Презентация - Анализ повести А.И. Куприна «Олеся»

Анализ повести А.И. Куприна «Олеся»Анализ повести А.И. Куприна «Олеся»Анализ повести А.И. Куприна «Олеся»Анализ повести А.И. Куприна «Олеся»Анализ повести А.И. Куприна «Олеся»Анализ повести А.И. Куприна «Олеся»Анализ повести А.И. Куприна «Олеся»Анализ повести А.И. Куприна «Олеся»Анализ повести А.И. Куприна «Олеся»Анализ повести А.И. Куприна «Олеся»Анализ повести А.И. Куприна «Олеся»Анализ повести А.И. Куприна «Олеся»Анализ повести А.И. Куприна «Олеся»Анализ повести А.И. Куприна «Олеся»Анализ повести А.И. Куприна «Олеся»Анализ повести А.И. Куприна «Олеся»Анализ повести А.И. Куприна «Олеся»Анализ повести А.И. Куприна «Олеся»Анализ повести А.И. Куприна «Олеся»Анализ повести А.И. Куприна «Олеся»Анализ повести А.И. Куприна «Олеся»Анализ повести А.И. Куприна «Олеся»







Слайды и текст этой презентации

Слайд 1

Анализ повести А.И.Куприна «Олеся» Презентация урока по литературе 11 класс
Учитель русского языка и литературы - Шубунова В.И. 2015 год

Слайд 2

Здесь жизнь, свежесть, борьба со старым, отжившим, порывы к новому, лучшему. Здесь больше, чем в других рассказах моей души. А. Куприн

Слайд 3

О повести…
Куприн в «Олесе» продолжает гуманистическую традицию русской литературы. Он проверяет современного человека - интеллигента конца XIX века - изнутри, высшей мерой - любовью. И именно любовь высвечивает сильные стороны героини и слабые - героя. Всей повестью автор предупреждает, как печальна жизнь, если пренебречь любовью…

Слайд 4

Какова композиция?
Композиция чёткая: сюжет состоит из 14 глав, которые связаны картинами жизни и природы в единый поток с целью проникнуть в душу читателя. Завязка – знакомство героев: Олеси и Ивана Тимофеевича. Кульминация – чарующая ночь любви. Развязка – Олеся покидает Полесье, оставляя на память герою коралловые бусы – символ её чистой любви.

Слайд 5

С чем в повести связан мотив круга, какие несёт функции?
Образный ряд круга связан в повести с цивилизацией и несёт отрицательные функции. Вырваться из этого круга – значит восстать против узости определенных представлений и традиций жителей Полесья.

Слайд 6

Какой мир характеризует образный ряд красного цвета, какие несёт функции?
Образный ряд красного цвета характеризует естественный мир: мир природы и любви, который несёт позитивные функции гармонии, но…

Слайд 7

символ красного
…, оказываясь в другом, чужом, мире, названные мотивы наполняются иным смыслом: красный цвет (цвет крови, любви) принимает характеристику зла, а круг (бусы), напротив, становится символом трагической любви.

Слайд 8

Какие два мира противопоставляются в повести?
В повести противопоставляется гармоничный мир природы, мир Олеси, и мир человеческой цивилизации.

Слайд 9

Кто герои-антиподы?
Иван Тимофеевич - молодой «паныч» из города, представитель цивилизации.
Такой образ в литературе не новый, уже известный. Таких честных, благородных, но безвольных и нерешительных русских интеллигентов можно увидеть у Тургенева, Чехова, Бунина.

Слайд 10

Олеся – внучка бабки Майнулихи, олицетворяет дикую природу.
Такой образ в литературе новый: юная колдунья не желает променять свою «волю» на существование в пугающем её «городе»

Слайд 11

Апофеоз любви:
1. Тема огня (Иван Тимофеевич заболел – лихорадка – огневица) 2. Слияние сердец «… и вся эта ночь слилась в какую-то волшебную, чарующую сказку… - Ну так не бойся и ни о чем не думай больше… Сегодня наш день и никто у нас его не отнимет…» 3. Любовь – сказка «…Почти целый месяц продолжалась наивная, очаровательная сказка нашей любви…» 4. Вывод: Иван Тимофеевич не выдержал испытание любовью, так как не смог понять и принять образ жизни и чувства Олеси.

Слайд 12

Какова цветопись в повести:
Символический ряд передает любовь, окрашенную кровью: 1 - снег порозовел > кровь пролилась на землю > горячее дыхание > красная царапина > огневица > раны на теле Олеси > красные бусы на память; 2 - красная юбка Олеси на белом фоне снега, красный платок, красные бусы. 3 - красный – цвет любви, цвет тревоги, крови, смерти; белый – цвет нежности, чистоты.

Слайд 13

Почему развитие любви показано в тесной связи с картинами природы?
Природа не просто фон повествования, она способствует особому состоянию души: зимнее торжественное безмолвие подчеркивает отрешенность от цивилизованного мира, усиливает тоску, печаль. Постепенно она оживает: ветер ревет, стонет, бесится, хохочет, а потом врывается в дом как «страшный гость». Вывод: природа становится участницей событий.

Слайд 14

Весенний пейзаж – пробуждение…
Весна! Пробуждение природы – пробуждение чувств! Автор показывает свою героиню как часть этой природы: сила, красота, таинственность души Олеси и загадочность образа… Природа своим языком описывает нам происходящие события: душный день, внезапный вихрь, гроза, град – предвестие разлуки, разрыва, крушение любви.

Слайд 15

Пейзаж
- передаёт душевное состояние героев
- предсказывает дальнейшие события
- фон, экспозиция

Слайд 16

Какой вывод?
Только вдали от цивилизации можно найти человека, способного любить бескорыстно, преданно. Только в единении с природой, в сохранении естественности человек способен достигнуть нравственной чистоты и благородства.

Слайд 17

Какова основная проблема? Одной из проблем повести является проверка личности любовью.
Какова тема?
История любви Олеси и Ивана Тимофеевича. Любовь этих героев погибает под воздействием общественных предрассудков.
Какова идея?
Идея заключается в конфликте между искренними чувствами «естественной» личности и общественной моралью, а также принципами «цивилизованного» мира.

Слайд 18

Какие ещё особенности сюжета можно отметить?
- Основная сюжетная линия основана на сопоставлении двух главных героев. - В произведении тесно переплетаются два рода пафоса: драматический и лирический.

Слайд 19

Подумаем над выводами:
- любовь - самое яркое проявление индивидуальности; - Куприну свойственны поиски гармонии, «красоты и счастья в мире природы; - сказочная атмосфера повести позволяет автору воплотить свой идеал в образе Олеси; - Олеся отказывается от любви, потому что не хочет принести несчастье любимому человеку; - любовь Олеси можно назвать жертвенной и самоотверженной.

Слайд 20

Что же хотел сказать автор произведения читателю?

Слайд 21

Человек может быть прекрасным, если он будет развивать, а не губить данные природой способности. Социальная среда губит лучшие свойства человеческой души, если человек отдаляется от естественного, заложенного в него природой.

Слайд 22

Домашнее задание 1. 1. Напишите эссе, обдумывая проблему: возможно ли вырваться из круга цивилизации?