Слайды и текст этой онлайн презентации
Слайд 1
Создание условий для формирования информационной культуры на уроках истории и обществознания
Тема самообразования учителя истории и обществознания Топорковой Г.Ф.
Слайд 2
Начиная с последней трети ХХ века, общество в развитых странах мира называют информационным. Объем информации стремительно растет, а также совершенствуются средства ее передачи и приема. Система образования, на которую возложена обязанность подготовки новых поколений к жизни в информационно перенасыщенной среде, вынуждена пересматривать образовательные идеалы прошлого, ставя задачи, соответствующие новым потребностям.
«Сегодня едва ли не ведущей целью современного образования должно стать повышение уровня информационной компетентности учащихся на всех его ступенях».
М. Бершадский, профессор кафедры
образовательной технологии АПКиППРО
Слайд 3
«Информационная компетентность подразумевает уверенное и критическое использование Технологий информационного общества для работы, досуга, общения. Она дополняется основными умениями относительно информационно - компьютерных технологий: использования компьютеров для нахождения, оценки, хранения, производства, представления и обмена информацией, для общения и участия в сотрудничающих сетях через Интернет».
(Определение дано в рекомендациях Европарламента)
Слайд 4
«новая грамотность, в состав которой входят умения активной самостоятельной обработки информации, принятие принципиально новых решений в непредвиденных ситуациях с использованием технологических средств» (Семенов А.Л., 2000)
«интегральная способность личности, проявляющаяся в освоении, владении, применении, преобразовании и создании новых информационных технологий» (Беспалов П.В., 2003)
«сложное индивидуально – психологическое образование на основе интеграции теоретических знаний, практических умений в области инновационных технологий и определенного набора личностных качеств» (Зайцева О.Б., 2002)
ИНФОРМАЦИОННАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ
Слайд 5
«совокупность знаний, умений и навыков, формируемых в процессе обучения и самообучения информатике и информационным технологиям» (Хенер К.К., Шестаков А.П., 2004)
«особый тип организации предметно – специальных знаний, позволяющих правильно оценивать ситуацию и принимать эффективные решения, используя новые информационные технологии» (Гоферберг А.В., 2006)
«уверенное владение учащимися всеми составляющими навыками ИКТ – грамотности для решения возникающих вопросов в учебной и иной деятельности, при этом акцент делается на сформированность обобщенных познавательных, этических и технических навыков» (Бурмакина В.Ф, Зелман М., Фалина И.Н., 2007)
Слайд 6
Результаты образования ( по Б.С. Гершунскому)
грамотность
менталитет
Компетент
ность
Образован
ность
культура
Слайд 7
Информационная (компьютерная) грамотность – освоение знаний, умений и навыков в области работы с информацией, использовании средств ИКТ;
Информационная образованность дополняется опытом творческого применения знаний и умений, а также опытом эмоционально – ценностного отношения к действительности , направленными на познание и преобразование информационных объектов;
Информационная компетентность – осмысление овладение теоретическими знаниями , умениями, способами мышления, нравственными нормами, ценностями, которые позволяют реализовать себя в конкретных видах информационной деятельности; способность, готовность и опыт информационной деятельности;
Информационная культура – преумножение социокультурного опыта, обеспечивающее воспроизводство информации, совершенствование средств ИКТ;
Информационный менталитет – устойчивые глубинные основания мировосприятия, мировоззрения и поведения, которые придают личности свойства уникальной неповторимости в сочетании с открытостью к информации, способностью к всесторонней самореализации в ментальном духовном пространстве
Слайд 8
«…информационная культура, как и развитие критического мышления должны стать не предметом изучения, а технологией учебы»
«простое знание неких правил и понятий не может быть показателем информационной культуры школьника, ибо наша главная цель – его развитие, а не трансляция ему готового набора знаний в данной области» (О. Громова)
Слайд 9
Информационная грамотность складывается из умений:
Осознать личную потребность в информации для решения той или иной проблемы;
Выработать стратегию поиска, задавая значимые вопросы;
Найти информацию по теме;
Оценить ее релевантность запросу;
Оценить качество информации (точность, авторитетность, надежность);
Проанализировать найденную информацию;
Сформировать собственную точку зрения (выводы);
Представить аудитории (или самому себе) новое знание, собственную точку зрения, понимание или решение проблемы;
Оценить эффективность проделанной работы по следующим позициям:
А) использованный материал (сложность и степень освоения);
Б) приобретенные навыки;
В) решение/нерешение поставленной задачи;
доказать, что полученные знания оказали влияние на личные позиции и поведение ученика.
(Джеральд Браун «Модель решения проблем
для развития информационной грамотности: комплексный подход»)
Слайд 10
«…при оценке развития информационной грамотности ученика нас должен больше интересовать ход его работы над темой исследования и самостоятельность выводов, чем конечный результат в виде верной или неверной, полной или неполной информации»
(О. Громова «Тройка, пятерка, тест…Развитие
информационной культуры школьников: вопросы оценки»)
тесты
Практические работы
Проектные работы
Исследовательские работы
поисковые
применительные
самооценка
Слайд 11
Методика критического мышления
«вызов»
«Осмысление»
«рефлексия»
Актуализация и обобщение имеющихся знаний по теме; вызвать устойчивый интерес к изучаемой теме, мотивация, побуждение к активной работе на уроке и дома;
Получение новой информации, осмысление ее, соотнесение с уже имеющимися знаниями;
Целостное осмысление, обобщение полученной информации; присвоение нового знания учеником; формирование собственного отношения к изученному
Слайд 12
Методические приемы
«Корзина идей»
«Составление кластера»
синквейн
Маркировочная таблица «ЗУХ»
«Пометки на полях»
«мозговой штурм»
«эссе»
Лекция со «стопами»
Слайд 13
Работа с учебным текстом в 5 классе
Выделение основной мысли в абзаце;
Постановка вопросов к тексту;
Комментирование иллюстраций и составление рассказов по картинам;
Составление плана;
«Рассказ от имени» - творческое переосмысление текста;
составление диалога (Встретились два архонта, Драконт и Солон, о чем они будут говорить?)
Создание сценки по тексту (воспитание в Спарте)
Монолог «от имени» (египетского крестьянина, жреца, вельможи)
Сочинение («Как я побывал В Древних Афинах»)
«По следам экспедиции» (С использованием учебной карты)
Составление таблицы (сжатие информации и сравнительной);
Составление кроссвордов.
Составление тестов учащимися.