Презентация - Мнемотехника или мнемоника

На весь экран

Слайды и текст этой презентации

Слайд 1

«Чтобы обучить другого, требуется больше ума, чем чтобы научиться самому». (М.Монтень)

Слайд 2

Мнемотехника или мнемоника система различных приёмов, облегчающих запоминание и увеличивающих объём памяти путём образования дополнительных ассоциаций. Они происходят от греческого «mnemonikon» - искусство запоминания. И названы по имени древнегреческой богини памяти Мнемозины – матери девяти муз.

Слайд 3

Считается, что слово мнемоника, придумал Пифагор Самосский

Слайд 4

В специальных (коррекционных) школах используются наиболее доступные мнемонические приемы запоминания такие как: рифма и ритм. из наиболее действенных способов обеспечить запоминание материала – это зарифмовать его. Если едешь на Камчатку, не забудь надеть перчатки. Если едешь на Таймыр, то возьми с собою сыр; аббревиатура(акроним) Этот способ широко используется для фиксирования различного материала, не связанного логическими принципами,(ОБЖ, СБО, ППТ – название учебных предметов; ЧС, МЧС, СИЗ, ЗОЖ – термины из курса «Человек и его среда» и т.д.); метод расположения предметов представляет собой способ запоминания с помощью фиксирования месторасположения предметов: главное, что надо сделать – это установить некоторую последовательность в перечислении и др.

Слайд 5

метод наглядного моделирования и метод пиктограмм

Слайд 6

Пиктограмма ( от лат. рictus- рисовать и греч. граууа –запись) – знак, отображающий важнейшие узнаваемые черты объекта, предметов, явлений на которые он указывает, чаще всего в схематическом виде.

Слайд 7

Историческая справка С древних времен знаки используются человеком для долговременного хранения информации и ее передачи на большие расстояния.

Слайд 8

Ребёнок достаточно рано встречается с символами, моделями, схемами: вывески в магазине, транспорте, дорожные знаки, цветовое оформление служб (скорая помощь, пожарная служба, сигналы светофора)

Слайд 9

Актуальность данного метода
заключается в том, что он помогает: облегчить общение; улучшить всестороннее развитие ребенка; активизировать речемыслительную деятельность (память, внимание, мышление)

Слайд 10

Метод наглядного моделирования относится к невербальным средствам общения и используются как:
как средство временного общения, для сохранения у ребенка мотивации и желания общаться; как средство постоянного общения с ребенком, неспособного говорить в будущем; как средство, облегчающее развитие общения, речи, когнитивных функций(символизация, формирование элементарных представлений и понятий). как подготовительный этап к освоению письма и чтения у детей с проблемами в развитии (схема слова, схема предложения)

Слайд 11

Этапы обучения ребенка работе с наглядным изображением (пиктограммами).
1 ЭТАП Ознакомление ребенка с изображением (знаком символом) и уточнение его понимания:

Слайд 12

ДЕЙСТВИЯ С МЕБЕЛЬЮ
ЧАСТИ ШКАФА

Слайд 13

идентификация изображения;
МЕБЕЛЬ
СТУЛ
ШКАФ
КНИЖНЫЙ ШКАФ
ДИВАН
СТОЛ

Слайд 14

выбор нужного изображения из ряда других;
ШКАФ
ДИВАН
ШКАФ
СТОЛ
СТУЛ
ШКАФ

Слайд 15

выбор такого же изображений среди определенного множества других;
ДИВАН
ПОСУДНЫЙ ШКАФ
СТОЛ
СТУЛ
ПЛАТЕЛЬНЫЙ ШКАФ
КНИЖНЫЙ ШКАФ
ШКАФ

Слайд 16

конструирование фразы с помощью наглядного моделирования;

Слайд 17

выбор из нескольких фраз той, которую назвал фразу;
Мы живем в доме
В доме есть спальня
На кухне есть электроплита
В гостиной стоит кресло
ДОМ
ГАРАЖ
МАГАЗИН
АПТЕКА
ВАННАЯ
СПАЛЬНЯ
ГОСТИНАЯ
КУХНЯ
РАКОВИНА
СТОЛ
ПЛИТА
ШКАФ
ДИВАН
КРЕСЛО
СТУЛ
ПЛИТА

Слайд 18

2 ЭТАП Алгоритм установления связи между изображениями предметов и их функциями

Слайд 19

составить из изображений пару;

Слайд 20

выбрать те изображения, которые относятся к одной тематической группе;
На кухне
В спальне
ЭЛЕКТРОПЛИТА
ПОЛОТЕНЦЕ
КРАН
ПОКРЫВАЛО
КРОВАТЬ
ПОДУШКА
КАСТРЮЛЯ
КАСТРЮЛЯ
ШКАФ
СТОЛ
ТАРЕЛКА
ОДЕЯЛО
СТАКАН
пылесос
ВАННА
УНИТАЗ

Слайд 21

пятый лишний;
ШКАФ
ДИВАН
ШКАФ
ШКАФ
ШКАФ
ПОСУДНЫЙ ШКАФ
ШКАФ
СТУЛ
СТОЛ
ПЫЛЕСОС

Слайд 22

найти и исправить ошибку в парах изображений
СПАТЬ
ЭЛЕКТРОПЛИТА
ВАРИТЬ
КРОВАТЬ
ПОЛОТЕНЦЕ
КРЕСЛО
КРАН
ПОДУШКА
ВАННА
ТАРЕЛКА
ПОКРЫВАЛО
КАСТРЮЛЯ
ОДЕЯЛО
ПОЛОТЕНЦЕ
КРОВАТЬ
ДИВАН

Слайд 23

3 ЭТАП Последовательность логического конструирования фразы путем самостоятельного выбора необходимого изображения

Слайд 24

показать произнесенную фразу

Слайд 25

добавить фразу нужным изображением выбрав из серии других;

Слайд 26

составить из изображений произнесенную взрослым фразу;
Мальчик испачкался. Взял полотенце и пошел в ванную.

Слайд 27

составление логических цепочек из символов;

Слайд 28

дифференц-я: сочетание реалистичных изображений и символов
составление логических цепочек;

Слайд 29

Разложи предметы в соответствующие шкафы.

Слайд 30

Спасибо за внимание!