Слайды и текст этой онлайн презентации
Слайд 1
МБДОУ д/сад №3 «Фонарик» пгт.Майна г.Саяногорск
Развитие связной речи дошкольников
методом наглядного
моделирования
и мнемотехники
(для педагогов ДОУ)
Подготовила:
Учитель-логопед:
Матвеева Е.В.
Слайд 2
«Учите ребёнка каким-нибудь
неизвестным ему пяти словам - он будет долго и напрасно мучиться,
но свяжите двадцать таких слов
с картинками, и он усвоит их на лету» К. Д. Ушинский
Слайд 3
Проблемы речи детей дошкольного возраста:
Односложная, состоящая лишь из простых предложений речь. Неспособность грамматически правильно построить предложение.
Бедность речи. Недостаточный словарный запас.
Употребление нелитературных слов и выражений.
Бедная диалогическая речь: неспособность грамотно и доступно сформулировать вопрос, построить краткий или развёрнутый ответ.
Неспособность построить монолог: например, сюжетный или описательный рассказ на предложенную тему, пересказ текста своими словами.
Отсутствие логического обоснования своих утверждений и выводов.
Отсутствие навыков культуры речи: неумение использовать интонации, регулировать громкость голоса, темп речи и т. д.
Плохая дикция.
Слайд 4
Основные свойства связной речи
Цельность - заключается в намерениях говорящего реализовать задуманное по чёткому , последовательному, продуманному плану (смысловой план) осмысленное целесообразное единство.
Связность (внешний план)- это объединение двух или нескольких предложений со смысловым единством и логическим переходом от одной части высказывания к другой.
3-4 года – присоединительная связь (частое употребление союзов и, да, а; местоимений это, тут, вот; наречий здесь, потом; союзного слова ещё);
4-5 лет – цепная связь;
5-6 лет – используют различные средства связи.
Связность речи включает развитие умений строить высказывания разных типов (описание (мир в статике), повествование (динамика событий в движении)..
Слайд 5
Работа по развитию связной речи неотделима от остальных задач речевого развития, и прежде, чем перейти непосредственно к пересказам и составлению рассказов, необходима большая подготовительная работа.
Обогащение активного словаря детей.
Работа по обогащению словарного запаса детей строится с учетом индивидуальных возможностей детей, периода обучения и лексической темы недели.
Формирование у детей грамматических категорий, работа над предложением, построением фразы.
На занятиях с детьми проводится работа по формированию у детей некоторых ориентиров, по которым они могли бы находить образцы связной речи, дети знакомятся с правилами (закономерностями) строения предложения, фразы, связного рассказа.
Работа по развитию линейной звуковой и зрительной памяти.
Без такой памяти невозможно формировать какой-либо вид анализа. Для увеличения объема линейной зрительной и слуховой памяти используются различные дидактические игры: «Что изменилось?», «Запомни - назови» и т.д.
Работа по развитию и совершенствованию мелкой моторики кисти и пальцев рук.
Т.о Формируется фундамент, речевая база, благодаря которой ребенок может вести диалог, учиться самостоятельно, пользоваться фразовой речью в речевом общении.
Слайд 6
Мнемотехника – в переводе с греческого - «искусство запоминания».
это система методов и приёмов, обеспечивающих эффективное запоминание, сохранение и воспроизведение информации
Наглядное моделирование –
это воспроизведение существенных свойств изучаемого объекта, создание его заместителя и работа с ним.
Мнемотаблица , мнемоквадрат, мнемодорожка – это схема, в которую заложена определённая информация.
Слайд 7
Прием наглядного моделирования может быть использован в работе над всеми видами связного монологического высказывания:
пересказ;
составление рассказов по картине и серии картин;
описательный рассказ;
творческий рассказ.
Слайд 8
Этапы работы:
1 этап: Рассматривание таблицы и разбор того, что на ней изображено.
2 этап: Осуществляется перекодирование информации, т. е. преобразование из абстрактных символов в образы.
3 этап: После перекодирования осуществляется пересказ сказки или рассказ по заданной теме.
Слайд 9
Элементы схем, моделей
предметные картинки
силуэтные изображения
геометрические фигуры
планы и условные
обозначения
контрастная рамка – приём
фрагментарного
рассказывания
Слайд 10
Для детей младшего и среднего дошкольного возраста необходимо давать цветные мнемотаблицы. Для детей старшего возраста схемы желательно рисовать в одном цвете.
Слайд 11
В качестве символов-заместителей на начальном этапе работы используются геометрические фигуры, своей формой и цветом напоминающие замещаемый предмет.
На последующих этапах дети выбирают заместители, без учета внешних признаков объекта, ориентированных на качественные характеристики (злой, добрый, трусливый и т. п.).
Слайд 12
Дидактическая игра «Волшебные карточки» ( Венгер Л.А.) средний возраст Цель: назвать на «волшебных карточках» игрушки, развивать воображение, мышление.
Слайд 13
Дидактическая игра «Закончи предложение» Цель: подбирать по смыслу предмет- модель, развивать мышление, воображение.
Днем светит …..
В лесу много…
Слайд 14
1. Петрушка ест ватрушку. 2. Страус лежит на траве.
Слайд 15
Цель применения КГП: Показать и закрепить представления о смысловой связи предложений, активизировать внутренний план, показать принципы и возможности неограниченного многообразия использования картинно-графический план (КГП) в работе с детьми.
Важно: учитывать индивидуальные особенности детей конкретной группы (подгруппы).
Слайд 16
КГП построения связного высказывания (методика В.К. Воробьёвой)
Параллельная (лучевая)структура рассказа
Тексты цепной структуры
Слайд 17
Схемы (кгп) Т.А. Ткаченко
Слайд 18
пересказ
Более легкий вид монологической речи, так как он придерживается авторской композиции произведения, в нем используется готовый авторский сюжет и готовые речевые формы и приемы. Это в какой-то степени отраженная речь с известной доли самостоятельности.
Слайд 19
Описательный рассказ
При обучении детей дошкольного возраста описанию предметов решаются следующие задачи:
развитие умения выделять существенные признаки и основные части (детали) предметов;
формирование обобщенных представлений о правилах построения рассказа-описания предмета;
овладение языковыми средствами, необходимыми для составления описательного рассказа.
Слайд 20
Составление рассказов по картине и серии картин
Для самостоятельного составления ребенком рассказа по сюжетной картине картинно-графический план просто необходим. Ребенку трудно «сконструировать ситуацию», изображенную на картине, придумать развитие событий и грамотно закончить свой рассказ, т.е. оформить речевым материалом схему построения высказывания: зачин - развитие событий – кульминация - развязка.
Слайд 21
Текст с дырками (пропущенными словами)
Слайд 22
Творческий рассказ
К основным видам рассказывания с элементами творчества относятся :
рассказы по аналогии;
придумывание продолжения и завершения рассказа;
составление рассказа по нескольким опорным словам;
предложенную тему.
Слайд 23
Разговор по телефону
Слайд 25
Составление загадок
Колючая, как ёжик.
Растёт в лесу, как гриб.
Сама, как треугольник
Вся в иголках, как игольница
Колючая, а не ёжик.
Растёт в лесу, а не гриб.
Треугольная, но не треугольник.
Вся в иголках, но не игольница.
Слайд 26
Рассказывание чистоговорок «руками»
Слайд 27
Заучивание стихотворения с опорой на мнемотаблицу
Слайд 28
Театр «спонтанной игры»
Слайд 29
Методика организации занятий. Занятия по формированию лексико -грамматических средств и развитию связной речи строятся с учетом требований к дошкольной педагогики.
Воспитателю следует четко:
определить тему и цель занятий;
выделить предметный и глагольный словарь, словарь признаков, которые дети должны усвоить в активной речи;
отобрать лексический и грамматический материал с учетом темы и цели, этапа обучения, индивидуального подхода к речевым и психическим возможностям детей, обозначить основные этапы занятия, показав их взаимосвязь и взаимообусловленность и сформулировать цель каждого этапа;
обеспечить постепенное усложнение речевых и речемыслительных заданий;
включить в занятие разнообразные игровые и дидактические упражнения с элементами соревнования;
при отборе программного материала учитывать зону ближайшего развития дошкольника;
предусмотреть приемы, обеспечивающие при индивидуальном подходе к детям вовлечение их в активную работу и познавательную деятельность;
включить в занятие регулярное повторение усвоенного речевого материала.
Слайд 30
Желаю Вам успехов,
творчества и педагогического оптимизма в развитии связной речи дошкольников!