Слайды и текст этой онлайн презентации
Слайд 1
Активные методы обучения и технологии в подготовке к ЕГЭ
Слайд 2
Новые стандарты образования:
От требований к уровню подготовки выпускника (знать, уметь)
к результатам образования в компетентностной форме!
Слайд 3
компетенция
Способность применять знания умения и личностные качества для успешной деятельности в определенной области
Слайд 4
Место истории и обществознания в формировании компетенций выпускника
Информационно-коммуникативные компетенции
Метапредметные компетенции
Предметные компетенции
Социально-коммуникативные
Слайд 5
Современные активные методы и технологии в историческом и обществоведческом образовании
Технология проблемного обучения
Кейс-метод
Технология развития критического мышления
Коммуникативные технологии обучения (тренинги, дискуссионные методы)
Игровые технологии
Метод проектов
Слайд 6
Технология проблемного обучения ориентированная на формирование исследовательских навыков:
Проблема, проблемная ситуация – затруднение на пути достижения цели
Проблемные ситуации:
А) противоречия
Б) альтернативы
В) оценочные
Г) поиска недостающих данных
Д) прогнозирования и моделирования
Слайд 7
Этапы реализации технологии проблемного обучения
Деятельность учителя:
проблемное изложение, проблемная ситуация
Организация выдвижения гипотезы решения проблемы
Организация работы по проверке гипотез
Подведение итогов по решению проблемы
Деятельность учащихся:
Осознание проблемной ситуации и формулирование проблемы
Выдвигают гипотезы решения проблемы
Проверяют достоверность выдвинутых гипотез
Подводят итоги решения проблемы
Слайд 8
Case-study (кейс-метод) – метод анализа конкретных ситуаций
Цель: научить анализировать информацию, выявлять ключевые проблемы, выбирать альтернативные пути решения, оценивать их, находить оптимальный вариант и формулировать программу действий
Результат: формирование предметной, информационной и коммуникативной компетенций
Слайд 9
Case-study (кейс-метод) – метод анализа конкретных ситуаций
Кейс – описание реальной ситуации или «моментальный снимок реальности», «фотография действительности»
Слайд 10
Case-study (кейс-метод) – метод анализа конкретных ситуаций
Описывает применение уже принятых ранее решений
Цель: проанализировать данные ситуации, найденные решения, использовав при этом приобретенные теоретические знания
Слайд 11
Требования к case
Соответствовать поставленной цели
Иметь соответствующий уровень сложности
Иллюстрировать несколько аспектов явления
Не устаревать слишком быстро
Иллюстрировать типичные ситуации
Развивать аналитическое мышление
Провоцировать дискуссию
Слайд 12
«…Обучение с помощью CASE помогают обучающимся приобрести широкий спектр навыков. Задачи имеют одно решение и один путь, приводящий к этому решению. CASE имеют много решений и множество альтернативных путей, приводящих к нему…»
О.Г. Смолянинов
Слайд 13
Границы использования «кейса»
Требует много времени
Не может быть использован в многочисленной аудитории
Слайд 14
CASE метод развивает
Аналитические навыки
Практические навыки
Творческие навыки
Коммуникативные навыки
Социальные навыки
самоанализ
Слайд 15
Case-study (кейс-метод) – метод анализа конкретных ситуаций
кейс-метод
ЕГЭ история
Установление межпредметных связей
Аналитическое и системное мышление
Оценка альтернатив
Презентация результатов проведенного анализа
Освоение коммуникативных навыков, навыков работы в команде
Соотнесение единичных фактов и общих явлений, процессов; указание характерных черт (В, С4)
Систематизация ист.материала на основе представлений об общих тенденциях исторического процесса (В, С4)
Выявление общих черт и различий сравниваемых исторических событий, процессов (С7)
Анализ исторической ситуации, умение устанавливать комплекс причинно-следственных связей (С6)
Анализ исторических версий и оценок; умение различать в исторической информации (С5)
