Презентация - Основы учебно-исследовательской и проектной деятельности

Основы учебно-исследовательской и проектной деятельностиОсновы учебно-исследовательской и проектной деятельностиОсновы учебно-исследовательской и проектной деятельностиОсновы учебно-исследовательской и проектной деятельностиОсновы учебно-исследовательской и проектной деятельностиОсновы учебно-исследовательской и проектной деятельностиОсновы учебно-исследовательской и проектной деятельностиОсновы учебно-исследовательской и проектной деятельностиОсновы учебно-исследовательской и проектной деятельностиОсновы учебно-исследовательской и проектной деятельностиОсновы учебно-исследовательской и проектной деятельностиОсновы учебно-исследовательской и проектной деятельностиОсновы учебно-исследовательской и проектной деятельностиОсновы учебно-исследовательской и проектной деятельностиОсновы учебно-исследовательской и проектной деятельностиОсновы учебно-исследовательской и проектной деятельностиОсновы учебно-исследовательской и проектной деятельностиОсновы учебно-исследовательской и проектной деятельностиОсновы учебно-исследовательской и проектной деятельностиОсновы учебно-исследовательской и проектной деятельностиОсновы учебно-исследовательской и проектной деятельностиОсновы учебно-исследовательской и проектной деятельностиОсновы учебно-исследовательской и проектной деятельностиОсновы учебно-исследовательской и проектной деятельностиОсновы учебно-исследовательской и проектной деятельностиОсновы учебно-исследовательской и проектной деятельностиОсновы учебно-исследовательской и проектной деятельностиОсновы учебно-исследовательской и проектной деятельностиОсновы учебно-исследовательской и проектной деятельностиОсновы учебно-исследовательской и проектной деятельностиОсновы учебно-исследовательской и проектной деятельностиОсновы учебно-исследовательской и проектной деятельностиОсновы учебно-исследовательской и проектной деятельностиОсновы учебно-исследовательской и проектной деятельностиОсновы учебно-исследовательской и проектной деятельностиОсновы учебно-исследовательской и проектной деятельностиОсновы учебно-исследовательской и проектной деятельностиОсновы учебно-исследовательской и проектной деятельностиОсновы учебно-исследовательской и проектной деятельностиОсновы учебно-исследовательской и проектной деятельностиОсновы учебно-исследовательской и проектной деятельностиОсновы учебно-исследовательской и проектной деятельностиОсновы учебно-исследовательской и проектной деятельностиОсновы учебно-исследовательской и проектной деятельностиОсновы учебно-исследовательской и проектной деятельностиОсновы учебно-исследовательской и проектной деятельностиОсновы учебно-исследовательской и проектной деятельностиОсновы учебно-исследовательской и проектной деятельностиОсновы учебно-исследовательской и проектной деятельностиОсновы учебно-исследовательской и проектной деятельности







Слайды и текст этой презентации

Слайд 1

Основы учебно-исследовательской и проектной деятельности
Морозова Е.А.

Слайд 2

Исследование
Деятельность, направленная на получение новых знаний о существующем в окружающем мире объекте или явлении. Результат исследования заранее неизвестен Его нужно определить, изучить, получить данные

Слайд 3

Наука и образование генетически связаны между собой
Образование обеспечивает необходимый уровень знаний, умений и навыков, которые нужны для занятий наукой. Образование знакомит с общими принципами функционирования Научной Школы, с мировоззрением ученого и исследователя. Наука, в свою очередь, дает новое знание о мире, которое становится содержанием образования. Научное исследование – процесс выработки новых знаний, вид познавательной деятельности

