Слайды и текст этой онлайн презентации
Слайд 1
Подготовка к ЕГЭ по обществознанию
Раздел 1. Человек и общество
(часть 4)
Подготовила: учитель истории и обществознания
Безолюк.С.П.
Слайд 2
Вопросы кодификатора:
Наука. Основные особенности научного мышления. Естественные и социально-гуманитарные науки
Образование и самообразование.
Религия как феномен культуры.
Искусство, его формы, основные направления
Мораль, её категории
Поняите общетсвенного развития
Угрозы ХХI века(глобальные проблемы)
Слайд 3
Наука - форма духовкой деятельности людей , направленная
на производство знаний о природе, обществе и о самом
познании, имеющая непосредственную цель постижения истины и открытия объективных законов.
Социальный институт
Отрасль духовного производства
Особая система знаний
Наука
Знания
Основная продукция
Система научных исследований Опытно-конструкторские изыскания
Понятия, законы, теории
Научные представления, теории, понятия.
Создание целостных систем на основе определенных закономерностей.
Слайд 4
Модели развития научных знаний
Постепенное развитие науки
Развитие науки через научные революции
Развитие науки через приближение к познавательным стандартам естествознания
Развитие через интеграцию научного знания
Истоки любого знания можно найти в прошлом, а работа ученого должна сводиться лишь к внимательному изучению работ своих предшественников
Периодически любая наука должна переживать коренную смену господствующих в ней представлений и переходить от «этапа спокойного развития» к «этапу кризиса и смены парадигм»
За эталон принимаются теоретические построения и методы естествознания, прежде всего физики. Отсюда и критерии любого научного познания: точность, доказательность, экспериментальная проверяемость.
Стоить систему знания на основе извлечения её элементов из различных научных дисциплин: использование теории и методов других наук.
Парадигма – господствующая система идей и теорий, которая служит эталоном мышления в конкретный исторический период и позволяет ученым и обществу успешно решать стоящие на повестке дня мировоззренческие и практические задачи.
Слайд 5
Наименование функции Содержание
Культурно-мировоззренческая Помогает человеку не только объяснить известные ему знания о мире, но и выстроить их в целостную систему, рассмотреть явления окружающего мира в их единстве и многообразии, выработать свое мировоззрение, научные представления – часть общего образования, культуры
Познавательно-разъяснительная Осуществляет познание и объяснение устройства мира и законов его развития.
Прогностическая Осуществляет прогнозирование последствий изменения окружающего мира, раскрывает возможные опасные тенденции развития общества. Формулирует рекомендации по их преодолению.
Слайд 6
Наука
Общество
потребности развития
материально-техническая база
Внутренние законы науки
Преемственность (сохранение положительного содержания старых и новых знаний)
Чередование относительно спокойных периодов развития и периодов «крутой ломки» фундаментальных законов и принципов (научные революции)
Сочетание процессов дифференциации и интеграции
Углубление и расширение процессов математизации и компьютеризации
Являясь подсистемой общества наука испытывает на себе определенное воздействие общества, хотя и развивается по своим законам
Слайд 7
Объективность
Предметность
Системность
Категориальность, развитость понятийного аппарата
Рациональность, логическая непротиворечивость, выводимость, согласованность выводов
Доказательность, обоснованность
Доказательность, обоснованность
Научное познание – особый вид познавательной деятельности, направленный на выработку объективных, системно организованных и обоснованных знаний о природе, человеке и обществе
Особенности научного познания
Слайд 8
Научное познание имеет уровни, формы и методы:
Уровни научного познания
Слайд 9
Научное познание имеет уровни, формы и методы
Слайд 10
Научное познание имеет уровни, формы и методы:
Слайд 11
Проблема- осознанная формулировка вопросов, возникающих в ходе познания и требующих ответа.
Теоретическая
Практическая
Слайд 12
Метод - это совокупность правил поведения и требований к деятельности, сформулированных на основе знаний о свойствах объективной реальности. Это путь исследования
Метод - это, образно говоря, фонарь, освещающий путнику дорогу в темноте. Методология: система принципов и способов организации и построения теоретической и практической деятельности, и учение об этой системе.
