Слайды и текст этой онлайн презентации
Слайд 2
С именем фельдмаршала на борту: Шедевр мировой и отечественной школы кораблестроения
Советская судостроительная промышленность в начале 50-х годов прошлого столетия построила и сдала ВМФ СССР 14 лёгких артиллерийских крейсеров проекта 63-БИС. 12-й из этой серии крейсеров получил имя великого русского полководца, генерал-фельдмаршала, героя Отечественной войны 1812 года Михаила Илларионовича Кутузова.
Слайд 3
Легкий артиллерийский крейсер «Михаил Кутузов» проект 6-БИС
Основное предназначение крейсера - корабль огневой поддержки при проведении морских десантных операций; для сопровождения морских конвоев и эскортов, ведение разведки, действия на коммуникациях противника, осуществление минных постановок.
Длина - 210 м, ширина - 23 м, высота - 52,5 м, осадка – 7 м, полное водоизмещение - 18640 т. Экипаж - 1200 человек: 75 офицеров, 125 мичманов и 1000 матросов срочной службы.
Для обеспечения живучести и непотопляемости крейсера его корпус разделён водонепроницаемыми переборками на 16 отсеков. Крейсер имеет 3 палубы (палуба бака, 1-я непрерывная и 2-я непрерывная палубы) и 3 платформы. Верхняя палуба крейсера имеет деревянный настил.
Для защиты жизненно важных частей крейсера предусмотрено общее и местное бронирование. Основная масса брони приходилась на цитадель (от 32 до 170 шт.), состоящую из броневого пояса (100 мм) и траверзов (носового - 120 мм, кормового - 100 мм), накрытых 50-мм защитной палубой (2-я непрерывная палуба), бронирование боевой рубки - 130 мм. Подводная защита от воздействия торпедного и минного оружия противника обеспечивалась двойным дном.
Слайд 4
На крейсере установлены две главные энергетические установки (ГЭУ) паросилового типа, работали они на мазуте. В состав каждой установки входили: три паровых котла, турбина, валолиния, гребной винт. Общая мощность установки 121 700 л/с., это позволяло крейсеру развивать максимальный ход до 32 узлов (60 км/ч). Благодаря улучшенным характеристикам ГЭУ крейсер обладал увеличенной дальностью плавания. Экономическим ходом (18 узлов) крейсер мог пройти 9000 миль. По запасам топлива, воды, продовольствия крейсер мог находиться в автономном плавании до 45 суток. По мореходности у крейсера ограничений практически не было.
Крейсер «Михаил Кутузов» был целиком построен из отечественных материалов, имел цельносварной корпус. Ему суждено было стать крупным достижением в мировом и отечественном судостроении, В авторитетном справочнике «Ежегодник Джейн» (издания 1967-1968 г.) корабли проекта 68-БИС типа «Михаил. Кутузов» отнесены к шедеврам мировой кораблестроительной школы.
Слайд 5
Вооружение крейсера
МК-5бис
Калибр - 152.4 мм
Для стрельбы по МЦ и БЦ
Дальность стрельбы - 31 км
Скорострельность - 7,5 выст./мин на ствол
Б/комплект - 625 снар. и 1000 зар.
Боевой расчет - 63 чел.
Лобовая броня - 175 мм
Бортовая броня - 100 мм
СМ-5-1С
Калибр - 100 мм
Дли стрельбы по МЦ, БЦ и ВЦ
Дальность стрельбы: по ВЦ - 18 км по МЦ - 23 км
Скорострельность - 18 выст./мин на ствол
Б/комплект - 1650 снар.
Боевой расчет - 19 чел.
Броня - 20 мм
Слайд 6
В-11
Калибр - 30/54 мм
Для стрельбы по ВЦ и МЦ
Дальность стрельбы - 4,5 км
Скорострельность - 1080 выст./мин на АУ
Б/комплект 3000 снар.
Боевой расчет - 1 чел.
АК-230
Калибр - 37 мм
Для стрельбы по ВЦ и МЦ
Дальность стрельбы - 3,7 км
Скорострельность - 180 выст./мин на устан.
Б/комплект - 2500 снар.
Боевой расчет - 8 чел.
Слайд 7
… Крейсер имел оборудование для постановки мин заграждения. Протяжённость минных дорожек в кормовой части позволяла принять на борт до 68 больших морских мин.
Слайд 8
Историческая справка
Легкий артиллерийский крейсер проекта 68-БИС «Михаил Кутузов» (заводской № С-385) был заложен на стапеле Черноморского судостроительного завода в г. Николаеве (Украина) 22 февраля 1951 года. 9 августа 1954 года на крейсере был поднят Военно-морской флаг СССР. Этот день считается днём рождения крейсера. 31 января 1955 года крейсер был зачислен в состав боевых кораблей Краснознамённого Черноморского флота. Базировался крейсер в главной базе Черноморского флота - в городе-герое Севастополе. Как боевая единица крейсер находился в составе кораблей 1-й линии («постоянной готовности») по октябрь 1988 года и после произведённой модернизации был выведен из состава «сил постоянной готовности» и переведён в резерв 3-й категории, т.е. «законсервирован». В состоянии «консервации» крейсер находился до 28.08.98 г., затем он был выведен из состава боевых кораблей флота - крейсер был переведён в разряд «военного имущества» и на базе крейсера был создан филиал музея ЧФ. 23 августа 2001 года, с помощью буксира, крейсер «Михаил Кутузов» совершил свой последний переход из порта Севастополь в порт Новороссийск. 25 августа 2001 года крейсер прибыл в порт Новороссийск, где был поставлен на вечную стоянку у причала морского вокзала города.
… На переходе морем...
