Слайды и текст этой онлайн презентации
Слайд 1
Русский язык 6 класс
Урок развития речи
Учитель русского языка и литературы
Суворина Е.Н.
МОУ ООШ с. Синда
Слайд 2
Способы связи предложений в тексте
Слайд 3
Учиться чему?
?
Для чего?
Слайд 4
Цели урока:
1. совершенствовать умение находить «данное» и «новое» в предложениях текста;
2. сформировать умение определять способ связи предложений во фрагментах текста;
3. формировать умение слушать текст, находить в нем главное.
Слайд 5
Теоретическая справка В предложении
Д(данное) Н(новое)
Соединяет предложе- Движет мысль.
ния в тексте.
Повторяется уже Дается новая инфор-
известное мация, которая разви-
вает мысль, движет
мысль вперед.
Слайд 6
Способы развития мысли и соединения предложений.
Последовательный (цепной) способ связи.
Д1------Н1 Вокруг города раскинулись
! могучие леса. В лесах попада-
Д2------Н2 лись глухие озера с огромными
! старыми соснами по берегам.
Д3------Н3 Сосны все время шумели.
Слайд 7
Способы развития мысли и соединения предложений.
Параллельный способ связи.
а)Есть сквозная тема.
Д1------Н1 Виктор Талалихин получил задание контро-
Д2------Н2 лировать воздушное пространство над Мос-
Д3------Н3 квой. Вдруг он заметил темный силуэт само-
лета.
Летчик дал полный газ и ясно увидел на
хвосте самолета фашистскую свастику.
Задание: Укажите «данное» и «новое» в тексте.
Слайд 8
Способы развития мысли и соединения предложений.
Параллельный способ связи.
б) Отсутствует сквозная тема.
За ночь наступила оттепель. С крыш свесились
толстые сосульки. Подул влажный мягкий ветер.
Весна была недалеко.
Оттепель
сосульки влажный ветер весна недалеко
Задание: Спишите текст, подчеркните «данное» прямой линией, а «новое» – волнистой линией.
Слайд 9
Практический тренинг Задание 1.
Прочитайте текст, выделяя голосом «новое». Каков способ соединения предложений в тексте?
Недавно Московский зоопарк пополнился тремя новоселами. Это индийские журавли. Их называют антигонами. Антигоны – огромные, красивые голенастые птицы.
Слайд 10
Практический тренинг Задание 2.
Прочитайте отрывок из ученического сочинения. Удачен ли в нем порядок слов? Почему? Отредакти-руйте текст.
Под березой в тени деревьев отдыхают девочка, женщина и пес Шарик. Рядом с девоч-кой лежит Шарик.
Слайд 11
Практический тренинг Задание 3.
Восстановите текст. Из двух предложений в скобках выберите наиболее удачное. Выбор объясните. Укажи-те способ соединения предложений в этом тексте.
Вечером в избушке становилось людно и шумно. Рыбаки ужинали, курили, щелкали орехи. (Васютка снабжал орехами рыбаков. Орехами рыбаков снабжал Васютка.)
Слайд 12
Самостоятельная работа Задание: Прочитайте текст. Укажите «данное» и «но-вое».Определите способ связи между предложе-ниями в данном тексте, обозначьте его графически.
Усадьба Кусково окружена чудесным парком. Парк украшают изумительные мраморные скульптуры. Их хрупкость и изящество как бы подчеркиваются огромными деревьями. Эти великаны «сторожат» покой усадьбы, делают ее ландшафт неповторимым и запоминаю-щимся.
Слайд 13
Рефлексия
* На уроке мне было интересно (неинте-ресно), потому что… .
* Я люблю (не люблю) уроки развития речи, потому что… .
* Сегодняшний урок помог мне… .
Слайд 14
Задание на дом
Параграф 25 , упражнение №268 .
Обратить внимание: надо составить два микротекста – повествование и описание.
После записи текстов провести их графический анализ, определить способ связи предложений.