Научный метод:
Строгость
Объективность
Слайд 13
Наблюдение
это преднамеренное и направленное восприятие объекта познания с целью получить информацию о его форме, свойствах и отношениях.
Процесс наблюдения не является пассивным созерцанием. Это активная, направленная форма гносеологического отношения субъекта по отношению к объекту, усиленная дополнительными средствами наблюдения, фиксации информации и ее трансляции.
Требования: цель наблюдения; выбор методики; план наблюдения; контроль за корректностью и надежностью полученных результатов; обработка, осмысление и интерпретация полученной информации (требует особого внимания).
Слайд 14
Эксперимент
В отличие от обычного наблюдения, в эксперименте исследователь активно вмешивается в протекание изучаемого процесса с целью получить дополнительные знания.
это особый прием (метод) познания, представляющий системное и многократно воспроизводимое наблюдение объекта в процессе преднамеренных и контролируемых пробных воздействий субъекта на объект исследования.
В эксперименте субъект познания изучает проблемную ситуацию, чтобы получить исчерпывающую информацию.
объект контролируется в специально заданных условиях, что обеспечивает возможность фиксировать все свойства, связи, отношения, меняя параметры условий.
эксперимент - это наиболее активная форма гносеологического отношения в системе "субъект-объект" на уровне чувственного познания.
Слайд 15
Проблемы духовного развития в России сегодня
Смена духовных ориентиров –раньше ставку на коллективизм, сейчас на индивидуализм; раньше – фигуры честных хотя и простоватых тружеников готовых отдать жизнь за коммунизм и партию, сейчас официальным эталоном считается человек сделавший себя сам – бизнесмен, политик, кинозвезда, религиозный деятель
размывании официальных и анти официальных образцов – огромное количество кино и теле продукции где жизнь гангстеров киллеров поэтизируется, на нее набрасывается романтический флер. Впрочем по прежнем в чести – сила, ловкость, деловая хватка – весь комплекс черт которые присущи и честному милиционеру (улица разбитых фонарей) и криминальному тузу (бригада)
Массовая коммерческая культура часто скатывается к китчу (халтура)
дегуманизация нового искусства, искусство всегда говорило о самом человеке и его переживаниях. Абсолютное большинство людей и сейчас хотят плакать над стихами и любоваться пейзажами, а новое искусство – абстракционизм, сюрреализм, экспрессионизм – это покушение не только на формы но и на саму личность.
Слайд 16
Система образования -
совокупность образовательных программ и стандартов, сеть образовательных учреждений и органов управления образованием, а также комплекс принципов, на которых строится её функционирование.
Слайд 17
Образовательные ступени системы образования РФ:
Дошкольное образование.
Общее образование:
начальное образование (1-4 классы);
основное общее образование (5-9 кл.);
среднее (полное) общее образование (10-11, 10-12 кл.).
Профессиональное образование:
начальное;
среднее;
высшее;
послевузовское.
Система дополнительного образования (кружки, секции, курсы и т.д.).
Слайд 18
13. Укажите признак, характеризующий среднее образование в РФ:
среднее общее образование является обязательным в РФ;
государство гарантирует гражданам РФ общедоступность и бесплатность среднего общего образования;
набор обязательных базовых курсов в средней школе устанавливается местными органами образования;
государственные стандарты среднего образования определяют содержание образования только в государственных школах.
Слайд 19
Религия -
Лат. «связывание, повторное обращение к чему-либо».
Вера в сверхъестественное(в Бога).
Совокупность взглядов и представлений, система верований и обрядов, объединяющая признающих их людей в одну общность.
Особый тип мировоззрения, определяемый верой в существование высшего разумного сверхчеловеческого начала или божества.
Специфическая форма общественного сознания, извращённое, фантастическое отражение в сознании людей господствующих над ними внешних сил (с точки зрения атеизма).
Слайд 20
Проблема происхождения религий (спорный вопрос)
Богословско-теологический подход (Религия- результат сверхъестественной связи человека с Богом)
Материалистический подход (Религия-продукт развития
человеческого сознания)
Слайд 21
Признаки религии:
Вера в сверхъестественное.
Организованное поклонение высшим силам.