Слайд 4

Ценность учебно-исследовательской работы определяется возможностью обучающихся посмотреть на различные проблемы с позиции ученых, занимающихся научным исследованием
Одним из путей формирования УУД в основной школе является включение обучающихся в учебно-исследовательскую и проектную деятельность Учебно-исследовательская работа учащихся может быть организована по двум направлениям: урочная учебно-исследовательская деятельность учащихся: проблемные уроки; семинары; практические и лабораторные занятия, др.; внеурочная учебно-исследовательская деятельность учащихся, которая является логическим продолжением урочной деятельности: научно-исследовательская и реферативная работа, интеллектуальные марафоны, конференции и др. (Примерная основная образовательная программа основного общего образования, одобренная Федеральным учебно-методическим объединением по общему образованию (Протокол от 08.04.2015 № 1/15) разде 2.1.5. – [электронный ресурс] – http://mosmetod.ru/metodicheskoe-prostranstvo/documenti/pismo-ministerstva-obrazov  

Слайд 5

Направления УИД
исследовательское; инженерное; прикладное; информационное; социальное; игровое; творческое.

Слайд 6

Слайд 7

ФОРМЫ ИД
В урочной деятельности Во внеурочной деятельности
урок-исследование, урок-лаборатория, урок – творческий отчет, урок изобретательства, урок «Удивительное рядом», урок – рассказ об ученых, урок – защита исследовательских проектов, урок-экспертиза, урок «Патент на открытие», урок открытых мыслей; учебный эксперимент, который позволяет организовать освоение таких элементов исследовательской деятельности, как планирование и проведение эксперимента, обработка и анализ его результатов; домашнее задание исследовательского характера может сочетать в себе разнообразные виды, причем позволяет провести учебное исследование, достаточно протяженное во времени. • исследовательская практика обучающихся; • образовательные экспедиции; • ученическое научно-исследовательское общество; • участие обучающихся в олимпиадах, конкурсах, конференциях, в том числе дистанционных, предметных неделях, интеллектуальных марафонах

Слайд 8

Исследовательская деятельность учащегося
Образовательная технология, использующая в качестве главного средства учебное исследование по этапам: - формулировка темы, выделение актуальности, постановка проблемного вопроса (выделение проблемы) - цель, задачи, гипотеза - изучение теории - подбор методик исследования - сбор материала, его анализ и обобщение - планирование эксперимента, - проведение эксперимента, анализ результатов, проверка исходной гипотезы - формулировка новых фактов - комментарии и выводы

Слайд 9

цель исследовательской деятельности
заключается в приобретении учащимися функционального навыка исследования как универсального способа освоения действительности через повышение мотивации к учебной деятельности и активизации личностной позиции учащегося в образовательном процессе, основой которых является приобретение субъективно новых знаний. (Алексеев Н. Г., Леонтович  А. В., Обухов  А. В., Фомина  Л. Ф. Концепция развития исследовательской деятельности учащихся)

Слайд 10

Проблема исследования
- нерешенный вопрос, представляющий практический или теоретический интерес - проблема вытекает из противоречия между…чем-то и чем-то - формулировка проблемы обнаруживает дефицит, нехватку информации для описания или объяснения реальности

Слайд 11

Примерная тематика исследования
Смертная казнь в России: пятнадцать лет нарушения обязательств или законное право на мораторий? Марксизм: реальность или утопия? Азиатские гунны: «бич божий» или «генератор народов» Через тернии к звездам. По мемуарам моего дедушки в историю Отечества 1950-1990-е гг. Из фронтового альбома моего учителя Герой нашего времени. Кто он? Строки «оплавленные скорбью» Развитие системы здравоохранения СССР в 1940-х – 1991 гг История Великой Отечественной войны в зеркале биографии Орел Елены Федоровны Афганистан. Взгляд из 2000-х История советских военнопленных детей в годы Великой Отечественной войны в зеркале судьбы одного человека

Слайд 12

Примерная тематика исследования
«Духовные имена России» Жаргонизмы, употребляемые в русской речи «Сила права или право силы?» «Конфликты ХХ-ХХΙ вв.» Заглавие книг А.Ахматовой как метатекст  Образ человека в мифе, фольклоре, фразеологии

