Слайды и текст этой онлайн презентации
Слайд 1
Ко́мплекс защи́тных сооруже́ний Санкт-Петербу́рга от наводне́ний (КЗС)
комплекс дамб и смежных гидротехнических сооружений (водопропускных и судопропускных отверстий), протянувшихся поперёк вершины Финского залива от Бронки до Сестрорецка (посёлок Горская), через остров Котлин, на котором находится город Кронштадт (входит в состав Санкт-Петербурга).
Слайд 2
Санкт-Петербург, расположенный в дельте Невы, за триста лет своего существования пережил 323 наводнения (подъем воды на 1,6 м выше ординара).
Могучая водная стихия влияла на формирование облика города, судьбы монархов и простых горожан.
Наводнения становились темой городских преданий и отразились в художественных произведениях.
Слайд 3
На Неве никогда не бывало высоких сезонных паводков. Причиной подъема воды становились атлантические циклоны: юго-западные ветры вызывали нагонную волну из Финского залива, и она препятствовала свободному течению реки.
Чаще всего наводнения наблюдались осенью — в сентябре и ноябре, крупнейшие из них случились в 1777, 1824 и 1924 годах.
Слайд 5
Стихийное бедствие 1777 года положило начало научным исследованиям проблемы.
По указанию императрицы Екатерины II генерал-инженер Ф. В. Баур составил план Петербурга с обозначением мест наводнения, а академик Л. Ю. Крафт опубликовал научную работу «Известия и примечания о разлитиях воды в Санкт-Петербурге».
Слайд 6
Есть три причины наводнений:
1. Длинная волна – при заходе на море циклона в его центре, в области низкого давления, вода как-бы приподнимается, а после ухода циклона – опускается, образуя здоровенную волну до 2,5 м высотой. 2. Сейши – своего рода раскачивание воды в водоеме в результате перепадов атмосферного давления, физически – стоячая волна. Подъем воды до 1,5 м. 3. Нагон воды с моря сильным ветром. До 1 м. Сложившись, эти факторы теоретически могут вызвать подъем воды до 5 м, фактически в 1824 году вода поднималась на 421 см, это максимальный зафиксированный уровень.
Слайд 7
В феврале 1825 года Александр I объявил конкурс на лучший проект защиты Петербурга от наводнений.
П. П. Базен, один из пяти участников конкурса, предлагал отделить Невскую губу от Финского залива каменной плотиной. Дамба должна была пересечь залив между Лисьим Носом и Ораниенбаумом через остров Котлин. Для прохода судов между заходящими друг за друга оконечностями плотины предполагалось оставить широкий канал, перпендикулярный направлению западных ветров.
Проекты обсуждались почти 30 лет, но губительные наводнения в это время не повторялись, и интерес к защитным мерам постепенно угас.
Слайд 9
Во время наводнения 1924 года почти две трети территории Ленинграда находились под водой. В районе затопления оказались также Лахта, Лисий Нос, Стрельна, Петродворец, Ломоносов, Сестрорецк и Кронштадт.
Было повреждено более 5000 зданий, разрушено 19 мостов, 40 судов в морском порту затонули или были выброшены на берег. Сильно пострадали заводы «Красный путиловец» и «Русский Дизель», были залиты водой архивы Главного штаба и Петропавловской крепости. В Летнем саду погибло 550 вековых деревьев. Точных сведений о количестве жертв наводнения не сообщалось.
Как и при прежних катастрофах, во внезапном подъеме невских вод искали высший смысл и зловещие предзнаменования.
Слайд 10
Руководство Ленинграда извлекло уроки из катастрофы 1924 года. Институт коммунального хозяйства в 1932 году представил проект защитных гидротехнических сооружений, основанный на разработках П. П. Базена.
Строительство предполагалось завершить к 1938 году, но после убийства С. М. Кирова в 1934 году наступила пора тотальных репрессий, затем война, блокада.
Слайд 11
К проекту дамбы вернулись в начале 1960-х годов после крупного наводнения 15 октября 1955 года (2,93 м выше ординара) и в связи с разработкой нового Генерального плана развития Ленинграда.
Слайд 12
Предлагались такие проекты защиты Санкт-Петербурга и Ленинграда от наводнений как :
А)западный вариант (примерно по линии современного Комплекса)
Б) восточный вариант (по западному побережью города).
Слайд 15
В 1979 году по западному современному проекту началось создание дамбы.
В декабре 1984 года остров Котлин был соединён с материком (с северной стороны).
В конце 1980-х строительство было приостановлено из-за опасений отрицательного воздействия проекта на окружающую среду (впоследствии снятых), а затем — из-за отсутствия финансирования.
Достройка комплекса, оставленного готовым примерно на 60 %, началась в 2001 году.
Слайд 16
Закладка первого камня в дамбу, 1 октября 1980 года
Слайд 21
Первые протесты против строительства КЗС начались еще в 1975 году, когда ряд известных людей направили письмо на имя председателя комитета партийного контроля Пельше.
Ученые опасались превращения Невской губы в болото.
Слайд 22
Со стороны Сестрорецка
Панорама моста С2 с форта от Кронштадта 22 июня 2003 года
Слайд 24
Северные водопропускные сооружения
Слайд 25
Комплекс защитных сооружений предназначен для защиты акватории Невской губы и дельты Невы от сгонно-нагонных явлений, при которых фиксировался подъем воды до 4,2 метра выше ординара.
Полная протяженность защитных сооружений 25,4 км. Комплекс рассчитан на защиту от наводнений высотой до 4,55 метра, верхняя отметка волноотбойной стенки над средним многолетним уровнем воды — 7,5 м
Слайд 26
Комплекс защитных сооружений включает в себя 11 защитных дамб, 6 водопропускных сооружений, два судопропускных сооружения и шестиполосную автомагистраль, проходящую по гребню защитных дамб, с мостами, туннелем и транспортными развязками.
Слайд 27
Получив информацию от Гидрометцентра о подъеме уровня воды, Дирекция КЗС заблаговременно (за 3 часа) предупреждает Администрацию Большого порта об угрозе затопления и прекращении навигации.
Начинается подготовка к маневрированию затворов всех защитных сооружений.
При угрозе наводнения сначала закрываются затворы судопропускных сооружений
Слайд 28
Судопропускное сооружение
Слайд 30
Судоходный канал в случае наводнения перекрывается затвором массой 2500 т, находящимся в обычных условиях в бетонном пазу, расположенном ниже дна судоходного канала.
В случае наводнения затвор поднимается до отметки 4,55 м выше среднего уровня воды.
Слайд 32
Основные строительные работы на комплексе защитных сооружений были завершены в 2010 году.
Официальная церемония ввода в эксплуатацию произошла 12 августа 2011 года.
Первое использование комплекса для защиты Санкт-Петербурга от сгонно-нагонных явлений в Невской губе произошло в том же году, 28 ноября 2011 года.
Слайд 34
Диспетчерский пункт
Слайд 37
Источники :
http://blog.rushydro.ru/?p=3204
http://www.spb-projects.ru/forum/viewforum.php?f=12
http://family-history.ru/material/history/spb/spb_31.html
http://ru.wikipedia.org/wiki
http://www.touristplaces.ru/PointView/ID/4528