Стремление согласовать жизнь с требованиями безусловного начала (Бога, Абсолюта)
Слайд 22
Религиозное мировоззрение
Для него характерны:
Удвоение мира на мир земной, посюсторонний и небесный, потусторонний;
Признание бессмертия души;
Таинственная магическая связь между человеком и Богом или другими силами;
Поклонение эти силам;
Возможность общаться с ними.
Слайд 23
Религия- это только вера , но и культ, ритуалы и др. формы практического воплощения веры:
Элементы религии:
вера – принятие истинности чего-либо без доказательств;
культ – вид религиозной деятельности, религиозное почитание каких-либо предметов, святых отцов, бога или богов; религиозная обрядность;
переживания;
образ жизни (нравственные ценности и религиозные нормы);
символы.
Слайд 24
Функции религии:
мировоззренческая (Задает «предельные» критерии, абсолюты, с точки зрения которых осмысливаются мир, общество, человек, обеспечиваются целеполага-ние и смыслополагание);
регулятивная (Упорядочивает определенным образом помыслы, стремления людей, их деятельность);
терапевтическая (Восполняет ограниченность, зависимость, бессилие людей в плане как перестройки сознания, так и изменения объективных условий существования. Важное значение имеет психологический аспект компенсации — снятие стресса, утешение, медитация, духовное наслаждение);
культуротранслирующая (Способствует развитию определенных основ культуры — письменности, книгопечатания, искусства. Обеспечивает охранение и развитие ценностей религиозной культуры. Осуществляет передачу накопленного наследия от поколения к поколению);
коммуникативная (Обеспечивает два плана общения: верующих друг с другом; верующих — с Богом, ангелами, душами умерших, святыми в литургии, молитве, медитации и т. д.);
интегрирующая (Объединяет индивидов, группы, если ими признается более или менее единое, общее вероисповедание, что способствует сохранению стабильности, устойчивости личности, социальных групп, учреждений и общества в целом (интегрирующая функция). Разъединяет индивидов, группы, если в их религиозном сознании и поведении обнаруживаются не согласующиеся друг с другом тенденции, если в социальных группах и обществе имеются различные, да еще и противостоящие друг другу конфессии);
легитимизирующая.
Слайд 25
Типология религий по количеству богов
-тотемизм
-фетишизм
-анимизм
-буддизм
-христианство
-ислам
Слайд 26
Тотемизм
(от тотем), комплекс верований, мифов, обрядов и обычаев родоплеменного общества, связанных с представлением о сверхъестественном родстве между определёнными группами людей и так называемыми тотемами — видами животных и растений (реже — явлениями природы и неодушевлёнными предметами).
Тотем (чаще всего вид животных) — предмет религиозного почитания группы, носящей его имя, обычно родовой общины, членам которой запрещается охотиться на тотема, убивать его и употреблять в пищу
Слайд 27
Фетишизм
религиозное поклонение материальным предметам – фетишам, которым приписываются сверхъестественные свойства.
Слайд 28
АНИМИЗМ
(от лат. anima — душа) — вера в духов(душу) как причину жизни и явлений природы; низшая ступень религиозного развития, выражающаяся в одухотворении явлений природы.
Слайд 29
Будди́зм
религиозно-философское учение (дхарма) о духовном пробуждении (бодхи), возникшее около VI века до н. э. в южной Азии. Основателем учения был Будда Гаутама.
В основе буддизма лежит учение о Четырёх Благородных Истинах: о страдании, о происхождении и причинах страдания, о подлинном прекращении страдания и устранения его источников, об истинных путях к прекращению страдания. Предложен срединный или Восьмеричный Путь достижения Нирваны. Этот путь напрямую связан с тремя разновидностями взращивания добродетелей: нравственностью, сосредоточением и мудростью — праджней. Духовная практика прохождения по этим путям приводит к истинному прекращению страдания и находит свою наивысшую точку в нирване.
Слайд 30
Христианство
Время возникновения - 1 век до н.э.
Место возникновения – Палестина
Основатель религии – Иисус Христос из Назарета
Христианин обязан во-первых, знать закон Божий, свою веру и "быть всегда готовыми всякому, требующему у нас отчета в нашем уповании (вере - авт.), дать ответ с кротостью и благоговением" (1Пет. 3:15)
во-вторых, исполнять закон Божий, или святые заповеди, и таким образом "поступать достойно звания, в которое призваны" (Ефес. 4:1).
