Презентация - Мнемотехника, как эффективное средство развития связной речи дошкольников


Нажмите для просмотра
Мнемотехника, как эффективное средство развития связной речи дошкольников
На весь экран

Слайды и текст этой презентации

Слайд 1

МБДОУ Центр развития ребёнка детский сад №7 «Солнышко» г.о. Луховицы, Московской области Тема « Мнемотехника, как эффективное средство развития связной речи дошкольников» Подготовила: учитель-логопед Красникова Аксинья Олеговна

Слайд 2

Задачи : Дать понятие мнемотехники, раскрыть актуальность и познакомить с этапами работы. Дать рекомендации воспитателям по использованию карточек – мнемоквадратов, мнемодорожек и мнемотаблиц на занятиях. Представить образцы некоторых опорных схем. Познакомить с литературой по данной теме.

Слайд 3

Проблемы речевого развития дошкольника. односложная , состоящая лишь из простых предложений речь; неспособность грамматически правильно построить распространенное предложение; недостаточный словарный запас; бедная диалогическая речь : неспособность грамотно и доступно сформулировать вопрос, построить краткий или развернутый ответ ; неспособность построить монолог : например, сюжетный или описательный рассказ на предложенную тему, пересказ текста своими словами; отсутствие логического обоснования своих утверждений и выводов; отсутствие навыков культуры речи : неумение использовать интонации , регулировать громкость голоса и темп речи и т . д. ; плохая дикция.

Слайд 4

«Учите ребёнка каким-нибудь неизвестным ему пяти словам – он будет долго и напрасно мучиться, но свяжите двадцать таких слов с картинками, и он их усвоит на лету». Ушинский К. Д.

Слайд 5

Что такое мнемотехника? Слова «мнемотехника» и «мнемоника» обозначают одно и тоже – техника запоминания. Они происходят от греческого «mnemonikon» – искусство запоминания. Изначально мнемотехника возникла как неотъемлемая часть риторики и предназначалась для запоминания длинных речей. Современная же мнемотехника делает возможным не только фиксацию в памяти последовательности текстового материала, но и позволяет безошибочно запоминать любую точную информацию, которая традиционно считается незапоминаемой. Считается, что это слово придумал Пифагор Самосский (6 век до н.э.). Искусство запоминания названо словом «mnemonikon» по имени древнегреческой богини памяти Мнемозины.

Слайд 6

Актуальность мнемотехники для дошкольников В дошкольном возрасте у детей преобладает зрительно-образная память. Чаще всего запоминание происходит непроизвольно, просто потому, что какой-то предмет или явление попали в поле зрения ребенка. Если же он будет пытаться выучить и запомнить то, что не подкреплено наглядной картинкой, нечто абстрактное, то на успех рассчитывать не стоит. Мнемотехника для дошкольников помогает упростить процесс запоминания. развить ассоциативное мышление и воображение. повысить внимательность

Слайд 7

Задачи мнемотехники: Формирование приёмов запоминания. Развитие наблюдательности и внимания. Формирование и развитие элементов творческого мышления. Обучение дошкольников умениям устанавливать ситуативные связи между предметами. Развивать языковые способности дошкольников Формирование коммуникативных умений. Формирование связной речи.

Слайд 8

Мнемотехнику в дошкольной педагогике называют по-разному: Воробьева В. К. сенсорно-графическими схемами; Ткаченко Т. А. – предметно-схематическими моделями; Глухов В. П. – блоками-квадратами; Большева Т. В. – коллажем; Ефименкова Л. Н – схемой составления рассказа.

Слайд 9

Мнемотехника строится от простого к сложному: Мнемоквадраты - изображения, которые обозначают одно слово, словосочетание, его характеристики или простое предложение. Мнемодорожки - ряд картинок (3-5), по которым можно составить небольшой рассказ в 2 - 4 предложения. Мнемотаблицы - изображения основных звеньев, в том числе схематические, по которым можно запомнить и воспроизвести целый рассказ или даже стихотворение. Схемы служат своеобразным зрительным планом для создания монологов, помогают детям выстраивать последовательный рассказ.

Слайд 10

Мнемотаблицы-схемы служат дидактическим материалом в работе по развитию связной речи детей. И могут использоваться: для обогащения словарного запаса; при обучении составлению рассказов (описательных, по серии сюжетных картинок, по картине); при пересказах художественных произведений, при проговаривании чистоговорок и скороговорок, при отгадывании и загадывании загадок, при заучивании стихотворений.

Слайд 11

Правила и требования мнемотехники: Знаки и символы должны быть хорошо знакомы детям. Знаки и символы должны отображать обобщённый образ предмета. Знаки и символы предварительно обсуждаются с детьми и принимаются как ведущие. Замысел графической схемы должен быть знаком и понятен ребёнку.

Слайд 12

Работа по мнемотаблицам состоит из трёх этапов: Рассматривание таблицы и разбор того, что на ней изображено. Осуществляется перекодирование информации, то есть преобразование из абстрактных символов в образы. После перекодирования осуществляется повторение стихотворения, скороговорки, загадки, рассказа или сказки по заданной теме.

Слайд 13

Для детей младшего и среднего дошкольного возраста необходимо давать цветные мнемотаблицы, так как в памяти у детей быстрее остаются отдельные образы: лиса – рыжая, волк – серый, ёлочка – зелёная.

Слайд 14

Для детей старшего дошкольного возраста схемы желательно рисовать в одном цвете, чтобы не привлекать внимание на яркость символических изображений.

Слайд 15

Колобок (Л, Л ) Две руки (Р, Р )

Слайд 16

Заучиваем стихотворения Носит одуванчик Желтый сарафанчик Подрастет, нарядится, В беленькое платьице. Легкое, воздушное, Ветерку послушное

Слайд 17

Составляем рассказы Светит ярко солнышко. Растут одуванчики. В небе летают бабочки, пчелы, божьи коровки. Дети купаются в реке.

Слайд 18

Учимся отгадывать загадки Хожу в пушистой шубе, Живу в густом лесу, В дупле на старом дубе, Орешки я грызу.

Слайд 19

Учимся рассказывать сказки

Слайд 20

Мнемотаблицы на однокоренные слова

Слайд 21

Описательные рассказы по лексическим темам

Слайд 22

Результаты проводимой работы - у детей увеличится круг знаний об окружающем мире; - появится желание пересказывать тексты, придумывать интересные истории; - появится интерес к заучиванию стихов; - словарный запас выйдет на более высокий уровень; дети преодолеют робость, застенчивость, учатся свободно держаться перед аудиторией. Поэтому, чем раньше будем учить детей рассказывать или пересказывать, используя метод мнемотехники , тем лучше подготовим их к школе, так как связная речь является важным показателем умственных способностей ребенка и готовности его к школьному обучению.

Слайд 23

Спасибо за внимание!