Слайды и текст этой онлайн презентации
Слайд 1
Произведения писателей ХХ века
Комплексное повторение
Слайд 2
Цели урока:
Проследить за сменой исторических «декораций» в 20 веке
Вспомнить изученные произведения писателей ХХ века
Выявить особенности творчества каждого писателя
Провести сопоставительный анализ творчества писателей первой и второй половины ХХ века
Тренировать умение понимать авторский замысел
Тренировать навык использования в речи пословиц и поговорок
Развивать речь путем пересказа, бесед, диалогов; путем написания и чтения отзывов на литературное произведение
Воспитывать в себе добрые чувства, уважение к людям, любовь к культуре и искусству
Научиться применять в жизни то хорошее, чему учит нас литература 20 века.
Слайд 3
ХХ век – век больших исторических событий
Русская революция 1905 года— термин историографии, описывающий волну забастовок, массовых беспорядков, восстаний в армии и на флоте, политических убийств в Российской Империи в 1905—1907 годы, приведшую в том числе к созданию Государственной Думы.
Слайд 4
ХХ век – век больших исторических событий
Первая мировая война (28 июля 1914 — 11 ноября 1918) — один из самых широкомасштабных военных конфликтов в истории человечества.
Слайд 5
ХХ век – век больших исторических событий
Февра́льская револю́ция (также Февра́льская буржуа́зно-демократи́ческая револю́ция) — революция в Российской империи итогом которой стало падение монархии провозглашения республики и переход власти к Временному правительству.
Слайд 6
Октябрьская революция (официальное название в СССР — Великая Октябрьская социалистическая революция) — этап русской революции, вооруженный государственный переворот, произошедший в России в октябре 1917 года. В результате Октябрьской революции было свергнуто Временное правительство, и к власти пришло правительство, сформированное II Съездом Советов, большинство в котором, незадолго до переворота получила партия большевиков — Российская Социал-демократическая Рабочая Партия (большевиков), в союзе с частью меньшевиков, национальных групп, крестьянских организаций, анархистами и рядом групп в партии социалистов-революционеров. Основными организаторами восстания являлись В. И. Ленин, Л. Д. Троцкий, Я. М. Свердлов и мн. др.
Слайд 7
ХХ век – век больших исторических событий
Вторая мировая война (1 сентября 1939 — 2 сентября 1945) — вооружённый конфликт двух мировых военно-политических коалиций, ставший крупнейшей войной в истории человечества. Во Вторую мировую войну оказалось вовлечено 61 государство (из них 37 приняли участие в боевых действиях), на территории которых проживало свыше 80 % населения земного шара. Военные действия охватили территории 40 государств. Погибло, по разным оценкам, от 50 до 70 млн человек.
Слайд 8
ХХ век – век больших исторических событий
Вели́кая Оте́чественная война́ Сове́тского Сою́за 1941—1945 — война Советского Союза против нацистской Германии и её европейских союзников (Венгрии, Италии, Румынии, Финляндии, Словакии, Хорватии); важнейшая и решающая часть Второй мировой войны.
Слайд 9
ХХ век – век больших исторических событий
Афганская война (1979—1989)
Распад СССР — процессы, происходившие в общественно-политической жизни и экономике Советского Союза во второй половине 80-х — начале 90-х годов XX века и приведшие к прекращению существования СССР 26 декабря 1991 года.
Слайд 11
Иван Алексеевич Бунин (1870-1953)
Какая мука наше писательское
ремесло!.. А какая мука найти звук, мелодию
рассказа — мелодию, которой определяется
всё последующее.
И.А. Бунин
Слайд 12
Рассказ «ЦИФРЫ»
— О чём этот рассказ?
— Только ли внешняя сторона конфликта интересует писателя?
— Какова, по-вашему, главная ценность в человеческих отношениях?
— Всегда ли люди способны понять друг друга? Всегда ли взрослые могут понять детей?
— Как вы думаете, должны ли взрослые признавать свои ошибки перед детьми?
Чему учит этот рассказ взрослых и детей?
Слайд 13
Какие выводы мы можем сделать?
Вывод 1. Весь рассказ своим сложным построением (композицией) отражает борьбу радости, любви, нежности, самых лучших сторон человеческой души со злобой, ненавистью, гневом.