Слайд 31
Ислам
Время возникновения – 7 век нашей эры
Место возникновения – Аравийский п-ов
Основатель религии - Мухаммед
Слово “ислам” в переводе с арабского означает “покорный Аллаху” (“Аллах”- это имя Бога). Последователи ислама называют себя словом “муслим” (с арабского - “преданный Аллаху”). В русском языке это арабское слово преобразовалось в слово “мусульманин”.
Слайд 33
14. Какое слово пропущено в схеме?
Слайд 34
15. Какое слово пропущено в схеме?
Слайд 35
16. К мировым религиям относится
христианство
синтоизм
индуизм
конфуцианство
Слайд 36
17.Установите соответствие между формами и видами религии:
буддизм
шаманизм
христианство
знахарство
индуизм
ислам
анимизм
фетишизм
синтоизм
А) родоплеменные
Б) национально-государственные
В) мировые
Запишите последовательность букв без пробелов и других символов.
ВАВАБВААБ
Слайд 37
Искусство-практическая деятельность человека, направленная на освоение и создание эстетических ценностей;
Искусство (многообразие определений)
специфическая форма общественного сознания и человеческой деятельности, представляющая собой отражение действительности в художественных образах;
практическая деятельность человека, направленная на освоение и создание эстетических ценностей;
высокая степень мастерства.
Слайд 38
Теории происхождения искусства
Биологизаторская (искусство возникает из душевного волнения , психики)
Игровая
Магическая
Трудовая
Слайд 39
Виды искусства:
архитектура(зодчество),
живопись (жанры-портрет, натюрморт, пейзаж, бытовой жанр, аним. Жанр, историч. жанр)
скульптура,
декоративно-прикладное искусство,
литература,
Музыка (станковая, декоративная, монументальная)
театр,
цирк,
балет,
кино,
фотоискусство,
эстрада.
Слайд 40
Специфика искусства:
Является образным и наглядным,
Специфические средства, при помощи которых происходит создание художественных образов (слово; звук; цвет и т.д.),
Большая роль воображения и фантазии познающего субъекта.
Слайд 41
Функции искусства:
общественно-преобразующая (оказывая идейно-эстетическое воздействие на людей, включает их в направленную деятельность по преобразованию общества);
художественно-концептуальная (анализирует состояние окружающего мира);
воспитательная (формирует личность, чувства и мысли людей);
эстетическая (формирует эстетические вкусы и потребности человека);
утешительно-компенсаторная (восстанавливает в сфере духа гармонию, утраченную человеком в реальной действительности, способствует сохранению и восстановлению психического равновесия личности);
предвосхищения (предвосхищает будущее);
внушающая (воздействует на подсознание людей, на человеческую психику);
гедонистическая (доставляет людям удовольствие);
познавательно-эвристическая (отражает и осваивает те стороны жизни, которые труднодоступны науке).
Слайд 42
МОРАЛЬ
Мораль – форма общественного сознания, состоящая из системы ценностей и требований, регулирующих поведение людей.
Подходы к происхождению морали: натуралистический, теологический, социологический, культурологический.
Слайд 43
Моральные требования и представления
Нормы поведения: не лги, не укради, не убий и т.д
Моральные качества: доброжелательность, мудрость и т.д
Нравственные принципы: коллективизм-индивидуализм. Эгоизм-альтруизм и тд.
Морально-психологические- долг, совесть
Высшие моральные ценности- смысл жизни, свобода , счастье и т.д.
Слайд 44
Мораль и право (общее и различие)
мораль
формируются в процессе утверждения, развития моральных взглядов и идеалов, содержаться и выражаются в общественном мнении.
Исполняются в силу привычки, внутренних побуждений
Их реализация не нуждается в организованной принудительной силе
право
Установлены или санкционированы государством, зафиксированы официально в юр. Актах
Обязательны для исполнения с момента вступления в силу юр. акта,
Их реализация поддерживается в необходимых случаях спец. Аппаратом, силой принуждения
Являются в системе соц. Норм самыми универсальными, распространяются на все общество
Имеют один объект регулирования- общественные отношения
Выступают мерой свободы в обществе
Связаны с категорией «социальная справедливость»
Имеют исходную структуру
Слайд 45
Функции морали
Регулятивная (регулирование поведения человека во всех сферах жизни)
Ценностно-ориентационная
Координационная
Мотивационная
Конститутивная
Слайд 46
Понятие общественного прогресса.