Слайд 13

актуальность
Социальная актуальность. Абзац о современном положении дел по отношению к проблеме исследования. («В существующих условиях … проблема не получила должного рассмотрения… .»). Теоретическая актуальность. Абзац о масштабе и глобальности теории вопроса. («Существует … проблема, в то же время, (в педагогических науках) эта проблема не получила должного освещения в таких аспектах, как… .»). Практическая актуальность. Абзац о положении дел в практике темы. («Анализ практики показывает, что педагоги (дети) не знают (не умеют, не рассматривают), но при этом всё чаше сталкиваются с…»)

Слайд 14

Проблемный вопрос (загадка, заморочка)
Проблемный вопрос = Большой вопрос = Большая идея Пример:  Могут ли понять друг друга люди разных поколений?  Понимаем ли мы писателя, читая его произведение?

Слайд 15

Характеристика проблемных вопросов: - не имеют определенного ответа, но направлены на изучение отдельной стороны вопроса; - открывают и предполагают важные многочисленные направления для исследований и обсуждений; - раскрывают присутствующие в обсуждаемых темах парадоксы; - служат с для запуска обсуждения, постановки проблемы, не предполагают прямых ответов, ожидаемых учителем; - намеренно провоцируют учащихся и поддерживают их интерес; активизируют мыслительный процесс и поддерживают познавательный интерес учащихся;

Слайд 16

Примеры вопросов
Как решать вопросы будущего? Не в силе Бог, а в правде: кто мы? Почему у существительных одного рода и падежа разные окончания? Как может история предсказать наше будущее? Могут ли понять друг друга люди разных поколений?

Слайд 17

Примеры вопросов
Как география страны влияет на характер британцев? Искусство отражает культуру или формирует ее? Как происходят открытия? Золотой век Елизаветы I: миф или реальность? Зачем человеку другие люди? Мир становится все меньше и меньше? Как мы можем научиться жить вместе в глобальном мире? Как история местного сообщества влияет на его сегодняшние ценности? Кому выгодна война?

Слайд 18

Цель, задачи, гипотеза, методика
Цель - соответствует формулировке темы исследования и может уточнять ее (определить, разработать), Задачи исследования (конкретизируют цель работы, «раскладывая» ее на составляющие; могут определять спектр действий исследователя при движении к поставленной цели). Гипотеза - научно обоснованное предположение о возможных результатах исследовательской работы (если…., то) Методика проведения исследования - подробное описание всех действий, связанных с получением результатов Результаты исследования – краткое изложение новой информации об объектах или явлениях, которую удалось получить в процессе наблюдения или эксперимента. Выводы исследования - умозаключения, сформулированные в обобщенной, конспективной форме. Они кратко характеризуют основные полученные результаты и выявленные тенденции без многословных объяснений или трактовок.

Слайд 19

Тема Проблема Проблем-ный волпрос цель задачи
рассмотреть, классифицировать… Проанализировать литературу Провести опрос Апробировать, а может провести эксперимент, используя наблюдения Изучить на уроках…, провести фестиваль
выявить...; установить...; обосновать...; уточнить...; разработать... Рассмотреть источники Определить… Провести эксперимент, получить подтверждение гипотезы Апробировать

Слайд 20

Гипотеза (предвидение событий) должна быть:
быть проверяемой; содержать предположение; быть логически непротиворечивой; соответствовать фактам. Способы проверки гипотез делят на две группы: «теоретические» и «эмпирические». Первые предполагают опору на логику и анализ других теорий (имеющихся знаний), в рамках которых данная гипотеза выдвинута. Эмпирические способы проверки гипотез предполагают наблюдения и эксперименты.

