Слайды и текст этой онлайн презентации
Слайд 1
Определяем проблему урока
Найдите и выпишите существительные с ласкательным значением.
Поешь же, миленький дружочек!
Вот лещик, потроха, вот стерляди кусочек!
Выделите в них суффикс.
Какое противоречие вы заметили?
Сформулируйте основной вопрос урока.
Дружочек, лещик, кусочек
Дружочек, лещик, кусочек.
Когда в суффиксах существительных -ек- и -ик-
пишется буква е, а когда – и?
Проверьте себя
Слайд 2
БУКВЫ Е, И В СУФФИКСАХ ИМЕН СУЩЕСТВИТЕЛЬНЫХ –ЕК, –ИК.
Слайд 3
Проверьте себя
Решаем проблему, открываем новые знания
Обсудите в парах.
Какую закономерность можно наблюдать в выборе буквы в суффиксах -ек, -ик?
замочек – замочка ключик - ключика
клубочек – клубочка зайчик - зайчика
носочек – носочка бантик - бантика
замочек – замочка ключик - ключика
клубочек – клубочка зайчик - зайчика
носочек – носочка бантик - бантика
Слайд 4
Проверьте себя
Решаем проблему, открываем новые знания
Сделайте вывод.
В каких случаях пишется буква е, а в каких буква и в суффиксах -ек-, -ик-?
Сравните свои выводы с размышлениями Вити Перестукина
Если при склонении существительного гласный звук суффикса выпадает, то пишется суффикс -ек; если гласный суффикса сохраняется, то пишется суффикс -ик.
Слайд 5
Разработайте алгоритм: «Как нужно действовать, чтобы правильно написать суффиксы -ек и -ик в именах существительных».
1. Измени слово по падежам (просклоняй).
2. Посмотри, выпадает ли буква гласного в суффиксе.
3. Если выпадает, пиши – ек.
4. Если сохраняется, пиши – ик.
Проверьте себя
Слайд 6
Рефлексия
Вставьте пропущенную букву, найдите «лишнее» слово.
Мешоч…к, билет…к, лист…к.
2. Двор…к, горош…к, куст…к.
3. Словар…к, клубоч…к, сыноч…к.
1. Мешочек, билетик, листик.
Дворик, горошек, кустик.
3. Словарик, клубочек, сыночек.
Проверьте себя