Слайды и текст этой онлайн презентации
Слайд 1
Мнемотехника — один из вспомогательных приемов
обучения русскому языку, поддерживающих интерес к предмету
Иванова Надежда Анатольевна
учитель русского языка и литературы
МОУ Бейской СОШ
(по материалам учителя русского языка и литературы
Целоусовой Елены Викторовны)
Слайд 2
Хорошо известно, знания, усвоенные без интереса, не становятся активным достоянием человека, а ложатся мертвым, застывшим грузом, не пригодным к применению.
Слайд 3
«Мнемоника (греч. Mnemonіka – иск – во запоминания) (мнемотехника), совокупность приемов и способов, облегчающих запоминание и увеличивающих объем памяти путем образования искусственных ассоциаций».
Слайд 4
Классификация приемов мнемотехники
1) Буквенно-звуковая мнемоника (Наличие одинаковых букв и звуков, дозволительно и неполное, частичное сходство).
2) Рифмовки. Общность ударений.
3) Отнесенность к одному словообразовательному типу.
4) Сказки – ассоциации.
5) Схематично – рисуночная мнемоника.
6) «Материальная», «пальчиковая» мнемотехника
Покажем на примерах отличие вышеперечисленных групп.
Слайд 5
М.Б.Успенский пишет: «В русском языке немало речеупотреблений, которые не поддаются обобщению, по которым не составишь алгоритма, которые находятся как бы «вне правил». К ним относятся написание непроверяемых гласных и согласных, различные исключения из правил, а также вариативность словоформ, употребляемых в одном категориальном значении (носков, но чулок; узбеков, таджиков, но туркмен, грузин, татар)». Для неалгоритмизуемых единиц языка может быть одна рекомендация: «Это надо запомнить». И вот тут на помощь словеснику приходит мнемоника.
Слайд 6
Мнемоприем должен живописать, пробуждая воображение, возбуждая внимание и активность учащихся.
Слайд 7
Каждый охотник желает знать, где сидит фазан
Красный оранжевый желтый зеленый голубой синий фиолетовый
Слайд 8
«Запомним: одеваем Надежду – надеваем одежду», т.е. одевать кого – то, а на себя надевать.
Слайд 9
Ритмизация глаголов – исключений из 1 спряжения: Гнать, держать, смотреть и видеть, Слышать, дышать и ненавидеть. И обидеть, и терпеть, и зависеть, и вертеть. Вы запомните, друзья, их на е писать нельзя. В журнале «Русский язык в школе» (№6, 1996 г.) предлагают другой вариант этой рифмовки: Гнать, держать, дышать, смотреть, Видеть, слышать и вертеть. А еще терпеть, обидеть И зависеть, ненавидеть.
Слайд 10
Всем известное «правило окна». Известно, что наречия, образованные с помощью приставок из-,до- ,с- и в-, на-, за- «проверяют» с помощью падежных форм слова окно с такими же предлогами. Оканчиваются и те и другие на одни и те же буквы. В основу ассоциации мнемоприема легло научное обоснование.
Слайд 11
Говоря о сказках-ассоциациях, можно вспомнить известного польского педагога Януша Корчака. Так в одной из них повествуется о том, что когда – то очень давно все слова были свалены в одну кучу, где ничего нельзя было разобрать. Но прошла Грамматика и разложила все по ящикам: в один – все существительные, в другой – все прилагательные, в третий – все глаголы. В другой сказке, посвященной местоимениям, Корчак рассказал о малыше кто – слове, помогающем спросить о любом человеке на свете.
Слайд 12
А (аз) Б (буки) В (веди) – я буквы знаю; Г (глагол) Д (добро) Е (есть) - письменность есть добро; Р (рцы) С(слово) Т(твердо) – произноси слово твердо
Слайд 13
Например, орфограммы в слове винегрет запомнить не просто, но стоит кинуть спасательный круг в виде мнемоприема «вино не греют», и уже ученик твердо усвоит написание орфограмм.
Слайд 14
Бахрома
Вязала бахрому, бах, Рома пришел !
Коллекция
Собирал коллекцию,
Вышел кол за лекцию.
Ровесник, сверстник
Ровесник – нет т = ровно весен (зим, лет);
сверстник –есть т – с версту (верста = 1,0668км.)
Слайд 15
5 – 11 класс. Использовать при фонетическом разборе.
Уверена, всем известна фраза, способствующая запоминанию букв, соответсвующих глухим согласным русского языка. «Степка Фец, хочешь щец?»- это уже классика мнемотехники (возможны варианты: «Степка, хочешь шец?» «Фи!» или «Фока, хочешь поесть щец?) А вот фраза, где согласные буквы соответствуют всегда звонким звукам «Безногий выл: «Я даром жил». Рифмовку лучше рассказывать с небольшим комментарием. Вспомните русскую народную сказку о богатыре, который 33 года пролежал на печке, так как его ноги не держали. Он с ногами (в прямом значении), да безногий (в переносном) вполне мог произнести эту фразу.