Слайд 21

Гипотеза
Форма гипотезы : "если ..., то ..., так как...". При этом выражение "так как", направленное на раскрытие сущности явления, построения причинно — следственных связей, применяется, как правило, для гипотез, соответствующих теоретическому уровню исследования. Как сформулировать гипотезу? Проблемная ситуация. Мне нравится не очень сладкое варенье, и я пробовала добавлять при варке меньше сахара, чем по рецепту, но такое варенье хранится очень недолго. Как приготовить не слишком сладкое варенье, которое будет долго храниться и не испортится? Гипотеза №1. Если варить варенье дольше, то оно будет хорошо храниться. Гипотеза №2. Если сваренное по измененному рецепту варенье поместить в холодильник, то оно будет храниться значительно дольше

Слайд 22

Развитие теоретического мышления Теоретическое мышление предполагает наличие следующих умений: 1. Выдвигать и точно формулировать гипотезы. 2. Строить обоснованные, логически непротиворечивые теории, объясняющие известные явления и факты. 3. Кратко и точно определять понятия. 4. Логически последовательно рассуждать, выстраивая длинные цепочки рассуждений, ведущих к нужному выводу. 5. Делать правильные умозаключения на основе фактов. 6. Производить логические операции сравнения, анализа, синтеза, абстракции и обобщения. Под совершенствованием теоретического мышления понимается развитие всех этих умений.

Слайд 23

Упражнение 1. Перед вами утверждения, относящиеся к жизни, психологии и поведению людей: 1. Люди отличаются друг от друга по своим способностям. 2. Люди различаются темпераментом. 3. Почти все дети, начиная примерно с трехлетнего возраста, отличаются в какой-то степени друг от друга проявляющимися у них чертами характера. 4. Разные люди занимают различное положение в обществе, окружающие относятся к ним с разной степенью уважения. 5. Одни люди добиваются в жизни больших успехов, чем другие. 6. В человеческом сообществе во все времена его существования были и продолжают существовать борьба, конкуренция и вражда между людьми. Предложите несколько различных гипотез, объясняющих каждый из этих фактов. Попытайтесь предложить общую концепцию (теорию), которая могла бы объяснить все эти факты вместе взятые. Кратко изложите суть этой теории в устной или письменной форме.

Слайд 24

Упражнение 2. Перед вами совокупность утверждений. Познакомьтесь с ними, объясните отдельные факты с помощью как можно большего числа гипотез и предложите концепцию, объясняющую все факты в целом: 1. Люди видят сны, содержание которых часто не соответствует тому, что происходит наяву. 2. Иногда люди видят то, чего на самом деле нет, например иллюзии, миражи. 3. Многие люди искренне уверяют, что лично видели неопознанные летающие объекты. 4. Есть немало людей, которые выдают себя за свидетелей странных, необычных явлений, например необъяснимых перемещений предметов в пространстве. 5. Многие люди, потерявшие своих близких, определенное время продолжают видеть их во сне или наяву (им иногда кажется, что эти люди находятся где-то рядом). 6. Есть немало известных зрительных иллюзий, от которых человек, даже будучи вполне уверенным в том, что это - иллюзия, не в состоянии избавиться.

Слайд 25

Упражнение на логику В последний момент был задержан взлет авиалайнера. Оказалось, что среди пассажиров находится террорист, намеревающийся угнать самолет. Все пассажиры, следующие этим рейсом, должны быть подвергнуты досмотру. Для этого в здании аэропорта специально было установлено контрольное устройство, позволяющее безошибочно определить, имеются ли у людей, проходящих через это устройство, металлические предметы. Однако времени для индивидуального осмотра не оставалось, и было решено провести пассажиров через контрольное устройство группами. Если в данной группе пассажиров оказывался вооруженный террорист, то контрольное устройство срабатывало. Однако при этом нельзя было точно установить, у кого из пассажиров в данной группе имеется оружие. Сколько раз придется включать контрольное устройство (при наиболее удобном способе разделения пассажиров на группы), чтобы точно определить, кто вооружен (оружие имеется только у одного из 128 пассажиров)?

Слайд 26

Упражнение на умение находить общее. Определите и назовите то общее, что объединяет следующие поступки людей: А. Человеку хочется отдыхать, но он продолжает работать. Б. Юноша трижды поступал в университет и все же добился того, чего хотел. В. Данный человек постоянно терпит неудачи. Знакомые и друзья уговаривают его бросить то дело, в котором его преследуют неудачи, но человек продолжает заниматься им. Г. С детства данный человек не обладал особыми задатками, но добился многого в жизни, приобретя нужные способности.

