Презентация - Развитие связной речи дошкольников методом наглядного моделирования и мнемотехники

Нужно больше вариантов? Смотреть похожие
Нажмите для полного просмотра
Развитие связной речи дошкольников методом наглядного моделирования и мнемотехники
Распечатать
  • Уникальность: 95%
  • Слайдов: 30
  • Просмотров: 3143
  • Скачиваний: 1221
  • Размер: 14.07 MB
  • Онлайн: Да
  • Формат: ppt / pptx
В закладки
Оцени!
  Помогли? Поделись!

Слайды и текст этой онлайн презентации

Слайд 1

Развитие связной речи дошкольников методом наглядного моделирования и мнемотехники, слайд 1
МБДОУ д/сад №3 «Фонарик» пгт.Майна г.Саяногорск
Развитие связной речи дошкольников методом наглядного моделирования и мнемотехники (для педагогов ДОУ) Подготовила: Учитель-логопед: Матвеева Е.В.

Слайд 2

Развитие связной речи дошкольников методом наглядного моделирования и мнемотехники, слайд 2
«Учите ребёнка каким-нибудь неизвестным ему пяти словам - он будет долго и напрасно мучиться, но свяжите двадцать таких слов с картинками, и он усвоит их на лету» К. Д. Ушинский

Слайд 3

Развитие связной речи дошкольников методом наглядного моделирования и мнемотехники, слайд 3
Проблемы речи детей дошкольного возраста:
Односложная, состоящая лишь из простых предложений речь. Неспособность грамматически правильно построить предложение. Бедность речи. Недостаточный словарный запас. Употребление нелитературных слов и выражений. Бедная диалогическая речь: неспособность грамотно и доступно сформулировать вопрос, построить краткий или развёрнутый ответ. Неспособность построить монолог: например, сюжетный или описательный рассказ на предложенную тему, пересказ текста своими словами. Отсутствие логического обоснования своих утверждений и выводов. Отсутствие навыков культуры речи: неумение использовать интонации, регулировать громкость голоса, темп речи и т. д. Плохая дикция.

Слайд 4

Развитие связной речи дошкольников методом наглядного моделирования и мнемотехники, слайд 4
Основные свойства связной речи
Цельность - заключается в намерениях говорящего реализовать задуманное по чёткому , последовательному, продуманному плану (смысловой план) осмысленное целесообразное единство. Связность (внешний план)- это объединение двух или нескольких предложений со смысловым единством и логическим переходом от одной части высказывания к другой. 3-4 года – присоединительная связь (частое употребление союзов и, да, а; местоимений это, тут, вот; наречий здесь, потом; союзного слова ещё); 4-5 лет – цепная связь; 5-6 лет – используют различные средства связи. Связность речи включает развитие умений строить высказывания разных типов (описание (мир в статике), повествование (динамика событий в движении)..

Слайд 5

Развитие связной речи дошкольников методом наглядного моделирования и мнемотехники, слайд 5
Работа по развитию связной речи неотделима от остальных задач речевого развития, и прежде, чем перейти непосредственно к пересказам и составлению рассказов, необходима большая подготовительная работа.
Обогащение активного словаря детей. Работа по обогащению словарного запаса детей строится с учетом индивидуальных возможностей детей, периода обучения и лексической темы недели. Формирование у детей грамматических категорий, работа над предложением, построением фразы. На занятиях с детьми проводится работа по формированию у детей некоторых ориентиров, по которым они могли бы находить образцы связной речи, дети знакомятся с правилами (закономерностями) строения предложения, фразы, связного рассказа. Работа по развитию линейной звуковой и зрительной памяти. Без такой памяти невозможно формировать какой-либо вид анализа. Для увеличения объема линейной зрительной и слуховой памяти используются различные дидактические игры: «Что изменилось?», «Запомни - назови» и т.д. Работа по развитию и совершенствованию мелкой моторики кисти и пальцев рук. Т.о Формируется фундамент, речевая база, благодаря которой ребенок может вести диалог, учиться самостоятельно, пользоваться фразовой речью в речевом общении.

