Презентация - Здоровьесберегающая деятельность в образовательном процессе: проблемы и пути их решения

Здоровьесберегающая деятельность в образовательном процессе: проблемы и пути их решенияЗдоровьесберегающая деятельность в образовательном процессе: проблемы и пути их решенияЗдоровьесберегающая деятельность в образовательном процессе: проблемы и пути их решенияЗдоровьесберегающая деятельность в образовательном процессе: проблемы и пути их решенияЗдоровьесберегающая деятельность в образовательном процессе: проблемы и пути их решенияЗдоровьесберегающая деятельность в образовательном процессе: проблемы и пути их решенияЗдоровьесберегающая деятельность в образовательном процессе: проблемы и пути их решенияЗдоровьесберегающая деятельность в образовательном процессе: проблемы и пути их решенияЗдоровьесберегающая деятельность в образовательном процессе: проблемы и пути их решенияЗдоровьесберегающая деятельность в образовательном процессе: проблемы и пути их решенияЗдоровьесберегающая деятельность в образовательном процессе: проблемы и пути их решенияЗдоровьесберегающая деятельность в образовательном процессе: проблемы и пути их решенияЗдоровьесберегающая деятельность в образовательном процессе: проблемы и пути их решенияЗдоровьесберегающая деятельность в образовательном процессе: проблемы и пути их решенияЗдоровьесберегающая деятельность в образовательном процессе: проблемы и пути их решенияЗдоровьесберегающая деятельность в образовательном процессе: проблемы и пути их решенияЗдоровьесберегающая деятельность в образовательном процессе: проблемы и пути их решенияЗдоровьесберегающая деятельность в образовательном процессе: проблемы и пути их решенияЗдоровьесберегающая деятельность в образовательном процессе: проблемы и пути их решенияЗдоровьесберегающая деятельность в образовательном процессе: проблемы и пути их решенияЗдоровьесберегающая деятельность в образовательном процессе: проблемы и пути их решенияЗдоровьесберегающая деятельность в образовательном процессе: проблемы и пути их решенияЗдоровьесберегающая деятельность в образовательном процессе: проблемы и пути их решенияЗдоровьесберегающая деятельность в образовательном процессе: проблемы и пути их решенияЗдоровьесберегающая деятельность в образовательном процессе: проблемы и пути их решенияЗдоровьесберегающая деятельность в образовательном процессе: проблемы и пути их решенияЗдоровьесберегающая деятельность в образовательном процессе: проблемы и пути их решения







Слайды и текст этой презентации

Слайд 1

Здоровьесберегающая деятельность в образовательном процессе: проблемы и пути их решения
«Здоровье - не всё, но всё без здоровья - ничто» Сократ
1

Слайд 2

Статистика

20-25 % детей приходят в школу с отклонениями в здоровье. За период обучения число здоровых детей уменьшается в 4 раза Наиболее распространенные хронические неинфекционные заболевания: аллергические, сердечно-сосудистые, онкологические нервно-психические болезней органов дыхания, зрения, слуха и т.д. 57% школьников гиперактивны

Слайд 3

Факторы,отрицательно влияющие на здоровье детей
- инструктивно-программирующие методики (режим постоянного сидения) -продолжительное воздействие на детей школьной среды (закрытые помещения, ограниченные пространства, заполненные однообразными искусственно созданными элементами) -Словесно-информационный – вербальный принцип построения учебного процесса (книжное изучение жизни) - лежащие в основе учебного процесса методики -чрезмерное увлечение методиками "интеллектуального" развития (компьютер) -здоровьеразрушающие инновации

Слайд 4

Здоровьеразрушающие инновации
-Замена парт на столы; -Безотрывное письмо шариковой ручкой; -Люминесцентное освещение; -Сокращение уроков труда; -Совместное обучение и воспитание мальчиков и девочек; -Пятидневная учебная неделя; -Частая смена содержания образования и учебных планов.

Слайд 5

Ключевая задача ФГОС
формирование у учащихся умений самообучения, самовоспитания, саморазвития как инструмента проектирования учащимися индивидуальных траекторий обучений. Предусматривается развитие у учащихся УУД как средств самостоятельного приобретения в течение жизни знаний о здоровом образе жизни, их обновления и применения в нестандартных жизненных ситуациях.