Слайд 27

Средства развития интеллектуальной сферы по О. Грибинюку
Задавание "бессмысленных" вопросов, например: "Как будет звучать хлопок одной ладони?" (Или: почему на вопрос о национальности многие люди отвечают именем существительным, а русские люди - прилагательным? Например, литовец, немец, испанец и - русский?). Использование сокровищницы народной педагогики (загадки, пословицы и пр.). Например, отгадывание загадок: "До каких пор заяц бежит в лес?"; "Какая женщина не смотрится в зеркало?"; "Каких камней нет на дне моря?"

Слайд 28

Ассоциативные приемы. Установите ассоциативный переход между понятиями "древесина" и "мяч"; или между понятиями "небо" и "чай". (Учеными доказано, что между двумя любыми понятиями (словами) можно установить ассоциативный переход длиною в четыре-пять шагов Мозговая атака - коллективный метод поиска новых идей и решений. Аналогия, с помощью которой проблема описывается несколькими словами обобщенно. Метод инверсии, предусматривающий рассмотрение задачи с противоположных позиций по отношению к принятым.

Слайд 29

Формирование саногенного мышления. Советы психологов: - Отучитесь смертельно расстраиваться по пустякам. - Научитесь "сбрасывать напряжение" - мгновенно расслабляться. - Давайте отдых своей нервной системе. Хорошо работает лишь тот, кто хорошо отдыхает. - Вытесняйте неприятные эмоции, заменяя их приятными. К.С. Станиславский говорил: "Чувствам нельзя приказать, но чувства можно выманить". Поэтому ситуацию, вызвавшую отрицательные эмоции, необходимо постараться сменить на другую. - Не пользуйтесь так называемыми, негативными командами.

Слайд 30

Упражнения на обстоятельства: 1. при каких условиях каждый из этих предметов будет очень полезным? Можете ли вы придумать условия, при которых будут полезными два или более из этих предметов? ветка дерева; телефон; кукла; фрукты; гоночный автомобиль; книга; самовар; барабан.

Слайд 31

Придумайте несколько гипотез и провокационных идей «Что бы произошло, если бы волшебник исполнил три самых главных желания каждого человека на Земле?» (Дж. Фримен – Англия). Представьте, что воробьи стали размером с больших орлов («Слоны стали меньше кошек», «Люди стали в несколько раз меньше (или больше), чем сейчас» и др.). Что произойдёт?

Слайд 32

Классификация методов исследования Метод – это способ достижения цели исследования Методы исследования Эмпирические: наблюдение (целенаправленное восприятие и регистрация явлений и процессов), эксперимент, опрос (социальный опрос, интервьюирование, анкетирование) Теоретические: анализ (разложение на единицы), синтез (соединение частей), моделирование  Специальные методы, обусловленные конкретными условиями организационной деятельности Методы должны обеспечить достоверность, валидность

Слайд 33

тема Гипотеза Методы

Слайд 34

Основные выводы: Учебное исследование – образовательный процесс, реализуемый на основе технологии исследовательской деятельности. Проведение учебного исследования предполагает: выделение в учебном материале проблемных точек, предполагающих неоднозначность; специальное конструирование учебного процесса «от этих точек» или проблемная подача материала; развитие навыка формирования или выделения нескольких версий, гипотез (взгляда на объект, развития процесса и др.) в избранной проблеме, их адекватное формулирование; развитие навыка работы с разными версиями на основе анализа свидетельств или первоисточников (методики сбора материала, сравнения и др.); работа с первоисточниками, «свидетельствами» при разработке версий; развитие навыков анализа и принятия решения на основе анализа одной версии в качестве истинной. (Букреева, И. А. Учебно-исследовательская деятельность школьников как один из методов формирования ключевых компетенций [Текст] / И. А. Букреева, Н. А. Евченко // Молодой ученый. — 2012. — №8. — С. 309-312.(

