Слайды и текст этой онлайн презентации
Слайд 1
Крайник О.М.
ФГБОУ ВПО «АлтГПА»
Задание В7 – В9
(Грамматическая основа предложения)
Слайд 2
Характеристика предложения
Простое
Сложное
Одна грамматическая основа
Две и более грамматических основ
Союзное
Бессоюзное
ССП
СПП
Слайд 3
Группы сочинительных союзов
1). Соединительные: и, да (=и), ни-ни, тоже, также
2). Разделительные: или, либо, то-то, не то-не то, то ли – то ли
3). Противительные: а, но, да (=но), зато, однако, же
4). Двойные (сопоставительные): как..., так и;
не только.., но и; не столько.., сколько;
не так…, как; хотя и.., но; не то что(бы)...,но (а);
если не..., то.
Слайд 4
Подчинительные союзы
1). Изъяснительные: что, как, ли (частица в роли союза)
2). Временные: когда, пока, едва, с тех пор как, лишь только
3). Причинные: потому что, так как, ибо, ввиду того что
4). Условные: если, коли, кабы, раз
5). Уступительные: хотя, несмотря на то что, вопреки тому что
6). Следствия: так что
7). Целевые: чтобы, для того чтобы, с тем чтобы
8). Сравнительные: как, как будто, словно, точно, подобно тому как
9) Места: где, куда, откуда
10) Определительные: какой, который
ОБРАТИТЕ ВНИМАНИЕ!
Придаточное изъяснительное предложение может присоединяться к главному при помощи частицы ЛИ: Пётр не знал (чего?), сможет ЛИ он переплыть реку.
Слайд 5
Сложные предложения с разными видами связи (союзной и бессоюзной)
Сочинительная и подчинительная: Она подала брату знак, / что ей нужно остаться одной, / и все потихоньку вышли из комнаты.
Сочинительная и бессоюзная: Через час явилась возможность ехать: / метель утихла / и небо прояснилось (запятая между простыми предложениями метель утихла и небо прояснилось не ставится, так как есть общая часть – через час явилась возможность ехать).
Подчинительная и бессоюзная: Как ни был он подготовлен, / сердце ёкнуло: / всё-таки большое событие
Сочинительная, подчинительная и бессоюзная: И он стал рассказывать, / почему не вышло: / кругом всё уже было залито водой, / и для того чтобы попасть в деревню, / надо было идти по узкой полосе.
Слайд 6
Выполните пунктуационный разбор предложений
Слайд 7
(1)Амазонку по праву можно назвать морем подвижной пресной воды, составляющей пятую часть всего мирового водного запаса.
(2)В реке насчитывается различных видов рыбы больше, чем в Атлантическом океане.
(3)Площадь бассейна реки Амазонка составляет свыше 2,7 миллионов миль, что соответствует десятой части суши всего земного шара.
(4)Здесь сосредоточено около трети всех лесов нашей планеты, и вся эта гигантская зелёная масса производит около половины кислорода, поступающего в атмосферу от растений.
(5)Чтобы исследовать Амазонку, начиная от дельты реки в Бразилии и заканчивая её устьем в высокогорье Анд в Перу, команде Кусто потребовалось больше полутора лет.
Слайд 8
(6)Какие только средства передвижения не использовали путешественники, чтобы исследовать эту уникальную экосистему под водой и на поверхности, на суше и находясь в воздухе!
(7) Надёжный корабль «Калипсо», и всевозможные наземные транспортные средства, и грузовик-амфибия, и надувной плот, и байдарки, и небольшие моторные лодки, и вертолёт, и гидроплан, и местные варианты речных лодок — всё, что создало человечество для передвижения по земле, воде и воздуху, было на вооружении исследователей
Слайд 9
Укажите верную характеристику предложения
Наверное, никто не будет спорить, что дом, полный цветов, всегда уютен, в нем спокойно и надежно, обилие цветов радует глаз, согревает душу.
1) сложное с бессоюзной и союзной подчинительной связью
2) сложносочинённое
3) простое с обособленными членами
4) сложноподчиненное
1
Слайд 10
Укажите верную характеристику предложения
Займитесь разведением цветов, и вы почувствуете, как преобразится мир вокруг вас.
1) простое с обособленным обстоятельством
2) бессоюзное
3) сложное с союзной сочинительной и подчинительной связью
4) простое, осложненное обособленными членами
3
Слайд 11
Укажите верную характеристику предложения
Где-то между февралем и апрелем небольшие группы северных оленей начинают сбиваться в огромные стада, численность которых может колебаться от 500 000 до миллиона особей.
1) простое с обособленным определением
2) бессоюзное
3) сложное с союзной сочинительной и подчинительной связью
4) сложноподчиненное
4
Слайд 12
Укажите верную характеристику предложения
Они преодолевают от 24 до 48 км. в день, а значит, 400–500-километровое путешествие может занять у них до 20 дней.
1) сложносочиненное
2) сложное бессоюзное
3) простое осложненное
4) сложноподчиненное
1
Слайд 13
Укажите верную характеристику предложения
Первые самки добираются до мест размножения в тундре, у Полярного круга, к концу мая; там они почти сразу же рожают детенышей.
1) сложное с бессоюзной и союзной подчинительной связью
2) сложносочинённое
3) простое с обособленными членами
4) бессоюзное сложное
4
Слайд 15
Последовательное подчинение
Я поверил, что он исправится, хотя сомнения в искренности его слов были у многих. (Я. Корчак)
[ ], (что…), (хотя…).
чему?
несмотря на что?
Слайд 16
Параллельное подчинение
Когда погасли вспышки молний, мы увидели, как полыхает огромный дуб на берегу реки.
(Когда…) ,[ ] , (как…).