Слайд 16
Всегда твердые звуки
В русском языке есть три звука, которые всегда твердые: [ж], [ш], [ц]
Три варианта мнемоприемов призваны облегчить запоминание этих звуков.
1Над [ц]ветами [ж]ук [ш]уршит, Знать он твердые велит.
2В [ц]ирке [ж]ук и [ш]ут, И тебя там ждут.
Слайд 17
Всегда мягкие звуки [Й'], [ч'], [щ'] – всегда мягкие. [Й']огурт, [ч']ай, [щ']ербет… Слаще в мире нет. Можно запомнить по словоформе [ч']а[щ']е[й'] Чащей, чащей ты иди, Всегда мягких только три.
Слайд 18
Орфоэпия 5 – 6 класс Надеваю шо'рты, Чтобы кушать то'рты. Коль будильник зазвони'т - У меня ужасный вид. Если классная звони'т – Папа за ремнем спешит. Не звони'те, не звони'те, Пощадите, пощадите.
Слайд 19
Ударение с слове красивее мы запоминаем по ноте си♪. Краси♪вее – ноту си♪ выделяй, произноси.
Слайд 20
Спортсмен Человек 5 – 6 ребят, несмотря на объяснение, что здесь два корня спорт + смен, все равно писали с ошибками (спорцмен, спортцмен). Пока один из них однажды не воскликнул: - Я забыл дома сменку, спортивную сменку. - Ну и какой ты теперь спортсмен без спортивной сменки? Ребята оценили удачный диалог, они стали проверять «спортсмена по спортивной сменке». Вокзал Вокзал – около зала ожидания есть здание, все, прилегающее к залу ожидания, называем вокзалом.
Слайд 21
Многозначное слово и
многоголовый Змей Горыныч
Слайд 22
Приложите ладонь тыльной стороной к листу бумаги или к доске. Загните безымянный пальцы и мизинец. Обведите часть среднего и указательные пальцы. Какая буква получилась?
Два пальца =и=2 спр.
Значит, буква И перед ТЬ в начальной форме это и есть 2 спряжение, все остальные буквы перед ТЬ в Н.ф. – о, а, е, у – это сигнал того, что перед вами не второе, а другое, то есть 1 спряжение.
Слайд 23
Переходность и непереходность глаголов
Слайд 24
Пре –
Мама Пере - , папа Очень,
Дочка Пре- помочь им хочет,
Коль недуг одолевает –
Дочка вмиг их заменяет.
Пре – приставка утром рано
По секрету рассказала:
Слово очень мне родня,
Пере – вот моя семья.
Слайд 25
: «П.р.»
«.П.р.» -
Оса полосатая. Ее полоски – это кавычки. Если слова автора стоят перед прямой речью, то она защищается глазами. Глаза - двоеточие перед прямой речью. Если слова автора подкрадываются сзади, то оса выпускает жало – иглу (знак тире). Оса у нас особая, она имеет столько привилегий, поэтому пишем мы слова прямой речи с большой буквы.
Слайд 26
Если речь заходит о явлениях грамматики, то для мнемонического запоминания можно применять этимологический анализ слов.
Пример. Жилет. Жиль – шут, носивший одежду без рукавов, по имени шута назвали одежду. Жил Жиль, носил жилет.
Другой пример. Корабль (сейчас все слово корень). В древние времена корабль, корка, корыто, короб, коричневый были родственниками, поскольку у них единый исторический корень –кор- (от значения кора у дерева). Коричневый корабль –короб, он сделан из коры.
Слайд 27
Буквы Е, Ё, Я, Ю. Мы называем эти буквы разведчицами, так как в транскрипции они пользуются не своими, а чужими символами. ЕЁ Я лЮблю (а потом произносим только гласные) Её я ю
Слайд 28
А.Б.Панина при изучении темы «Гласные о и е после шипящих и ц в суффиксах и окончаниях существительных и прилагательных» предлагает использовать сказочный домик, давая при этом следующий инструктаж: « Крыша – это суффикс. Основание, стены дома – графическое обозначение окончания. Соедини эти две фигуры – и домик готов.
Слайд 29
Синтаксис - такси
Вас такси не повезет, если вы не скажете словосочетание или предложение, поясняющее, куда вас вести.
Вы в такси скажите просто словосочетание,
И тогда таксист исполнит ваше пожелание.
Синтаксис – учение о предложении и сочетании слов в предложении.
Слайд 30
Должна быть она образна,
В памяти живучая,
Чтоб хватала за душу
Суперприставучая
Ассоциации зацепка
Должна держаться очень крепко.
Слайд 31
желаю
творческих успехов!