Слайд 35

Исследование и проект: в чем разница
Проект – брат исследования, направлен на то, чего еще не существует (компьютерной программы, социального эффекта) и предусматривает наличие проектного замысла. Цель проекта: создать, выстроить, достичь

Слайд 36

исследование проект
Получение новых знаний об объектах и явлениях Организация исследования
Анализ оснований проекта, прогнозирование исследования Решение конкретных задач: создание сайта, разработка модели
Не ставит целью изменение окружающей среды, а только его познание. Субъективная практическая значимось Создание новых объектов или их изменение, получение новых свойств. Субъективная практическая значимось

Слайд 37

Структура проекта
Концептуализация (проблема, актуальность) Целеполагание (цель, задача,критерии результативности) Подбор методов, разработка концепции, анализ ситуации, прогноз рисков,и т.д.) План выполнения проекта или определение ресурсов Реализация проекта Оценка результатов и соотнесение их с гипотезой Выводы

Слайд 38

основные элементы проектной деятельности (по А.Иоффе)
целеполагание (определение цели и значимых мотивов участников проекта); исследование сложившейся ситуации и выявление проблем; формулирование ожидаемых результатов (прогнозирование); определённый вариант или способ решения проблемы; постановка задач; планирование деятельности (моделирование); выявление рисков и потенциальных трудностей; определение ресурсов; выполнение намеченного плана (результативность); оценивание (в том числе и промежуточная оценка, внесение необходимых корректив, подведение итогов, соотнесение достигнутых результатов с ожиданиями); рефлексия (анализ собственной деятельности).

Слайд 39

тема Ожидаемые результаты Ресурсы Риски Способы решения проблемы Планирование деятельности

Слайд 40

Элементы проектной деятельности

Слайд 41

Практическая часть реализации проекта
Когда необходимо начать и закончить выполнение работ? (Определение точных временных рамок проектной деятельности.) Что конкретно нужно сделать, чтобы осуществить выбранный на предыдущем этапе вариант достижения поставленных целей? В каком порядке лучше выполнять намеченные действия? Каковы существующие возможности для реализации проекта? (Обеспеченность ресурсами на каждом из этапов работы и в целом — деньги, время, рабочая сила, материалы.) Решает ли разработанный план поставленные задачи? (Связь с творческим уровнем.) Как будет проходить отчетность о выполнении заданий или проделанной работе? (Результативность проектной деятельности и её оценка на каждом из этапов.) Какие соображения по улучшению плана возникли в ходе его разработки? (Рефлексивная часть проектной деятельности.)

Слайд 42

критериев оценки проектной деятельности
убедительное обоснование актуальности выбранной темы (проблемы); нестандартность и оригинальность решений; научный кругозор и теоретическая грамотность; самостоятельность суждений; общественная (практическая или исследовательская) значимость; организация работы в команде (если проект был групповым); логичность и последовательность; выбор оптимальных методов исследования; обоснованность суждений; грамотность оформления результатов работы по проекту (наглядность, разнообразие представленной информации: таблицы, плакаты, видеоматериалы, компьютерные презентации); успешная реализация проекта, выполнение задач и достижение ожидаемых результатов.

Слайд 43

формы представления результатов проектной деятельности :
макеты, модели, рабочие установки, схемы, план-карты; постеры, презентации; альбомы, буклеты, брошюры, книги; реконструкции событий; эссе, рассказы, стихи, рисунки; результаты исследовательских экспедиций, обработки архивов и мемуаров; документальные фильмы, мультфильмы; выставки, игры, тематические вечера, концерты; сценарии мероприятий; веб-сайты, программное обеспечение, компакт-диски (или другие цифровые носители) и др.