Слайд 9
В мае 1955 года на борту крейсера проводились испытания первого корабельного вертолёта Ка-15 и Ми-1.
29 октября 1955 г. в Севастополе произошла аварийная ситуация: на внутреннем рейде Севастопольской бухты был подорван линкор «НОВОРОССИЙСК». Для оказания помощи терпящему бедствие линкору с крейсера «Михаил Кутузов» была выделена аварийно-спасательная партия (АСП), из 35 человек - 27 погибли.
Сентябрь-декабрь 1957 года крейсер совершил переход Севастополь - Ленинград - Севастополь для принятия участия в праздновании 40-й годовщины Октябрьской революции 1917 года на Неве.
14 сентября 1958 года на борту крейсера «Михаил Кутузов» в Новороссийск был доставлен «Вечный огонь» из Севастополя с Малахова кургана. «Вечный огонь» был зажжён на аллее Героев.
Слайд 10
Июнь 1964 года - крл «Михаил Кутузов», бпк «Сознательный», бпк «Комсомолец Украины» первые из кораблей ЧФ вышли в Средиземное море для проведения «боевой службы».
31 марта 1969 года крейсер «Михаил Кутузов» стал флаг-манским кораблём 30-й дивизии надводных кораблей КЧФ.
Март - апрель 1970 г. - крейсер принимает участие в общефлотских учениях «ОКЕАН», в которых были задействованы все флота.
В период 1968-1973 гг. крейсер «Михаил Кутузов» неоднократно принимал участие в оказании «братской военной помощи» арабским странам: Сирии, Ливану, Египту в войне против Израиля.
Дальние походы стали настоящей школой для многих поколений моряков, а палуба крейсера превратилась в настоящую кузницу боевых офицеров и адмиралов
флота (17 адмиралов, 78 капитанов 1-го ранга), более 700 моряков были награждены орденами и медалями СССР.
Слайд 11
21 сентября 1961 года крейсер посетили космонавты Ю. Гагарин и Г. Титов, в 1962 году крейсер посещали лётчики-космонавты Попович и Николаев.
В 1962 году на борту крейсера снимался художественный фильм «Увольнение на берег» с участием В. Высоцкого и Л. Прыгунова.
Экипаж крейсера достойно пронёс советский военно-морской флаг по многим морям и океанам, успешно выполняя все поставленные перед ним задачи вышестоящего командования и правительства. Выполняя свою миссию, служившую укреплению мира, доверия и дружбы между народами, посещал порты Югославии, Албании, Египта, Сирии, Ливана, Румынии, Болгарии. В общей сложности крейсер «Михаил Кутузов» за период своей активной службы совершил 15 дальних походов и боевых служб, пройдено более 220000 миль.
Шефство над крейсером «Михаил Кутузов» в 50-80-е годы прошлого века осуществляла городская комсомольская организация города Новороссийска. Многие призывники из Новороссийска проходили «школу мужества» и получили «путевку в жизнь» на борту крейсера. Крейсер очень часто заходил в Новороссийск. Поэтому не случайно место последней стоянки крейсера - Новороссийск.
Слайд 12
Крейсер – корабль боевой славы
В 1994 году президиум Совета ветеранов крейсера «Михаил Кутузов» выступил с инициативой сохранить последний представитель крейсеров проекта 68-бис, оставив его для истории, как образец отечественного кораблестроения 50-х годов, как неповторимый памятник технической архитектуры, превратив его в центр военно-патриотического воспитания молодёжи и музей, пропагандирующий традиции Военно-морского флота. В 1996 году международная организация ЮНЕСКО приняла решение о включении крейсера «Михаил Кутузов» в каталог крупных кораблей, ставших историческими музеями и центрами исторического значения. 14 июля 1999 вышла директива командующего ЧФ ДК-09 «Об организации на крейсере «Михаил Кутузов» филиала музея ЧФ».
Слайд 13
В конце 1999 года главнокомандующим ВМФ РФ было принято решение перевести крейсер «Михаил Кутузов» для дальнейшей стоянки в порт Новороссийск. Весной 2000 года крейсер был поставлен в «Плавдок-30» для подготовки к переходу в порт Новороссийск. 23 августа 2001 года крейсер в сопровождении буксира «Шахтёр» покинул родную севастопольскую бухту, а уже 25 августа крейсер прибыл в порт Новороссийск. Прошло несколько лет, и крейсер уже стал «визитной карточкой», символом города-героя Новороссийск, живой легендой ушедшей эпохи, черноморской «Авророй»... Приказом МО РФ от 6 февраля 2012 года № 216 «Корабль боевой славы «Михаил Кутузов» включён в штат Центрального военно-морского музея г. Санкт-Петербург. Прославленному крейсеру в Новороссийске предстоит обрести вторую жизнь, став первым на Черноморском флоте кораблём-музеем, «кораблём боевой славы», хранителем боевых традиций и исторической преемственности многих поколений моряков-черноморцев.
Слайд 14
Реликвии крейсера «Михаил Кутузов»
Гюйс (крепостной флаг) – поднимался на кораблях 1-2-го ранга при постановке на якорь или швартовке к причальной стенке
Андреевский флаг (кормовой) – флаг ВМФ РФ, гордость и святыня всех русских моряков, символ славных побед Российского флота.
Слайд 15
Герб крейсера «Михаил Кутузов» (советский).
Герб крейсера
«Михаил Кутузов» (современный).
Слайд 16
Корабельный колокол – предназначен для подачи «туманных» сигналов, сигналов аварийной и пожарной тревоги, отбития «склянок».
Салютное орудие – предназначено для производства салютных выстрелов при проведении торжественных мероприятий