Умение извлекать информацию из источника (В, С1-3)
Слайд 16
Case-study (кейс-метод) – метод анализа конкретных ситуаций
кейс-метод
ЕГЭ обществознание
Установление межпредметных связей
Аналитическое и системное мышление
Оценка альтернатив
Презентация результатов проведенного анализа
Освоение коммуникативных навыков, навыков работы в команде
Анализировать актуальную информацию о социальных объектах, выявляя их общие черты и различия (А,В,С)
Осуществлять поиск социальной информации, представленной в различных знаковых системах (А,В,С)
Формулировать на основе приобретенных знаний собственные суждения и аргументы по определенным проблемам (С)
Применять социально-экономические и гуманитарные знания в процессе решения познавательных задач по актуальным социальным проблемам (А,С)
Слайд 17
Технология развития критического мышления
Цель: формирование нового стиля мышления, для которого характерны самостоятельность, гибкость, рефлексивность, осознание внутренней многозначности позиции и точек зрения, альтернативности принимаемых решений
Результат: формирование информационно-коммуникативных, предметных, социально-коммуникативных компетенций
Слайд 18
Этапы технологии развития критического мышления
Вызов – пробуждение имеющихся знаний, интереса к полученной информации, актуализация жизненного опыта
Осмысление нового содержания
Рефлексия
Слайд 19
Вызов
УЧИТЕЛЬ
УЧЕНИК
Провоцирует ученика
Задает вопросы
Создает ситуацию актуализации опыта ученика
Формирует мотивацию
Отвечает на провокацию
Вспоминает все, что знает по данной теме
Формулирует первые гипотезы
Определяется в своих мотивах и целях
Слайд 20
Осмысление
УЧИТЕЛЬ
УЧЕНИК
Предлагает опорный текст по теме
Организует процессы чтения, обсуждения, понимания, дискуссии
Управляет групповой динамикой
Поддерживает мотивацию и цели
Учит работать сообща
Включается в процессы чтения, обсуждения, дискуссии
Участвует в групповом взаимодействии
Подкрепляет и делает коррекцию своих целей
Слушает, задает вопросы, пишет, выделяет главные моменты в новой информации
Учится работать сообща
Слайд 21
Рефлексия
УЧИТЕЛЬ
УЧЕНИК
Управляет подведением итогов
Ставит новые вопросы и задачи на будущее
Оценивает деятельность ученика
Суммирует в групповой работе весь изученный материал
Задает вопросы на будущее
Делает самооценку своей деятельности
Слайд 22
Примеры методических приемов технологии РКМ
ИНСЕРТ
Мозговая атака
Групповая дискуссия
Чтение с остановками и вопросы Блума
Кластеры
Синквейн
«продвинутая лекция»
Эссе
Ключевые термины
Перепутанные логические цепочки
Таблица «З-Х-У»
Взаимовопрос
Фишбоун
Слайд 23
ИНСЕРТ – интерактивная система записи для эффективного чтения и размышления
« » - уже знал
«+» – новое
«-» – думал иначе
«?» – есть вопрос
Слайд 24
Чтение с остановками и вопросы Блума
Типы вопросов:
«перевод» и интерпретация – перевод информации в новые формы, определение взаимосвязи между событиями, фактами, идеями и ценностями
Память – узнавание и вызов полученной информации
Оценка – субъективно-личностный взгляд на полученную информацию с последующим формированием суждений и мнений
Синтез – логическое обобщение полученной информации, целостное восприятие причинно-следственных связей
Анализ – фрагментарное рассмотрение явления, выявление «частного» в контексте «общего»
Применение – использование информации как средства для решения проблем
Слайд 25
Кластеры («гроздь») – графическая организация материала
Выделение главной смысловой единицы
Выделение связанных с ключевым словом смысловых единиц
Конкретизация смысловых единиц мнениями и фактами
Слайд 26
Синеквейн (англ. «путь мысли»)
Одно слово. Существительное или местоимение, обозначающее предмет, о котором идет речь
Два слова. Прилагательные или причастия, описывающие признаки и свойства выбранного предмета
Три слова. Глаголы, описывающие совершаемые предметом или объектом действия.