Слайд 6

Развитие связной речи дошкольников методом наглядного моделирования и мнемотехники, слайд 6
Мнемотехника – в переводе с греческого - «искусство запоминания». это система методов и приёмов, обеспечивающих эффективное запоминание, сохранение и воспроизведение информации Наглядное моделирование – это воспроизведение существенных свойств изучаемого объекта, создание его заместителя и работа с ним. Мнемотаблица , мнемоквадрат, мнемодорожка – это схема, в которую заложена определённая информация.

Слайд 7

Развитие связной речи дошкольников методом наглядного моделирования и мнемотехники, слайд 7
Прием наглядного моделирования может быть использован в работе над всеми видами связного монологического высказывания:
пересказ; составление рассказов по картине и серии картин; описательный рассказ; творческий рассказ.

Слайд 8

Развитие связной речи дошкольников методом наглядного моделирования и мнемотехники, слайд 8
Этапы работы:
1 этап: Рассматривание таблицы и разбор того, что на ней изображено. 2 этап: Осуществляется перекодирование информации, т. е. преобразование из абстрактных символов в образы. 3 этап: После перекодирования осуществляется пересказ сказки или рассказ по заданной теме.

Слайд 9

Развитие связной речи дошкольников методом наглядного моделирования и мнемотехники, слайд 9
Элементы схем, моделей
предметные картинки силуэтные изображения геометрические фигуры планы и условные обозначения контрастная рамка – приём фрагментарного рассказывания

Слайд 10

Развитие связной речи дошкольников методом наглядного моделирования и мнемотехники, слайд 10
Для детей младшего и среднего дошкольного возраста необходимо давать цветные мнемотаблицы. Для детей старшего возраста схемы желательно рисовать в одном цвете.

Слайд 11

Развитие связной речи дошкольников методом наглядного моделирования и мнемотехники, слайд 11
В качестве символов-заместителей на начальном этапе работы используются геометрические фигуры, своей формой и цветом напоминающие замещаемый предмет.
На последующих этапах дети выбирают заместители, без учета внешних признаков объекта, ориентированных на качественные характеристики (злой, добрый, трусливый и т. п.).

Слайд 12

Развитие связной речи дошкольников методом наглядного моделирования и мнемотехники, слайд 12
Дидактическая игра «Волшебные карточки» ( Венгер Л.А.) средний возраст Цель: назвать на «волшебных карточках» игрушки, развивать воображение, мышление.

Слайд 13

Развитие связной речи дошкольников методом наглядного моделирования и мнемотехники, слайд 13
Дидактическая игра «Закончи предложение» Цель: подбирать по смыслу предмет- модель, развивать мышление, воображение.
Днем светит ….. В лесу много…

Слайд 14

Развитие связной речи дошкольников методом наглядного моделирования и мнемотехники, слайд 14
1. Петрушка ест ватрушку. 2. Страус лежит на траве.

Слайд 15

Развитие связной речи дошкольников методом наглядного моделирования и мнемотехники, слайд 15
Цель применения КГП: Показать и закрепить представления о смысловой связи предложений, активизировать внутренний план, показать принципы и возможности неограниченного многообразия использования картинно-графический план (КГП) в работе с детьми.
Важно: учитывать индивидуальные особенности детей конкретной группы (подгруппы).

Слайд 16

Развитие связной речи дошкольников методом наглядного моделирования и мнемотехники, слайд 16
КГП построения связного высказывания (методика В.К. Воробьёвой)
Параллельная (лучевая)структура рассказа
Тексты цепной структуры

Слайд 17

Развитие связной речи дошкольников методом наглядного моделирования и мнемотехники, слайд 17
Схемы (кгп) Т.А. Ткаченко

Слайд 18

Развитие связной речи дошкольников методом наглядного моделирования и мнемотехники, слайд 18
пересказ
Более легкий вид монологической речи, так как он придерживается авторской композиции произведения, в нем используется готовый авторский сюжет и готовые речевые формы и приемы. Это в какой-то степени отраженная речь с известной доли самостоятельности.

