Слайды и текст этой онлайн презентации
Слайд 1
ТЕХНОЛОГИЯ РАЗВИТИЯ
КРИТИЧЕСКОГО
МЫШЛЕНИЯ
Выполнила: Михайловская А.Г.
учитель начальных классов
МБОУ СОШ № 119
г. Нижний Новгород
Слайд 2
КРИТИЧЕСКОЕ МЫШЛЕНИЕ –
это естественный способ взаимодействия с идеями и информацией.
Необходимо умение не только овладеть информацией, но и критически ее оценить, осмыслить, применить
Слайд 3
КРИТИЧЕСКОЕ МЫШЛЕНИЕ –
это разумный, взвешенный подход к принятию сложных решений, как следует поступать и во что верить
Слайд 4
КРИТИЧЕСКОЕ МЫШЛЕНИЕ –
это особый вид деятельности позволяющий ученику вынести здравое суждение о предложенной ему точке зрения или модели поведения
Слайд 5
КРИТИЧЕСКОЕ МЫШЛЕНИЕ –
отправная точка для развития
творческого мышления
Слайд 6
КРИТИЧЕСКОЕ МЫШЛЕНИЕ
Виды интеллектуальной деятельности,
которые нельзя назвать критическими
Запоминание
Понимание простых и сложный идей
Творческое, интуитивное мышление
спортсмена, художника, музыканта
Слайд 7
Критическое мышление имеет 5 характеристик (Д. Клустер)
Во-первых – это мышление самостоятельное
Во-вторых – это мышление обобщенное
В-третьих – это мышление проблемное и оценочное
В четвертых – это мышление аргументированное
В пятых – критическое мышление есть мышление социальное
Слайд 8
В программе РКМЧП определение критического мышления состоит из 6 компонентов.
Критический мыслитель:
Формирует собственное мнение
Совершает обдуманный выбор между различными мнениями
Решает проблемы
Аргументировано спорит
Ценит совместную работу, в которой возникает общее решение
Умеет ценить чужую точку зрения и сознает, что восприятие человека и его отношение к любому вопросу формируется под влиянием многих факторов
Слайд 9
Основные контуры ТРКМ
Цель данной технологии - развитие мыслительных навыков учащихся, необходимых не только в учебе, но и в обычной жизни (умение принимать взвешенные решения, работать с информацией, анализировать различные стороны явлений и т.п.).
Слайд 10
Основа ТРКМ –
трехфазная структура урока:
вызов
осмысление
рефлексия
Слайд 11
Задачи фазы вызова ( пробуждение интереса к предмету)
Актуализировать имеющиеся у учащихся знания и смыслы в связи с изучаемым материалом
Пробудить познавательный интерес к изучаемому материалу
Помочь учащимся самим определить направление в изучении темы
Слайд 12
Задачи фазы реализации смысла – (осмысление материала во времени работы над ним)
Помочь активно воспринимать изучаемый материал
Помочь соотнести старые знания с новыми
Слайд 13
Задачи фазы рефлексии – (обобщение материала, подведение итогов)
Помочь учащимся самостоятельно обобщить изучаемый материал
Помочь самостоятельно определить направления в дальнейшем изучении материала
Слайд 14
Формы и средства развития КМ
сбор данных
анализ текстов
сопоставление альтернативных точек зрения
коллективное обсуждение
разные виды парной и групповой работы
дебаты
дискуссии
публикации письменных работ учащихся
КМ – письменная работа
Слайд 15
Роль учителя в ТРКМ:
направляет усилия учеников в определенное русло
сталкивает различные суждения
создает условия, побуждающие к принятию самостоятельных решений
дает учащимся возможность самостоятельно делать выводы
подготавливает новые познавательные ситуации внутри уже существующих
Слайд 16
Современный выпускник умеет:
формировать собственное мнение
совершать обдуманный выбор между различными мнениями
решать проблемы
аргументировано спорить
ценить совместную работу, в которой возникает общее решение
уметь оценить чужую точку зрения и сознавать, что восприятие человека и его отношение к любому вопросу формируется под влиянием многих факторов
Слайд 17
Основные приемы ТРКМ Приемы по развитию навыков составления вопросов
Таблица «толстых» и «тонких» вопросов
? ?