Проблема направленности совершающихся в обществе изменений зародилась еще в древности и оставалась достаточно дискуссионнной:
Прогресс (от лат. progressus — движение вперед, успех) — тип развития от низшего к высшему, от простого к более сложному, движение вперед к более совершенному.
Регресс (от лат. regressus — обратное движение) — тип развития от высшего к низшему, процессы деградации, понижение уровня организации, утраты способности к выполнению тех или иных функций.
Слайд 47
Понятие общественного прогресса
В XVIII в французский философ-просветитель Жан Антуан Кондорсе вводит в оборот понятие «прогресс»
Имеет пространственную и временную характеристику – регресс в развитии конкретной страны, цивилизации
Человечество в целом не регрессировало, но его движение могло задерживаться и останавливаться, что называется стагнацией
Слайд 48
Противоречивость прогресса и его критерии
Процесс развития общества противоречив: в нем можно обнаружить как прогрессивные явления, так и регрессивные
?
Критерии прогресса
1(.) Мера свободы, т.е. степень гарантированной обществом индивидуальной свободы.
2(.) Универсальный критерий- прогрессивно то, что способствует возвышению гуманизма, т.е. признанию ЧЕЛОВЕКА высшей ценностью
Слайд 49
Прогресс
Традиционные критерии прогресса: - развитие человеческого разума - совершенствование нравственности людей - прогресс науки и техники - развитие производительных сил, включая самого человека - возрастание степени свободы, которую общество может предоставлять человеку
Относительность прогресса: Есть области, к которым понятие прогресса не применимо
Противоречивость прогресса: совершенствование в одних областях оборачивается потерями в других. Одним социальным силам прогресс в данной области может быть выгоден, а другим нет.
Гуманистические критерии прогресса: - средняя продолжительность жизни человека, - детская и материнская смертность, состояние здоровья, - уровень образования, - развитие различных сфер культуры, - чувство удовлетворенности жизнью, - степень соблюдения прав человека, - отношение к природе и др.
Слайд 50
Общественное развитие может носить реформистский характер или революционный
Реформа (от фр. reforme, лат. reformare — преобразовывать) – степень усовершенствования в какой-либо сфере общественной жизни, проводимого одновременно, через ряд постепенных преобразований, не затрагивающих фундаментальные основы (системы, явления, структуры)
Виды:
Прогрессивные(60-70 гг)
Регрессивные(80-90-контрреформы Ал 2)
Бывают:
Политические
Экономические
социальные
Революция (от лат. revolutio — поворот, переворот) – коренное, качественное изменение всех или большинства сторон общественной жизни, затрагивающее основы существующего социального строя
Виды:
Кратковременные(февральская0
Долговременные(неолитическая)
Слайд 51
Многовариантность общественного развития (типы обществ)
Элвин Тоффлер (род.1928) американский социолог и футуролог
ВОЛНЫ ТОФФЛЕРА
Слайд 52
Глобальные проблемы -совокупность проблем человечества, которые встали перед ним во второй половине 20в. и от решения которых зависит существование цивилизации
Причины возникновения:
Всемирная общность людей, целостность современного мира противоречия, конфликты, проблемы из локальных становятся общемировыми
Активно преобразующий деятельности человека не всегда соответствует уровень общественной организации, политического мышления и экологического сознания.
Слайд 53
Глобальные проблемы современности
«globus» – лат. Земной шар – общепланетарные проблемы, имеющие общечеловеческую значимость и затрагивающие жизненные интересы огромных масс людей.
Проблема ограниченности ресурсов – уменьшение запасов сырья и
продовольствия
Проблема бедности («Север – Юг») – резкая разница экономического развития между богатыми странами и бедными.
Проблема сохранения мира – распространение оружия массового поражения.
Демографическая проблема – резкий рост численности населения Земли.
Экологическая проблема – сохранение окружающей среды и поддержания природного баланса
?