Слайды и текст этой онлайн презентации
Слайд 1
Слушание и восприятие музыки на уроках искусства
Слайд 2
Слушать музыку- значит воспринимать ее.
Суть художественного восприятия- диалог между композитором и слушателем… Сопереживая художнику, участвуя в его творческих поисках, мы формируем и обогащаем свой духовный мир, развиваем в себе личность. Проживая за короткое время жизни героев, мы усваиваем опыт человечества.
Слайд 3
«Восприятие музыки- это познание самого себя» Ф. Лист
Восприятие музыки- один из процессов музыкального мышления, направленный на познание содержания, смысла музыкального сочинения.
Качества, свойственные музыкальному восприятию: целостность, образность, осмысленность, ассоциативность, избирательность, вариативность и др.
Слайд 4
Слушание или восприятие музыки не только важный вид деятельности на уроке, но и процесс музыкального мышления, в котором выделяют несколько стадий.
Слайд 5
Первая стадия процесса восприятия – это первое знакомство с музыкальным произведением. Впечатления пока расплывчаты, но эмоциональный отклик на музыку уже сформирован.
Слайд 6
Вторая стадия связана с повторным прослушиванием
музыкального произведения. Во второй стадии процесс смещается с эмоционального на слуховой и мыслительный акты. На этой стадии включаются в действие методы и приемы интонационно-образного анализа.
Слайд 7
Третья стадия восприятия - еще одно обращение к музыкальному сочинению. На этой стадии возможно взаимовлияние эмоционально-ценностного и осмысленного восприятия музыки, а также проявление личностного отношения к воспринятой музыке, ее индивидуальная оценка.
Слайд 8
Для эффективности музыкального восприятия ему должна предшествовать
установка на восприятие (процесс подготовки слушателя (зрителя) к целостному восприятию музыкального (художественного) образа, настраивающий психику школьника на определенную эмоциональную волну).
Слайд 9
Установка на восприятие – это создание особой атмосферы, предвосхищающей восприятие музыки – тишины, сосредоточенности (организационный фактор);
вступительное слово учителя (яркий, образный рассказ, проблемный вопрос, эпиграф и т.п.
Создание жизненной ситуации, при которой возможно встретиться с подобной музыкой; напоминание уже знакомых музыкальных тем, интонаций из произведений данного композитора, использование различных ассоциаций (литературных, живописных и др.) и т.п.
(методический фактор).
Слайд 10
Музыка, как искусство, тесно связана с литературой, живописью и другими видами художественного творчества. Воспринимать, а значит, постигать музыку поможет «создание художественного контекста» (Л.Горюнова)-литературного и изобразительного, а также выявление содержательной общности искусств.
Слайд 11
Методы анализа музыки
Метод жанрово-стилевого анализа музыки
Метод интонационно-образного анализа музыки
Метод моделирования ролевой ситуации («Если бы я был композитором, исполнителем, дирижером)
Метод пластического интонирования музыки
Метод инструментального музицирования
Слайд 12
Метод выявления жанровой принадлежности музыки
Метод использования ассоциаций (подбор художественных образов, созвучных музыке)
Проблемный метод (постановка проблемных вопросов, ответы на которые требуют аргументации)
Метод создания художественных композиций
Прием разрушения образа (изменение авторских средств выразительности)
Слайд 13
Прием вокального интонирования мелодии (учащиеся поют темы не только вокальных, но и инструментальных сочинений)
Способ ориентации на графическую и нотную запись основных интонаций, мелодий (он позволяет учащимся осознать особенности музыкального языка-мелодику, ритм, темп, динамику и др.)