Дайте три объяснения, почему…?
Объясните, почему…?
Почему вы думает6е…?
Почему Вы считаете…?
В чем различие…?
Предположите, что будет, если…?
Что, если…? Кто…?
Что…?
Когда…?
Может…?
Будет…?
Мог ли…?
Как звать…? Было ли…?
Согласны ли Вы…?
Верно ли…?
Слайд 18
Ромашка Блума
Простой вопрос
Уточняющий вопрос
Оценочный вопрос
Творческий вопрос
Вопрос интерпретация
Практический вопрос
?
Слайд 19
Ромашка Блума
Простые вопросы (фактические вопросы) – требуют знания фактического материала т ориентированы на работу памяти
Уточняющие вопросы – «насколько я понял….», «правильно ли я Вас поняла, что…»
Интерпретирующие вопросы (объясняющие) – побуждая учеников к интерпретации, мы учим их навыкам осознания причин тех или иных поступков или мнений (почему?)
Оценочные вопросы (сравнение) – необходимо использовать, когда вы слышите, что кто-либо из учеников выражает соседу по парте свое недовольство или удовольствие от произошедшего на уроке
Творческие вопросы (прогноз) – «Как вы думаете, что произойдет дальше…?»
Практические вопросы – «Как мы можем…?» «Как поступили бы вы…?»
Слайд 20
Кластеры (гроздья)
Слайд 21
Визуальные формы организации изучения материала
Прием «Выглядит, как…», «Звучит, как…»
Выглядит, как… Звучит как…
- Часы
- Конвейер
- Ступеньки лестницы
- Яркая картина «Это ново!»
«Это интересно!»
Песня: куплет, припев
Слайд 22
КРИТИЧЕСКОЕ МЫШЛЕНИЕ
ОПОРНЫЕ СИГНАЛЫ
СХЕМЫ
ЛОГИКО-СМЫСЛОВЫЕ МОДЕЛИ
Слайд 23
Сама ТЕМА - это «ствол дерева»
«Листочки» - это ПРОГНОЗ
«Веточки» - это АРГУМЕНТЫ, обоснования прогнозов
«ДЕРЕВО ПРЕДСКАЗАНИЙ»
Слайд 24
Прием «ФИШБОУН»
Проблема
Причина
Причина
Факты
Факты
Вывод
Слайд 25
«Оценочное окно»
Сразу могу применить
Совсем непонятно Хорошо понятно
Никогда не смогу применить
Слайд 26
ПМИ (Плюс –Минус –Интересно) автор Эдвард де Боно
«Плюс» (+) записываем те факты, которые могут отвечать на вопрос «Что хорошего?»
«Минус» (-) записываем все те факты и мысли, которые могут отвечать на вопрос «Что в этом плохого?»
«?» - предназначается для записи различных интересующих ученика фактов и мыслей
«Что в этом интересного?»
Слайд 27
Таблица Донны Огл «Знаю – Хочу знать – Узнал» (ЗХУ)
З – что мы
знаем Х – что мы
хотим узнать У – что мы узнали и что нам осталось узнать
Категории информации, которыми мы намерены пользоваться /Главные слова/ Категории информации, которыми мы намерены пользоваться /Главные слова/ Источники, из которых мы намерены получить информацию
А
Б
В
Г Д
Е
Ж
З 1
2
5
4
Слайд 28
«Бортовые журналы»
Что мне известно
по данной теме? Что нового я узнал из текста?
Слайд 29
«Двухчастный дневник»
Вопросительные
слова Основные понятия темы
Что?
Какой?
Чем отличается?
Почему?
и др.
Слайд 30
«Концептуальная таблица»
Линии сравнения Роберт Скотт Руал
Амундсен
Команда
Снаряжение
Опыт
Погода
Удача
Слайд 31
Сюжетные таблицы
Кто? Что? Когда? Где? Почему?
Слайд 32
Инсерт (условные значки)
V
(осознать новые знания) +
(исправить неверные предположения) -
(исправить неверные предположения ?
