторых, слабые способности по выделению общих существенных признаков в различных невербальных реакциях не позволяют детям с УО правильно оценивать психологическое состояние, чувства и намерения людей по мимике, позам, жестам. Это объясняет их проблемы овладения языком телодвижений, бедности экспрессивного репертуара общения. Они могут неверно интерпретировать смысл сказанного потому как не учитывают сопутствующие невербальные реакции. Поэтому психолого-педагогическая коррекция должна быть направлена на развитие их чувствительности  к эмоциональным состояниям людей и распознавание способов проявления различных эмоциональных состояний в ситуациях общения. У детей следует развивать навыки проявления эмоциональной стабильности, сдержанности, невосприимчивости к критике, тактике поведения на основе обратной связи, наблюдательности и способности к расшифровке невербальных сообщений.

Слайд 8

В-третьих, слабые способности детей с УО к пониманию  многозначных слов и выражений в сочетании с  бедным словарным запасом и слабой познавательной деятельностью, однообразной речевой экспрессией влекут за собой трудности быстрого и правильного понимания вербальных сигналов в контексте складывающихся взаимоотношений. Это, в свою очередь, может провоцировать непонимание, разногласия и конфликты. Дети с УО, в отличие от нормально развивающихся сверстников, плохо распознают различные смыслы, которые могут принимать одни и те же вербальные сообщения в зависимости от характера взаимоотношений людей и контекста ситуации общения, говорят «невпопад», проявляют нетактичность. Психолого-педагогическая коррекция  и развивающая работа должна быть направлена на развитие у них целостного понятийного мышления в различных сферах жизнедеятельности и социального взаимодействия, стремления и умения принимать точку зрения другого человека.

Слайд 9

В-четвёртых, слабые способности детей с УО понимать логику развития ситуаций взаимодействия и значение поведения людей в этих ситуациях определяют трудности понимания причин тех или иных действий, а также последующего поведения. У них очень слабо развита способность адекватно определить намерения и потребности участников коммуникации, что влечёт за собой нарушение процесса адаптации к ситуации общения и деятельности, особенно при их быстрой смене. Школьники с УО, зачастую, не испытывают интереса к другому человеку, к проблемам группы. Специфика их познавательной деятельности и способ понимания ими происходящих событий основывается не на основе логического мышления, как это происходит в норме, а на основе собственного небогатого житейского опыта. Психолого-педагогическая коррекция  и развивающая работа должны быть направлены на развитие способностей анализа ситуаций межличностного взаимодействия, рефлексии, самопринятия и принятия других людей, становления чувства собственного достоинства, активного интереса к социальным проблемам и общественной активности.

Слайд 10

Развитие социального интеллекта у детей — это важный и необходимый этап в развитии личности ребенка, так как он определяет эффективность его социально-психологической адаптации к изменяющимся условиям жизни. Формирование социального интеллекта стимулируется началом обучения в школе. В этом возрастном периоде младший школьник начинает активно контактировать с широким кругом своих сверстников, размышлять по поводу действий, переживаний, приобретает навыки активного межличностного общения, взаимодействия. В этой связи возникает необходимость в формировании социального интеллекта, умения взаимодействовать в детском коллективе, навыка саморегуляции собственных поступков и действий.

Слайд 11

Развитие социального интеллекта у детей начальной школы будет успешно происходить при следующих условиях: -учет индивидуальных особенностей детей; - создание разнообразной среды для проявления любознательности и мотивации к совместной деятельности в плоскостях «ребенок — взрослый», «ребенок — ребенок» .

Слайд 12

Таким образом, эмоционально-личностное благополучие и социальный интеллект являются базовой составляющей процесса социализации младших школьников. Сформированность социального интеллекта ребёнка зависит от многих факторов. Одним из важных моментов его развития является использование проблемных вопросов при работе с ребёнком, будь то практическая деятельность, текстовый материал, сюжетные картинки или что-то иное. Обсуждение, построенное на демонстрации неоднозначности жизненных ситуаций, сложности переживаний и вариативности поведенческих реакций, формирует в ребёнке гибкость мышления в противовес шаблонности и является необходимым условием развития адаптивных возможностей.

