Слайды и текст этой онлайн презентации
Слайд 1
Конкурс программ внеурочной деятельности
Метапредметная программа внеурочной деятельности «На кончике пера»
Учитель русского языка и литературы
Лысогорского района Саратовской области
Горох Н.Г.
Слайд 2
Условия возникновения и становления педагогического опыта
Новые стандарты образования предполагают внесение значительных изменений в структуру и содержание, цели и задачи образования, смещение акцентов с одной задачи – вооружить учащегося знаниями – на другую – сформировать у него метапредметные умения и навыки как основу учебной деятельности.
Слайд 3
Противоречия, которые привели к опыту.
Существующее противоречие между требованиями новых стандартов и организацией образовательного процесса актуализирует потребность разработки новых форм деятельности, формирующей метапредметные результаты.
"Всё, что находится во взаимной связи,
должно преподаваться в такой же связи".
(Ян Амос Коменский)
Слайд 4
Метапредметная программа внеурочной деятельности «На кончике пера»
интеграция
Воспитание и
социализация
«Русский язык» «Литература»
Урочная деятельность внеурочная деятельность
Слайд 5
Актуальность педагогического опыта
Сегодня, в век повсеместной компьютеризации и доступности любой информации и любых текстов, существует серьезная опасность вырастить поколение, не способное к самостоятельному речевому творчеству, что в требованиях стандартов называется коммуникативной компетенцией.
К сожалению, основная деятельность школьника сегодня носит словесно-логический характер, даже на уроках гуманитарного цикла мы больше заботимся о развитии логики ребенка, чем о его воображении.
«Фантазия важнее знания» (А. Эйнштейн)
Слайд 6
Цель реализации программы:
- высвободить внутренние творческие силы ребенка, его интеллектуальный и эмоционально-эстетический потенциал.
Задачи:
- ввести ребёнка в мир художественной литературы и помочь ему осмыслить образность словесного искусства, тем самым пробуждая интерес к чтению художественных произведений и словесному творчеству.
- сделать ещё один шаг к умению свободно, непринужденно – и одновременно чрезвычайно ответственно пользоваться словом, его художественными возможностями, его гибкой и музыкальной природой, его потенциалом точного и выразительного эквивалента собственному чувству.
Слайд 7
Теоретическое обоснование педагогического опыта
В развивающем обучении детское сочинение – это своеобразная форма самовыражения, самосознания ребенка.
Ценность детского сочинения определяется по тому, насколько в нем нашли отражение чувства, мысли ребенка, свежесть восприятия им каких-либо явлений.
Поэтому задача, стоящая сейчас перед нами, не в разработке методики написания сочинений, а в поисках условий организации литературного творчества детей.
Слайд 8
Обоснование выбора механизмов и инструментов формирования метапредметных результатов
Если задача сочинения – развитие личности ребенка, интеграция знаний, представлений, опыта, которые он получает из различных источников, то и методика работы должна строиться на метапредметной основе.
Такой характер методики определяется особенностью речевого высказывания, продуктивность которого находится в теснейшей связи с комплексом внутренних факторов: мышлением, чувствами, широтой представлений об окружающем мире.
Содержание данной программы внеурочной деятельности,
начало которой - в программах по русскому языку
и литературе, согласовано с содержанием программ
по психологии, педагогике, Информатике и ИКТ,
краеведению, биологии, искусству.
Слайд 9
Технологический аспект опыта
Программа разработана с учётом современных образовательных технологий:
Технологии развития критического мышления через чтение и письмо;
Технологии творческой мастерской;
Технологии группового обучения;
Игровых технологий;
Личностно ориентированного обучения;
Исследовательской и проектной деятельности;
ИКТ, которые расширяют круг технических возможностей детей при редактировании и оформлении работ, издательской деятельности.
Слайд 10
Методы проведения занятий
Особенностью методики проведения занятий в кружке является то, что теоретическая часть практически полностью отрабатывается на уроке, а внеурочные аудиторные занятия - это творческие практикумы, выполнение творческих проектов: выпуск тематических стенных газет, альманахов.
Внеаудиторные занятия предполагают проведение исследований, работу со справочной литературой, встречи, цель которых – сбор материала: беседы, опросы, интервью.
Титульный лист альбома (проекта)
«Подвижники добра».
Рисунок Абросимовой Анастасии
Слайд 11
1. Подбираем ассоциативный ряд к тому образу, который создаем.
2. Помним, что метафора – это скрытое сравнение.
3. Характеризуем образ по цвету, вкусу, запаху, внешности, звуку, настроению.
Творческий практикум
«Переносное значение»
Метафора – это отличительный признак гения
(Аристотель)
Метафора
Слайд 12
«Стихотворение по метафоре» «Моя мама»
- Какие цветовые ассоциации вызывает у вас слово «мама»?
- Какие запахи ассоциируются у вас с этим словом?
Каковы Ваши звуковые ассоциации?
Если бы ваша мама была деревом, то каким именно и почему?
- А если бы была цветком?
- С чем ещё из этого огромного мира вы сравнили бы свою маму?
Моя мама – это желтый солнечный зайчик, теплый и ласковый;
это нежно-розовая герань на моем окне, которая цветет и радует меня,
даже если я забываю её поливать.