(побудить дальнейший интерес к теме)
Я это знал Это для меня абсолютно новое Это противоречит тому, что я знал Я хочу знать об этом больше
Слайд 33
Почему «6 W»
Произошел от английского слова Why – с которого начинается вопросы:
Почему? Зачем? По какой причине?…
Ситуация «Почему?», «Почему?», «Почему?»,
«Да потому…»
Слайд 34
Перепутанные логические цепочки
Учитель предлагает учащимся ряд утверждений, среди которых есть верные, а есть и неверные
Учащиеся работают индивидуально, читают текст, отмечают перепутанные цепочки
Обсуждают свои результаты в группе, уточняют, исправляют
Слайд 35
Прием составления глоссария
Проводится игра с интригующим названием «Таинственные значки»
Из списка слов – каждый из играющих выбирает одно или два и рисует их в виде символов –глоссов
При этом никто не знает о выборе другого игрока
Создается выставка и все отгадывают рисунки друг друга
После того как значение какого-либо из рисунков отгадано, автор поясняет его
Можно составить словарь – глоссарий
Слайд 36
Приемы по развитию навыков прогнозирования
Верные и неверные утверждения
В начале урока даются утверждения по новой теме, которые нужно оценить как верные или неверные и обосновать свои решения
На стадии рефлексии можно предложить ребятам составить самим утверждения и обменятся ими для оценки их правильности
Слайд 37
Стратегия «Отсюда – сюда»
Группа получает
общее задание по теме
Каждый член
группы получает
«свой» объект исследования
Сбор информации
об объекте
Обмен информацией в группе
Выделение общего
для запоминания
основной части таблицы
Заполнение таблицы
Написание совместного
исследования по теме
Презентация исследования
1
3
4
5
6
2
7
8
Слайд 38
Приемы по развитию навыков решения проблем
Мозговой штурм
Карусель. Групповая работа. Проблемные вопросы или задания по количеству групп. Каждая пишет свое решение и передает по кругу дальше
Слайд 39
Приемы по развитию навыков ведения дискуссии
Ролевая игра
Перекрестная дискуссия
Спор-диалог
Метод углов (учащиеся расходятся по углам в соответствии с определенной позицией. Аргумент одной группы – контраргумент другой. Учащиеся могут переходить в другой угол. Колеблющиеся сидят в центре класса, в процессе дискуссии могут присоединиться к той или иной группе)
6 шляп (чтобы мыслить – в соответствии с цветом шляпы, ученик доказывает ту или иную точку зрения)
Аквариум
Слайд 40
АКВАРИУМ
Рыбки
Ведущий
Наблюдатель
Наблюдатель
Эксперт
Эксперт
Эксперт
Эксперт
Слайд 41
Приемы по развитию навыков представления своего мнения и учета иного мнения
Семинары совместного редактирования. Автор текста (реферата) раздает ксерокопии всем участникам семинара. Каждый указывает три момента (по содержанию, стилю, сюжету), которые понравились и три, которые не понравились. Автор тихо записывает и в конце делает отчет о том, что принимает, а что нет.
Создание цепочки (синквейнов хайку, рисунков) передавая друг другу их по кругу. Каждый пишет свой синквейн, развивая мысли предыдущих авторов.
Свободное письмо, эссе
Зигзаг (взаимообучение) работа в группах сменного состава
Методики КСО
Слайд 42
СИНКВЕЙН
В первой строчке тема называется одним словом (обычно существительным)
Вторая строчка – это описание темы в двух словах (двумя прилагательными)
Третья строчка – это описание действия в рамках этой темы тремя словами
Четвертая строчка – это фраза из четырех слов, показывающая отношение к теме
Последняя строка – это синоним из одного слова, который повторяет суть темы.
Слайд 43
Критическое мышление
Размышляйте над этим...
Только критически
Слайд 44
Литература
Исламгулова О.Ф. Психологическое исследование влияния на работоспособность школьников традиционной и новой технологии обучения //Творческая педагогика. – 2000. – №3.
Клустер Д. Что такое критическое мышление? // Русский язык.– 2002.-№29.
Громова О. Критическое мышление: как это по-русски ?//Первое сентября, 16 января, 2001, с.3
Фонтанова А. Технология, которая нам позволяет стать другими. //Первое сентября, 16 января, 2001, с.3.
http://www.velib.com/shcool_ru_1.html
http://www.infoliolib.info/philol/bogdanova/1.html