что?
когда?
Слайд 17
Однородное подчинение
Разведчики знали, что путь будет долгим, что будут потери и что от них зависит судьба целого отряда. (Каз.)
что?
[ ], (что…), (что …) и (что …).
Слайд 18
Чтобы правильно выполнить подобное задание, необходимо:
Найти сложное предложение (основы, граница, средство связи).
Выделить в нем главное предложение и задать вопросы к придаточным.
Если к двум и более придаточным предложениям задаёшь один и тот же вопрос от главного, то это однородное соподчинение.
Если это разные вопросы от главного, то параллельное.
Если вопросы задаются от каждого предыдущего к последующему — последовательное.
Слайд 20
Укажите вид соподчинения в следующих сложноподчиненных предложениях.
Он торопился, как будто мать-старушка ждала его на родине, как будто звала его к себе после долгого странствия на чужой стороне, в чужих людях.
Слайд 21
Укажите вид соподчинения в следующих сложноподчиненных предложениях.
Эта дорога проходит самыми глухими местами, где летом ни прохода, ни проезда, потому что на сотню верст разлеглись ржавое болото, озёра и лес.
Слайд 22
Укажите вид соподчинения в следующих сложноподчиненных предложениях.
Он хотел уверить себя, что никакой опасности нет, что отсутствие Кубика объяснится со временем какой-нибудь пустой случайностью, что верховые по дороге просто померещились мальчику от страха.
Слайд 23
Укажите вид соподчинения в следующих сложноподчиненных предложениях.
Сам он не помнил никогда, как бежал лесом, как попал в село и как добрался до своей родной хаты.
Слайд 24
Укажите вид соподчинения в следующих сложноподчиненных предложениях.
Едва забрезжил рассвет, Степан запряг лошадь и поехал в лес, чтобы успеть запасти дров до бурана.
Слайд 25
Укажите вид соподчинения в следующих сложноподчиненных предложениях.
Если впервые окажешься в горах, то невольно присмиреешь от того величия, каким полны молчаливые отвесные скалы.
Слайд 26
Укажите вид соподчинения в следующих сложноподчиненных предложениях.
Если бы природа могла чувствовать благодарность к человеку за то, что он проник в её тайную жизнь и воспел её красоту, то прежде всего эта благодарность выпала бы на долю писалеля Михаила Михайловича Пришвина.
Слайд 27
Укажите вид соподчинения в следующих сложноподчиненных предложениях.
Я невольно вспомнил, как осенью тащился по этому тракту в телеге и напрасно старался решить вопрос о том будущем, которое меня ожидало.
Слайд 28
Укажите вид соподчинения в следующих сложноподчиненных предложениях.
Когда он опустился на скамью, то прямой его стан согнулся, как будто у него в спине не было ни одной косточки.
Слайд 29
Укажите вид соподчинения в следующих сложноподчиненных предложениях.
Когда живешь счастливо, не задумываешься о том, что где-то рядом с тобой есть глубоко несчастные люди и что только тогда счастье бывает полным, когда ты щедро оделяешь им окружающих.
Слайд 31
Он торопился, как будто мать-старушка ждала его на родине, как будто звала его к себе после долгого странствия на чужой стороне, в чужих людях.
[ ], (как будто…), (как будто …).
как? каким образом?
как? каким образом?
Слайд 32
Эта дорога проходит самыми глухими местами, где летом ни прохода, ни проезда, потому что на сотню верст разлеглись ржавое болото, озёра и лес.
[ ] , (что…) , (хотя…).
какими?
почему?
какими?
почему?
нет
Слайд 33
Он хотел уверить себя,что никакой опасности нет, что отсутствие Кубика объяснится со временем какой-нибудь пустой случайностью, что верховые по дороге просто померещились мальчику от страха.
[ ], (что…), (что …) , (что …).
в чём?
в чём?
Слайд 34
Сам он не помнил никогда, как бежал лесом, как попал в село и как добрался до своей родной хаты.
[ ], (как…), (как …) и (как …).
что?
что?
Слайд 35
Едва забрезжил рассвет, Степан запряг лошадь и поехал в лес, чтобы успеть запасти дров до бурана.
зачем?
когда?
(Едва…) ,[ ] , (чтобы…).
когда?
зачем?
Слайд 36
Если впервые окажешься в горах, то невольно присмиреешь от того величия, каким полны молчаливые отвесные скалы.
какого?
при каком условии?
(Если…) ,[ ] , (каким…).
при каком условии?
какого?
Слайд 37
Если бы природа могла чувствовать благодарность к человеку за то, что он проник в её тайную жизнь и воспел её красоту, то прежде всего эта благодарность выпала бы на долю писателя Михаила Михайловича Пришвина.
при каком условии?
(Если…), (что…), [ ].
Слайд 38
Я невольно вспомнил, как осенью тащился по этому тракту в телеге и напрасно старался решить вопрос о том будущем, которое меня ожидало.
[ ], (как…), (которое…).
о чём?
каком?
каком?
о чём?
Слайд 39
Когда он опустился на скамью, то прямой его стан согнулся, как будто у него в спине не было ни одной косточки.
(Когда…) ,[ ] , (как…).
когда?
как? каким образом?
когда?
как? каким образом?
Слайд 40
Когда живешь счастливо, не задумываешься о том, что где-то рядом с тобой есть глубоко несчастные люди и что только тогда счастье бывает полным, когда ты щедро оделяешь им окружающих.
когда?
о чём?
когда?
Слайд 41
(Когда…), [ ], (что…), (что…), (когда…).
когда?
о чём?
когда?
параллельное
подчинение
однородное
подчинение
последовательное
подчинение
Сложноподчинённое предложение с различными видами подчинения: