Слайды и текст этой онлайн презентации
Слайд 1
Муниципальное дошкольное образовательное учреждение
детский сад №1 «Ленинец»
НАГЛЯДНОЕ МОДЕЛИРОВАНИЕ КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ СВЯЗНОЙ РЕЧИ ДОШКОЛЬНИКОВ
Семинар-практикум для педагогов ДОУ
Подготовила:
учитель-логопед
I кв. категории
Бутрюмова Н.А.
г. Тутаев, 2022 год
Слайд 2
Связная речь – развёрнутое, законченное, композиционно и грамматически оформленное высказывание, состоящее из ряда логически связанных предложений.
Основная функция связной речи
коммуникативная
Основные формы связной речи
диалог
монолог
Слайд 3
п. 2.6 ФГОС ДО
Речевое развитие включает:
владение речью как средством общения и культуры;
обогащение активного словаря;
развитие связной, грамматически правильной диалогической и монологической речи;
развитие речевого творчества;
развитие звуковой и интонационной культуры речи, фонематического слуха;
знакомство с книжной культурой, детской литературой, понимание на слух текстов различных жанров детской литературы;
формирование звуковой аналитико-синтетической активности как предпосылки обучения грамоте.
Слайд 4
Моделирование – исследование каких-либо явлений, процессов путём построения и изучения моделей. Моделирование своим объектом имеет модель.
Модель – это любой образ (мысленный и условный; изображение, описание, схема, чертёж, график, план) какого-либо процесса или явления (оригинала данной модели), используемый в качестве заместителя.
Наглядное моделирование – это воспроизведение существенных свойств изучаемого объекта, создание его заместителя и работа с ним.
Слайд 5
Условные заместители, используемые в моделировании
геометрические фигуры;
символические изображения предметов (условные обозначения, силуэты, контуры, пиктограммы);
силуэтные и предметные картинки;
планы и условные обозначения, используемые в них.
Слайд 6
Виды моделей
Предметная модель в виде физической конструкции предмета или предметов, закономерно связанных друг с другом (плоскостная модель фигуры, воспроизводящая его главные части, конструктивные особенности, пропорции, соотношения частей в пространстве).
Предметно-схематическая модель. Здесь выделенные в объекте познания существенные компоненты и связи между ними обозначаются с помощью предметов–заместителей и графических знаков.
Графическая модель, обобщенно передающая признаки, связи и отношения явлений (графики, формулы, схемы).
Слайд 7
Требования к модели
чётко отображать основные свойства и отношения, которые являются объектом познания;
быть простой для восприятия и доступной для создания действий с ней;
ярко и отчётливо передавать с её помощью те свойства и отношения, которые должны быть освоены;
облегчать познание.
Слайд 8
Закономерности формирования моделирования у дошкольников
моделирование выполняется на знакомом детям материале, с опорой на знания, полученные на занятиях или в обыденной жизни;
целесообразно начинать с моделирования единичных конкретных ситуаций, а позднее – с построения моделей, имеющих обобщённый характер;
следует начинать с иконических моделей, т. е. сохраняющих известное сходство с моделируемым объектом, постепенно переходя к условно-символическим изображениям отношений;
начинать следует с моделирования пространственных отношений, а затем переходить к моделированию временных, логических и т. д.;
обучение моделированию осуществляется легче, если начинается с применения готовых моделей и постепенно переходит к их построению.
Слайд 9
Виды связного высказывания
пересказ;
рассказ по картине и серии картин;
описательный рассказ;
творческий рассказ.
Слайд 10
Пересказ – изложение готового текста своими словами.
Пересказать текст – значит рассказать о событиях, героях, соблюдая последовательность изложения.
План занятия по пересказу
первичное чтение произведения,
беседа по вопросам,
повторное чтение,
пересказ.
Слайд 11
Модель сериационного ряда
к сказке «Репка»
Слайд 12
Принципы замещения
на основе цвета, характерного для внешнего вида персонажа
на основе соотношение величин героев
Слайд 13
Принципы замещения
на основе одного различия между персонажами (цвет)
на основе двух различий между персонажами (цвет и величина)
Слайд 14
Принципы замещения
использование символики цвета
Слайд 15
Виды рассказов по картине
Описание предметных картин – это связное последовательное описание изображенных на картине предметов или животных, их качеств, свойств, действий, образа жизни.
Описание сюжетной картины – это описание изображенной на картине ситуации, не выходящей за пределы содержания картины (дается и описание, и сюжет).
Рассказ по последовательной сюжетной серии картин. Ребенок рассказывает о содержании каждой сюжетной картинки из серии, связывая их в один рассказ.
Повествовательный рассказ по сюжетной картине (условное название). Ребенок придумывает начало и конец к изображенному на картине эпизоду.
Слайд 16
Этапы обучения детей рассказыванию по картине
1 этап (подготовительный):
осуществляется в младшем дошкольном возрасте,
цель – обогатить словарь, активизировать речь детей, научить их рассматривать картины и отвечать на вопросы по их содержанию.
2 этап:
осуществляется в среднем дошкольном возрасте,
детей учат рассматривать и описывать предметные и сюжетные картины сначала по вопросам воспитателя, а затем по его образцу.
3 этап:
осуществляется в старшем дошкольном возрасте,
дети самостоятельно или с небольшой помощью воспитателя описывают предметные и сюжетные картины, составляют сюжетные рассказы по серии картин, придумывают начало и конец сюжету картины.
Слайд 17
Модель рассказа по картине
Элементы модели
Пример модели предложения
Слайд 18
Составление описательного рассказа
Элементы модели описательного рассказа –
символы-заместители качественных характеристик объекта:
принадлежность к родовидовому понятию;
величина;
цвет;
форма;
составляющие детали;
качество поверхности;
материал, из которого изготовлен объект (для неживых предметов);
как он используется (какую пользу приносит)?
за что нравится (не нравится)?
Слайд 19
Модели описания отдельных предметов, явлений
Слайд 20
Творческий рассказ
Последовательность работы по формированию навыка составления связного творческого высказывания:
ребенку предлагается придумать ситуацию, которая могла бы произойти с конкретными персонажами в определенном месте, модель рассказа (сказки) задается взрослым;
взрослый предлагает конкретные персонажи рассказа, а пространственное оформление модели ребенок придумывает самостоятельно;
конкретные персонажи заменяются их силуэтными изображениями, что позволяет ребенку проявить творчество в характерологическом оформлении героев рассказа;
ребенку предлагается составить рассказ или сказку по модели, элементами которой являются неопределенные заместители персонажей рассказа – геометрические фигуры, педагогом задается тема рассказа: например, «Весенняя сказка»;
ребенок самостоятельно выбирает тему и героев своего рассказа.
Слайд 21
Результаты использования метода наглядного моделирования
Применение метода наглядного моделирования оказывает положительное влияние:
на речевое развитие детей;
на интеллектуальное развитие детей;
на развитие мышления (умение логически мыслить, сравнивать, анализировать, выделять существенные признаки, делать умозаключения и выводы);
развитие памяти (облегчение и ускорение процесса запоминания), внимания и воображения;
на качество усвоения материала (повышение познавательного интереса, создание благоприятного эмоционального фона);
на личностные характеристики (проявление инициативы, самостоятельности).
Слайд 22
Желаю творческих успехов!