Слайд 13

Технология «Пять дорожек навстречу друг другу». Технология «Солнечный круг» включает в себя комплекс игр на развитие навыков социального взаимодействия между детьми. Игры на развитие навыков социального взаимодействия: «Мост дружбы», Цель: развитие эмпатии детей, преодоление нерешительности, скованности у застенчивых детей. Развитие положительного отношения к себе. - «Люблю— не люблю» Цель: развитие способности учитывать интересы и чувства других. - «Магазин игрушек».Цель: развитие социальных контактов, умений разрешать конфликты.

Слайд 14

Социальный интеллект подростков Для подросткового возраста характерен повышенный интерес к другому человеку и самому себе. По мнению психологов, этот «другой» становится для подростка критерием и мерой познания собственного «я», критерием истины. Поэтому возникает задача сделать круг его общения шире, разнообразнее и содержательней. Высокая степень нестабильности жизни, неясность перспектив социального развития общества, материальные трудности ведут к тому, что многие подростки, в большинстве своем не имеют представлений об истинно человеческих ценностях, не могут самостоятельно решить, чего же они хотят от жизни, поэтому можно утверждать о значительном влиянии роли взрослых на формирование ценностных ориентаций подростка.

Слайд 15

Личность подростка  с УО характеризуется относительно низким уровнем развития общего интеллекта , а также разной степенью деформации системы поведенческой регуляции, несформированностью ценностных ориентаций, ригидностью установок социального взаимодействия.

Слайд 16

Для формирования социального интеллекта подростков требуется длительное время и больший объём занятий. Тем не менее, возможно вызвать у подростков интерес к процессу, вовлечь в активную работу по самосовершенствованию, пробудить неподдельный интерес к реальному восприятию внутреннего мира своей личности и личности партнёра по общению. Исследователи отмечают, что в итоге коррекционной работы подростки с УО по- прежнему слабо осознают свои проблемы во взаимоотношениях с другими людьми. Между тем, предлагаемые упражнения помогут подросткам частично освоить некоторые стратегии и тактики социального взаимодействия, тем самым повысить адаптивный потенциал своего поведения.

Слайд 17

Существует много технологий, методик, упражнений, способствующих формированию социального интеллекта. Упражнение «Окно» Техника под названием «Окно Johari» была придумана Джозефом Лафтом и Гарри Ингамом в 1950 году. Можно сказать что это модель, показывающая, насколько хорошо Вы знаете самого себя. Упражнение «Слепой, Глухой, Немой» Цели: погружение совершенно здоровых людей в мир человека с ограниченными возможностями, развитие принятия.

Слайд 18

Упражнение «Ковер мира» Цели: Игра "Ковер мира" предлагает вам хорошую стратегию разрешения конфликтов в классе с помощью переговоров и дискуссий. Само наличие "ковра мира" побуждает детей отказаться от драк, споров и слез, заменив их обсуждением проблемы друг с другом. Упражнение «Паутина предрассудков» Оборудование - моток веревки. Понимание негативной роли предрассудков, предубеждений в отношениях между людьми.

Слайд 19

Упражнение «Агрессивное поведение» В ходе этой игры участники могут разобраться в том, что они называют агрессивным поведением. Они могут разобраться в своем собственном агрессивном поведении и исследовать чужое агрессивное поведение. Упражнение «Безмолвный крик» Подросткам важно научиться даже при самой сильной обиде или гневе не чувствовать себя жертвой. Игра «Безмолвный крик" помогает ребенку ощутить себя хозяином положения, помогает детям понять, что они могут одновременно контролировать себя и избавляться от напряжения.