Слайд 6

Цель здоровьесберегающей технологии:
«Обеспечить школьнику возможность сохранения здоровья в период обучения в школе, развивать необходимые универсальные учебные действия как средства самостоятельного приобретения в течение жизни знаний о здоровом образе жизни, их обновления и применения в нестандартных жизненных ситуациях.»

Слайд 7

Ученик здоровый
- в физическом плане – умеет преодолевать усталость, здоровье позволяет ему справляться с учебной нагрузкой; - в интеллектуальном плане – проявляет хорошие умственные способности, наблюдательность, воображение, самообучаемость; - в нравственном плане – честен, самокритичен, эмпатичен; - в социальном плане – коммуникабелен, понимает юмор, сам умеет шутить; - в эмоциональном плане – уравновешен, способен удивляться и восхищаться.

Слайд 8

Принципы
-Физическое здоровье – «я могу» -Психическое – «я хочу» -Эмоциональное – «я умею» -Интеллектуальное – «я знаю» -Социальное – «я нужен» -Духовное – «я способен» -Нравственное – «я должен»

Слайд 9

Факторы, влияющие на формирование здоровья
-Гигиенические -Учебно-организационные факторы -Психолого-педагогические  факторы

Слайд 10

Гигиенические факторы: :
-шум, освещённость, воздушная среда; -размер помещений, дизайн, цвет стен, стройматериалы, краска; -размеры мебели, её размещение; -видеоэкранные средства; -пищеблок; -экологическое состояние школьной территории; -состояние сантехнического оборудования.

Слайд 11

Учебно-организационные факторы:
-объём учебной нагрузки; -расписание уроков, распределение  нагрузки по дням, неделям в учебном году; -плотность, чередование видов учебной деятельности, проведение физкультминуток, упражнений для зрения и т.д.; -объём физической нагрузки.

Слайд 12

Психолого-педагогические  факторы:
-личностные, психологические особенности учителя; -психологический климат педагогического коллектива; -психологический климат в классах, на уроках, наличие эмоциональных разрядок; -стиль педагогического общения с учащимися; -степень реализации учителем индивидуального подхода к ученикам; -характер проведения опросов и экзаменов, проблема оценок; -особенности работы с «трудными» подростками; -соответствие используемых методик и технологий обучения возрастным и функциональным возможностям школьника; -состояние здоровья учителя, его образ жизни и отношение к своему здоровью; -степень возможности инновационной деятельности учителя; -наличие системы работы по формированию культуры здоровья и здорового образа жизни учащихся; -подготовленность учителя по вопросам здоровьесберегающих образовательных технологий.

Слайд 13

Задачи учителя:
  -Проведение сравнительного анализа состояния здоровья, режима дня, учебной нагрузки и объема домашних заданий учащихся. -Формирование осознанной потребности учащихся в здоровом образе жизни.     -Педагогическая и психологическая поддержка процесса социализации учащихся. -Повышение физической и санитарно-гигиенической культуры учащихся. -Предупреждение (профилактика) как внутренних, так и внешних причин неуспеваемости учащихся, развитие мотивации к обучению. -Создание методической копилки по здоровьесберегающим технологиям

Слайд 14

Роль учителя:
Гигиенически рациональное планирование урока: -4-7 видов учебной деятельности; -Наличие эмоциональных разрядок; -Соблюдение  гигиенических норм применения ТСО: -Чередование позы ребёнка, контроль осанки; -Наличие, место, содержание и продолжительность физкультминуток; -Психологический климат в классе.

Слайд 15

Здоровьесберегающие образовательные технологии в широком смысле слова – это все те технологии, использование которых в образовательном процессе идет на пользу здоровья учащихся

Слайд 16

1.Технология личностно-ориентированного обучения
предполагает развитие личностных (социально-значимых) качеств учащихся посредством учебных предметов. Спектр социально-значимых качеств достаточно разнообразен: мыслительные, речевые, поведенческие, коммуникативные, творческие, физические, эмоционально-чувственные. Важно подчеркнуть, что личностно-ориентированный подход создает оптимальные условия для самовыражения учащихся, поскольку самовыражение в данном случае выступает в роли эффективного способа закрепления тех или иных личностных качеств.

Слайд 17

2.Технология дифференцированного, в том числе индивидуализированного обучения
опирается на изучение особенностей человека (социально-демографических, социально-психологических, индивидуально-личностных, экзистенциально-личностных). Ее цель – оказание психологической и методической помощи учащимся в том, чтобы они были успешными в учебной деятельности. Следовательно, применение данной технологии позволяет осуществлять, прежде всего, учет особенностей аудитории, а также создавать условия для самовыражения учащихся, подбирать приемы, влияющие на появление и сохранение интереса к учебному материалу.