Слайд 44

Учебное исследование для УЧАЩЕГОСЯ это: Учебное исследование для УЧИТЕЛЯ это:
Исследовательская деятельность, потому что личная мотивация связана с получением объективно новых знаний об объекте своего исследования. Проектная деятельность, потому что смысл этой деятельности заключается в достижении главной цели образования – повышению качества образования учащегося.
Научный подход к деятельности, потому что критерием качества исследования является его объективность, т.е. принципиальная воспроизводимость результата. Научно организационный подход, потому что Главный смысл деятельности сводится к созданию условий, раскрывающих исследовательские способности учащегося.

Слайд 45

Умения и навыки, получаемые учащимися при выполнении проектной работы Умения и навыки, получаемые учащимися при выполнении исследовательской работы
Умение продвигаться к цели, преодолевать трудности Проверять результаты наблюдений и экспериментов
Оценивать проект Оценивать исследование по степени достоверности результатов
Использовать и рекламировать результаты Запоминать, следить за «второстепенными» наблюдениями, понимая, что это материал для будущих исследований

Слайд 46

Требования к оформлению конкурсных работ Краеведческие исследовательские работы должны иметь объём не более 10 страниц компьютерного набора (формат А4, WordforWindows, шрифт TimesNewRoman, кегль 14, полуторный интервал, все поля – 2 см). Объём приложений – не ограничивается. Исследовательская краеведческая работа должна содержать: 1. Титульный лист с указанием (сверху вниз): название конкурса; тема работы; фамилия, имя, отчество автора; возраст; полное наименование образовательной организации; место создания; год представления. Примечание: сведения о руководителе помещаются в заявку. 2. Оглавление (заголовки разделов с номером первой страницы; список основных сокращений, принятых в тексте). 3. Введение: преамбула, название темы, актуальность, новизна, перспективность исследования, опыт автора, исследовательские интересы автора, проблема, объект, предмет, цель, задачи, гипотеза исследования. 4. Главы: обзор литературы и источников; описание методики исследования; результаты исследования и их обсуждение; выводы; список источников и литературы (распределение по группам; сквозная нумерация, соответствие описания ГОСТу, ссылка на место в тексте). 5. Приложение (распределение по группам; аннотирование изображений, схем, графиков, таблиц; ссылки на место в тексте). Титульный лист и приложение в общий объём не входят, но оцениваются.

Слайд 47

Критерии оценки исследовательских работ (оцениваются в баллах): - обоснование темы, новизна - до 3 баллов; - историография (обзор литературы), источники, экспериментальные данные - до 4 баллов; - структура работы, соответствие названия содержанию, научно-справочный аппарат - до 5 баллов; - логичность изложения, стиль - до 3 баллов; - содержание - до 6 баллов; - вклад автора в исследование - до 5 баллов; - оформление работы (титульный лист, библиография, аккуратность, грамотность, соответствие Положению) - до 2 баллов; - дополнительные баллы жюри - до 2 баллов. Максимальный (итоговый) балл - 30 баллов.

Слайд 48

реферат
Титульный лист должен содержать ведомственную принадлежность учебного заведения, название учебного заведения, ФИО учащегося - автора работы, ФИО научного руководителя, тему работы, год, когда была написана работа. План или оглавление содержит главы и параграфы (если параграфы есть), приложения и проч. План должен давать полное представление о структуре работы. Введение не имеет номера, так как не является главой. Обычно это 2-3 страницы. Главы имеют нумерацию и название, могут делиться на параграфы. Каждая глава начинается с нового листа. Заключение. Обычно 1-2 страницы. Список источников и литературы. Чалдаева, Л. А. Экономика предприятия : учебник для бакалавров / Л. А. Чалдаева.— 3-е изд., перераб. и доп.— М.: Юрайт, 2013.— 411 с. Леденева, Г. Л. К вопросу об эволюции в архитектурном творчестве / Г. Л. Леденева  // Промышленное и гражданское строительство.— 2009.— № 3.— С. 31–33. (журнал) Каратуев, А. Г. Цели финансового менеджмента / А. Г. Каратуев // Финансовый менеджмент: учебно-справочное пособие / А. Г. Каратуев.— М., 2001.— С. 207–451. (сборник) Конституция Российской Федерации : принята всенародным голосованием 12 декабря 1993 года.— М.: Эксмо, 2013.— 63 с. (официальные документы) Борхес Х.Л. Страшный сон // Письмена Бога: сборник. — М.: Республика, 1992. — 510 с. — [Электронный ресурс] — URL: http://literature.gothic.ru/articles/nightmare.htm — (дата обращения: 20.05.2008).