Вывод 2. Постоянное обращение к мальчику подчёркивает внимание и любовь к нему со стороны взрослого, осмыслившего ссору как драму и сохранившего в себе живую душу.
Вывод 3. Переплетение в рассказе двух субъектных планов (я — ты) придаёт художественному строю рассказа лирический характер, выразительную внутреннюю диалогичность.
Слайд 14
Максим Горький (1868-1936)
— Возлюби ближнего твоего, — сказано нам.
— За что? — спрашивают скептики и пессимисты. Следует ответить:
— За великий труд, совершенный в веках, за тот труд, который непрерывно совершается изо дня в день, за то неуклонное стремление ко благу, которое живет в каждом из нас и которое однажды сделает потомков наших добрыми, сильными, счастливыми людьми.
М. Горький
Слайд 15
Каково общее впечатление от прочитанного?
Какие герои кажутся вам особенно интересными?
От кого смог перенять Алеша в доме Кашириных чувства доброты, сердечности, сострадания, честности?
Сильным или слабым вырос АЛЕША?
Повесть «ДЕТСТВО»
Слайд 16
Добрая, но мучительно правдивая книга! Нам остается только открыть ее, чтобы увидеть в ней дни, насыщенные красотою, жизненную силу, надежду, живую, трепетную радугу чувств, услышать музыку полей, под которую растет сердце, прорастает яркое, здоровое и творческое, растет доброе — человечье, возбуждая несокрушимую надежду на возрождение наше к жизни светлой и человеческой!
Слайд 17
«Данко» (Отрывок из повести «Старуха Изергиль)
Чем интересен вам образ Данко?
Какие жизненные уроки можно извлечь из этого произведения?
Стоит ли совершать подвиги во имя людей?
Какую пословицу вы вспомнили после прочтения «Данко»?
Слайд 18
Леонид Николаевич Андреев (1871-1919) Рассказ «Кусака»
Каким же был писатель? Чем он интересен? Как относился к людям?
Почему его рассказ назван «Кусака»? Кто герои этого рассказа и какими они вам показались? Какие настроения вызвал у вас рассказ? Что понравилось и что не понравилось в нем? С каким чувством вы закончили чтение этого произведения?
Почему Кусака перестала доверять людям? Как отнеслась к дачникам?
Что думали дачники, уезжая? Серьезны ли были их сожаления о том, что Кусака остается одна? Как реагировала собака на отъезд людей?
Подумайте, какие вопросы вы задали бы автору этого рассказа?
Слайд 19
Андрей Платонович Платонов (1899-1951)
Только человек, для которого
Россия была его вторым
существом, как изученный до
последнего гвоздя отчий дом, мог
написать о ней с такой горечью и сердечностью.
К.Г. Паустовский
Слайд 20
Рассказ «ЮШКА»
Рассказ «Неизвестный цветок»
Слайд 21
Федор Александрович Абрамов (1920-1983)
Слайд 22
«О ЧЕМ ПЛАЧУТ ЛОШАДИ»
Милый, милый, смешной дуралей, Ну куда он, куда он гонится? Неужель он не знает, что живых коней Победила стальная конница?
Слайд 23
Евгений Иванович Носов (Род. В 1925 году)
Евгений Иванович Носов принадлежит поколению, которое пришло в литературу опаленное огнем войны…
И. Баскевич
Слайд 25
Юрий Павлович Казаков (1927-1982)
Расскажите, чему учит нас рассказ «ТИХОЕ УТРО»?
Что такое настоящая дружба?
Какие пословицы приходят вам на ум после прочтения этого рассказа?
Слайд 26
Дмитрий Сергеевич Лихачев (1905-1999) и его «завещание» молодому поколению
Слайд 28
Главы из книги «ЗЕМЛЯ РОДНАЯ»
Молодость – это вся жизнь
Искусство открывает нам большой мир!
Учиться говорить и писать
Слайд 29
Чему научила нас литература ХХ века в целом?
Быть настоящим человеком.
Человеком с большой буквы.
Человеком, знающим цену любви, преданности и дружбы.
Человеком, умеющим быть настоящим патриотом.
Человеком, умеющим уважать себя и других.
Воспитанным, образованным и культурным человеком!