Слайд 19

Развитие связной речи дошкольников методом наглядного моделирования и мнемотехники, слайд 19
Описательный рассказ
При обучении детей дошкольного возраста описанию предметов решаются следующие задачи: развитие умения выделять существенные признаки и основные части (детали) предметов; формирование обобщенных представлений о правилах построения рассказа-описания предмета; овладение языковыми средствами, необходимыми для составления описательного рассказа.

Слайд 20

Развитие связной речи дошкольников методом наглядного моделирования и мнемотехники, слайд 20
Составление рассказов по картине и серии картин
Для самостоятельного составления ребенком рассказа по сюжетной картине картинно-графический план просто необходим. Ребенку трудно «сконструировать ситуацию», изображенную на картине, придумать развитие событий и грамотно закончить свой рассказ, т.е. оформить речевым материалом схему построения высказывания: зачин - развитие событий – кульминация - развязка.

Слайд 21

Развитие связной речи дошкольников методом наглядного моделирования и мнемотехники, слайд 21
Текст с дырками (пропущенными словами)

Слайд 22

Развитие связной речи дошкольников методом наглядного моделирования и мнемотехники, слайд 22
Творческий рассказ
К основным видам рассказывания с элементами творчества относятся : рассказы по аналогии; придумывание продолжения и завершения рассказа; составление рассказа по нескольким опорным словам; предложенную тему.

Слайд 23

Развитие связной речи дошкольников методом наглядного моделирования и мнемотехники, слайд 23
Разговор по телефону

Слайд 24

Развитие связной речи дошкольников методом наглядного моделирования и мнемотехники, слайд 24
Метод эмпатии

Слайд 25

Развитие связной речи дошкольников методом наглядного моделирования и мнемотехники, слайд 25
Составление загадок
Колючая, как ёжик. Растёт в лесу, как гриб. Сама, как треугольник Вся в иголках, как игольница
Колючая, а не ёжик. Растёт в лесу, а не гриб. Треугольная, но не треугольник. Вся в иголках, но не игольница.

Слайд 26

Развитие связной речи дошкольников методом наглядного моделирования и мнемотехники, слайд 26
Рассказывание чистоговорок «руками»

Слайд 27

Развитие связной речи дошкольников методом наглядного моделирования и мнемотехники, слайд 27
Заучивание стихотворения с опорой на мнемотаблицу

Слайд 28

Развитие связной речи дошкольников методом наглядного моделирования и мнемотехники, слайд 28
Театр «спонтанной игры»

Слайд 29

Развитие связной речи дошкольников методом наглядного моделирования и мнемотехники, слайд 29
Методика организации занятий. Занятия по формированию лексико -грамматических средств и развитию связной речи строятся с учетом требований к дошкольной педагогики.
Воспитателю следует четко: определить тему и цель занятий; выделить предметный и глагольный словарь, словарь признаков, которые дети должны усвоить в активной речи; отобрать лексический и грамматический материал с учетом темы и цели, этапа обучения, индивидуального подхода к речевым и психическим возможностям детей, обозначить основные этапы занятия, показав их взаимосвязь и взаимообусловленность и сформулировать цель каждого этапа; обеспечить постепенное усложнение речевых и речемыслительных заданий; включить в занятие разнообразные игровые и дидактические упражнения с элементами соревнования; при отборе программного материала учитывать зону ближайшего развития дошкольника; предусмотреть приемы, обеспечивающие при индивидуальном подходе к детям вовлечение их в активную работу и познавательную деятельность; включить в занятие регулярное повторение усвоенного речевого материала.

Слайд 30

Развитие связной речи дошкольников методом наглядного моделирования и мнемотехники, слайд 30
Желаю Вам успехов, творчества и педагогического оптимизма в развитии связной речи дошкольников!
^ Наверх
X
Благодарим за оценку!

Мы будем признательны, если Вы так же поделитесь этой презентацией со своими друзьями и подписчиками.