Слайд 49

План статьи: вступление - постановка проблемы в общем виде и ее связь с важными практическими задачами (5-10 строк); формулирование цели статьи (постановка задачи); указанный раздел весьма важен, поскольку из него читатель определяет полезность для себя предлагаемой статьи; цель статьи следует из постановки общей проблемы и обзора ранее выполненных исследований, то есть данная статья имеет целью ликвидировать «белые пятна »в общей проблеме (объем этой части статьи 5-10 строк); последние исследования и публикации, на которые опирается автор, выделение нерешенных частей общей проблемы, которым посвящается данная статья (обычно эта часть статьи составляет около 1 / 3 страницы); изложение собственно материала исследования (от 5-6 страниц текста). Небольшой объем потребует выделения главного в материалах исследования; иногда можно ограничиться только формулировкой цели исследования, короткой упоминанием о методе решения задачи и изложением полученных результатов; если на объем статьи не имеет строгих ограничений, то целесообразно описать методику исследования полнее; в окончании приводятся выводы данного исследования и кратко представляются перспективы дальнейшей работы в этом направлении.

Слайд 50

Литература   1. Александр Пентин. Учебное исследование и то, что им не является. http://www.lgo.ru/model10.htm 2. КлименюкА.В., Калита А.А., Бережная Э.П. Методология и методика педагогического исследования. Постановка цели и задач исследования. К., 1988. – 100с.-С.37 3. Г.Б. Голуб, О.В. Чуракова Методические рекомендации «Метод проектов как технология формирования ключевых компетентностей учащихся» Самара 2003 г. 4. http://www.abitu.ru/researcher/development/ist_0003.html – А.В. Леонтович. Материал посвящен проблеме применения исследования как средства развития современного образования. 4. Intel ® «Обучение для будущего» (при поддержке Microsoft) 4-е издание, М, 2004, общая редакция Е.Н. Ястребцевой и Я.С. Быховского. 5. Алхимия проекта: Методические разработки мини-тренингов для слушателей и преподавателей программы Intel ® «Обучение для будущего», под редакцией Е.Н. Ястребцевой и Я.С. Быховского, М, 2004. 6. http://www.zarealie.nm.ru/u15.htm - пирамида Блума 7. http://www.iteach.ru/ сайт образовательной программы Intel " TeachtotheFuture". 8. Презентационные материалы методиста МОУ ДПОС «Центр медиаобразования» г. Тольятти Тиссен Елены Гергардовны. 9. http://www.iteach.ru/metodika/buharkina Дидактический материал «Практическая работа по теме «Разработка учебного проекта»», старший научный работник лаборатории дистанционного обучения ИОСО РАО к.п.н Бухаркина М.Ю., Москва 2003 г.   10. http://www.ioso.ru/distant/project/meth%20project/4.htm МЕТОД ПРОЕКТОВ д.п.н., проф. ПОЛАТ Е.С., ИОСО РАО   11.http://www.researcher.ru/methodics/home/a_xmi1t.html Теоретические, эмпирические и фантастические темы исследования в домашнем обучении. Савенков Александр Ильич «Теоретические» исследования   12. http://www.researcher.ru/teor/teor_0007.html Подходы к проблеме мотивации в школе и учебно-исследовательской деятельности. Борзенко Владимир Игоревич – кандидат физико-математических наук, Обухов Алексей Сергеевич – кандидат психологических наук.