Слайд 18

3.Технология проблемного обучения
предполагает постановку развивающей цели, формулирование проблемной ситуации или проблемного вопроса, а также поиск вариантов решения. Данная технология создает условия для самовыражения учащихся, учета особенностей аудитории, разнообразия учебной деятельности, а также позволяет использовать разнообразные приемы, способствующие появлению и сохранению интереса к учебному материалу.

Слайд 19

4.Технология эффективной речевой деятельности
позволяет управлять речью. Владея этой технологией, учитель способен постоянно отслеживать качество, как своей речи, так и речи учащихся, причем независимо от того, какой предмет он преподает. Данная технология помогает педагогу создавать благоприятный психологический микроклимат главным образом через этикетность речи.

Слайд 20

5.Технология ненасильственного обучения
содержит информацию о психологических и педагогических средствах ненасильственного воздействия на человека. Владение этой технологией помогает педагогу уйти от авторитарного стиля управления на уроке, дает возможность увлекать, заинтересовывать учащихся учебным материалом, побуждать их к размышлению, а также позволяет использовать разнообразные формы коллективной мыслительной деятельности, способствует созданию благоприятного психологического микроклимата, сохранению интереса к учебному материалу, влияет на предупреждение гиподинамии через разнообразные формы коллективной деятельности.

Слайд 21

6.Технология диалогового обучения
дает возможность педагогу строить урок на диалоговой основе, т.е. превратить урок в пространство эффективного общения, где реализуются такие грани диалога как: информативная (информационный обмен), интерактивная (организационный аспект общения), эмотивная (эмоциональный контакт), конативная (обратная связь), креативная (обмен идеями), биоэнергетическая (энергетический обмен). Это означает, что на уроке приоритетными становятся такие тенденции как взаимоуважение, взаимопонимание, взаимообогащение, взаимодополнение, взаимоподдержка. Следовательно, создаются условия для самовыражения учащихся, учета особенностей аудитории, благоприятного психологического фона, использования приемов, влияющих на появление и сохранение интереса к учебному материалу, активизации разнообразных видов деятельности.

Слайд 22

7.Технология рефлексивного обучения
содержит информацию о рефлексии, ее сущности, этапах, видах. Используя данную технологию, учитель имеет возможность отслеживать в процессе урока уровень понимания учащимися учебного материала, особенности их психологического состояния (степень усталости, утомляемости, заинтересованности), отношение к изучаемому материалу и уроку в целом посредством обратной связи. Названная технология помогает создать условия для самовыражения учащихся, инициирует разнообразные виды деятельности.

Слайд 23

Метод проектов
Организация обучения, при которой учащиеся приобретают знания в процессе планирования и выполнения практических задач- проектов В проектной деятельности формируется и «откладывается про запас» опыт ребенка «быть личностью»- личностный опыт.

Слайд 24

Нетрадиционные уроки:
Урок- КВН Урок-сказка Урок-путешествие Урок-спектакль Урок-игра Урок-викторина Урок-творчество

Слайд 25

Критерии удачного с точки зрения валеологии урока -отсутствие усталости у учащихся и педагога; -положительный эмоциональный настрой; -удовлетворение от сделанной работы; -желание продолжить работу.

Слайд 26

Здоровьесберегающее обучение
► Направлено на – обеспечение психического здоровья учащихся. ► Опирается на – природосообразность, преемственность, вариативность, прагматичность (практическую ориентацию). ► Достигается через – учет особенностей класса (изучение и понимание человека); создание благоприятного психологического фона на уроке; использование приемов, способствующих появлению и сохранении интереса к учебному материалу; создание условий для самовыражения учащихся; инициацию разнообразных видов деятельности; предупреждение гиподинамии. ► Приводит к – предотвращению усталости и утомляемости; повышению мотивации к учебной деятельности; прирост учебных достижений.  ► Зависит от – личного примера педагога; применения специальных педагогических технологий, использования эффективных средств самооценки деятельности педагога на уроке.

Слайд 27

Забота о здоровье – это важнейший труд воспитателя. От жизнедеятельности, бодрости детей зависит их духовная жизнь, мировоззрение, умственное развитие, прочность знаний, вера в свои силы… В.А.Сухомлинский
Спасибо за внимание!