Фраза из четырех слов. Выражает личное отношение автора к предмету или объекту.
Одно слово. Характеризует суть предмета или объекта.
Слайд 27
Технология развития критического мышления
РКМ
ЕГЭ история
Выделение причинно-следственных связей
Рассмотрение новых идей и знаний в контексте уже имеющихся
Умение ранжировать информацию
Критическое отношение к информации
Понимать и анализировать текст, формирование культуры чтения
Стимулирование самостоятельной творческой поисковой деятельности
Систематизация исторического материала на основе представлений об общих тенденциях исторического процесса (С4)
Анализ исторической ситуации, умение устанавливать комплекс причинно-следственных связей (В,С4, С6)
Умение извлекать информацию из источника (В, С1-3)
Выявление общих черт и различий в сравниваемых исторических событий, процессов (С7)
Слайд 28
Технология развития критического мышления
РКМ
ЕГЭ обществознание
Выделение причинно-следственных связей
Рассмотрение новых идей и знаний в контексте уже имеющихся
Умение ранжировать информацию
Критическое отношение к информации
Понимать и анализировать текст, формирование культуры чтения
Стимулирование самостоятельной творческой поисковой деятельности
Анализировать актуальную информацию о социальных объектах (А,В,С)
Объяснять внутренние и внешние связи социальных объектов (С )
Осуществлять поиск социальной информации, представленной в различных знаковых системах (А,В,С)
Оценивать действия субъектов социальной жизни (С)
Подготавливать творческую работу (С)
Слайд 29
Метод проектов
« Целевой установкой проектного обучения являются способы деятельности, а не накопление фактических знаний» (Т.Ф. Левина)
Результат: развитие предметных и информационно-коммуникативных компетенций
Слайд 30
Метод проектов
проекты
ЕГЭ история
Определение проблемы и вытекающих из нее задач
Выдвижение гипотезы
Отбор источников информации и методов работы с ними
Анализ полученных данных, формулирование выводов
Оформление конечных результатов
Систематизация исторического материала на основе представлений об общих тенденциях исторического процесса (В,С)
Анализ исторической ситуации; умение устанавливать комплекс причинно-следственных связей (С4,С6)
Выявление общего и различного в сравниваемых исторических событиях и процессах (С7)
Анализ исторических версий (С5)
Умение извлекать информацию из источника (С1-3)
Слайд 31
Метод проектов
проекты
ЕГЭ обществознание
Определение проблемы и вытекающих из нее задач
Выдвижение гипотезы
Отбор источников информации и методов работы с ними
Анализ полученных данных, формулирование выводов
Оформление конечных результатов
Анализировать актуальную информацию о социальных объектах, выявляя их общие черты и различия (А,В,С)
Осуществлять поиск социальной информации, представленной в различных знаковых системах (А,В,С)
Формулировать на основе приобретенных знаний собственные суждения и аргументы по определенным проблемам (С)
Применять социально-экономические и гуманитарные знания в процессе решения познавательных задач по актуальным социальным проблемам (А,С)
Подготавливать творческую работу (С4)
Слайд 32
Активные методы обучения и технологии в подготовке к ЕГЭ
Соответствуют деятельностно-компетентностной парадигме образования
Ориентированы на подготовку информационных и предметных компетенций, проверяемых ЕГЭ заданиями части В и С
Не формируют системного знания предмета
Не предоставляют возможности «натаскивать» учащихся на задания части А
Невозможность реализовать без специальной предметной подготовки учителя:
В ОСНОВЕ ВСЕХ АКТИВНАХ ТЕХНОЛОГИЙ – ПРОБЛЕМА!!!!
ПРЕДМЕТНЫЙ КРУГОЗОР!