Моя мама – это вкусный запах ванили, запах любимого всеми
воскресенья, запах праздника, запах чистого дома;
Моя мама – это то ласковый убаюкивающий звук шуршания падающих
листьев, то тревожный гул деревьев в ненастную погоду,
то резкий звук сирены, предупреждающий об опасности;
Моя мама – это мягкий плед, дающий тепло и нежность, покой и уют,
это грустная красивая песня, которая делает нас лучше,
это мудрая книга, которую не обязательно читать, чтобы набраться
мудрости: нужно просто быть рядом…
Творческий практикум
Воспитательная внеурочная деятельность
Слайд 13
Эпитет
Если бы вместо оценок вам давали разноцветные жетоны, какого цвета была бы оценки «5», «4», «3», «2»?
А можно ли определить и изобразить настроение цвета?
Какого цвета вьюга? Ветер?
- А какого цвета музыка, которую вы слышите?
- Какого цвета может быть зло? А добро?
Творческий практикум
«Если цвет можно охарактеризовать, то составьте такой рассказ,
где вместо обычных прилагательных
были бы только прилагательные, обозначающие цвет».
«Определение»
Слайд 14
- Отгадайте старинную русскую загадку:
«Стоит дерево цветом зелено; в этом дереве четыре угодья: первое - больным на здоровье, второе- свет от тьмы да тепло от стужи, третье – дряхлым пеленанье, а четвертое – жаждущим родник».
- Что это за дерево? Конечно, береза.
- Попытаемся вместе разобраться, что же это за угодья.
А что ещё знаете вы о пользе берёзы?
А знаете ли вы, что береза – это единственное дерево с белым стволом?
Припомнив наше занятие о тайне цвета, попробуйте предположить, почему?
Творческий практикум с исследованием
«Похвальное слово березе»
- Давайте похвалим это чудесное дерево,
расскажем о его достоинствах,
о трепетном отношении к этому дереву русских людей.
Учебник биологии
интернет
Беседы с бабушками
и дедушками
Стихи, сказки,
легенды о березке
«Имя прилагательное»
?
?
?
?
Слайд 15
Сказки «Как армяк стал кафтаном», «Как веретено в самопрялку превратилось», «Лапти и сапоги»;
Рассказы «Ухватистый ухват или рогатый рогач?» «Иконостас», «Глава семьи – самовар»…
Музейный экспонат рассказывает о себе…
Творческий практикум с исследованием
Рассказ «Пионерский костер»
«…Громадная безобразная пирамида дров превращалась в красивую пылающую свечу.
Языки пламени сливались в единую струю, рвущуюся в небо, от неё отрывались
отдельные кусочки пламени и летели ввысь. И казалось,
что звезды на небе зажигались от этих искр. А мы стояли, сидели вокруг
и заворожено смотрели на этот концерт пламени, искр, летящих в ночь.
И торжественно звучала песня «Взвейтесь кострами, синие ночи».
Далеко были слышны звуки песни, а ещё дальше был виден костер.
Мне очень нравилось, когда я приходила домой слышать от мамы, что она видела
наш костери слышала нашу песню. Хорошая это была традиция,
жаль, что она утрачена. Столько лет прошло, а память о красивом жива».
Монетов С.
«Устаревшие слова»
Музейная педагогика
Слайд 16
«Летающая рифма»,
«Отгадка в рифму»,
«Подскажи рифму»,
«Угадай стихотворение по рифмам»,
«Трудная рифма»,
«Буриме».
Творческий практикум
«Поэтическая мозаика»
Слайд 17
«Тропы-волшебники»
Метафорический эпитет. Игры»,
«Учимся сравнивать. Игры»,
«Стихотворение по метафоре».
Я ставлю сущность выше слов,
Но верьте мне на слово:
Смысл не в буквальном смысле слов,
А в превращеньях слова.
С.Кирсанов
Слайд 18
Сочиняем сказки
«Сказки наизнанку»,
«Я начну, а ты продолжи»,
«Сказка по вопросам»,
«Бином фантазии»,
«Необычный персонаж»,
«Карты Проппа»,
«Сказочный калейдоскоп».
Игры из сборника Дж. Родари «Грамматика фантазии,
или Искусство придумывания историй».
Слайд 19
Стратегия РАФТ
социо-игровое задание
Роль
Аудитория
Форма
Тема Стратегия РАФТ
Цель:
создание повествования, рассуждения
или описания от другого лица
Слайд 20
Планируемые результаты
Личностные результаты:
Ученик научится: работать коллективно, решать вопросы с учётом интересов окружающих людей, контактировать с разными людьми, помогать друг другу; проявлять настойчивость в достижении цели; соблюдать правила игры и дисциплину; выражать себя в творческой и игровой деятельности; ориентироваться в информационном пространстве, развивать критическое и творческое мышления.
Ученик получит возможность научиться: самостоятельно конструировать свои знания, быть толерантным в процессе межличностного взаимодействия; анализировать и систематизировать полученные умения и навыки.
Метапредметные результаты
Ученик научится: планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации, в том числе во внутреннем плане; добывать необходимые знания и с их помощью проделывать конкретную работу; анализировать и сопоставлять, обобщать, делать выводы; осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебной литературы; координировать свои усилия с усилиями других.
Ученик получит возможность научиться: строить красивую, правильную, образную речь в различных стилях и жанрах; осуществлять расширенный поиск информации с использованием ресурсов библиотек и Интернета.