Слайды и текст этой онлайн презентации
Слайд 1
Оптимальные формы и методы работы при подготовке к решению заданий частей А и В
Крайник О.М.
ФГБОУ ВПО «АлтГПА»
Задание А3
(Выразительные средства языка)
Слайд 3
ЭПИТЕТЫ (художественное определение)
«Прилагательное, употреблённое в переносном смысле для создания образа».
Я люблю усталый шелест Старых писем, дальних слов (М. Волошин);
Прости, пленительная влага И первоздания туман! (С. Городецкий).
Преступный и пасмурный Тауэр…
Опишите водопад и его окружение, используя эпитеты.
Слайд 4
МЕТАФОРА
Греч. metaphora – перенесение.
Перенос значения с одного предмета, явления на другой по сходству («скрытое сравнение»).
И меркнет звёзд алмазный трепет
В бездольном холоде зари (М. Волошин);
В саду горит костёр рябины красной (С. Есенин);
Почему в качестве иллюстрации к данному средству выразительности использована именно эта картинка? Придумайте описание с помощью метафоры.
Слайд 5
ОЛИЦЕТВОРЕНИЕ
Перенесение свойств человека (одушевлённого, живого лица) на неодушевлённые предметы, явления природы или животных.
Ночевала тучка золотая
На груди утёса-великана… (М.Лермонтов);
На дела их картины Смотрят строго со стен.
Слайд 6
СРАВНЕНИЕ / СРАВН. ОБОРОТ
Сопоставление явления или понятия (объект сравнения) с другим явлением или понятием (средство сравнения) с целью выделения особо важного в художественном отношении признака.
Слайд 7
СРАВНЕНИЕ
Используя сравнения,
опишите эти цветы
Способы выражения сравнительной конструкции
с помощью сравнительных союзов будто, точно, словно, как, что: Маленькая рябинка, точно угасающий костёр, выделялась на белом снегу.
существительным в форме творительного падежа: Лежал закат костром багровым (А. Ахматова);
оборот в форме сравнительной степени имени прилагательного или наречия: Под ним струя светлей лазури… (М. Лермонтов);
сравнение с помощью слов, указывающих на схожесть явлений – кажется, напоминает, похож и т.д.: Что-то назойливо и монотонно жужжало подобно мухе, бившейся о стекло.
при помощи фразеологического оборота: Третья трель звонка заставила его подскочить и бежать к телефону как на пожар.
Слайд 8
ГИПЕРБОЛА
Греч. hyperbole – преувеличение.
Перенос значения с одного предмета, явления на другой по количественному признаку; количественное усиление признака.
Я тебя сто лет не видел;
В сто сорок солнц закат сиял… (В. Маяковский);
Слайд 9
Какие тропы выделены в тексте: «…От вёсел к берегу кудрявый след бежал»? (А. Фет)
Эпитет
Метафора
Олицетворение
Сравнение
Слайд 10
Какой троп используется в тексте: «Но вот, насытясь разрушеньем и наглым буйством утомясь, Нева обратно повлеклась, своим любуясь возмущеньем и покидая с небреженьем свою добычу»? (А. С. Пушкин)
Эпитет
Метафора
Олицетворение
Сравнение
Слайд 11
Какой троп используется в тексте: «Злые волны, как воры, лезут в окна…» (А. С. Пушкин)
Эпитет
Метафора
Олицетворение
Сравнение
Слайд 12
Какие тропы выделены в тексте: «И серебром облиты лунным, деревья мимо нас летят, под нами с грохотом чугунным мосты мгновенные гремят» (А. Фет)?
Метафора
Сравнение
Гипербола
Эпитеты
Слайд 13
Какой троп используется в тексте: «Природой здесь нам суждено в Европу прорубить окно»? (А. С. Пушкин)
Эпитет
Метафора
Олицетворение
Сравнение
Слайд 14
Какой троп используется в тексте: «Я видывал, как она косит: что взмах – то готова копна»? (Н. А. Некрасов)
Эпитет
Метафора
Гипербола
Сравнение
Слайд 15
Какой троп используется в тексте: «Словно горы, из возмущённой глубины вставали волны…» (А. С. Пушкин)
Эпитет
Метафора
Олицетворение
Сравнение
Слайд 16
Какое средство выразительности доминирует в стихотворении? Почему?
Не ветер, вея с высоты,
Листов коснулся ночью лунной;
Моей души коснулась ты –
Она тревожна, как листы,
Она, как гусли, многострунна,
Житейский вихрь её терзал
И сокрушительным набегом,
Свистя и воя, струны рвал
И заносил холодным снегом.
Твоя же речь ласкает слух,
Твоё легко прикосновенье,
Как от цветов летящий пух,
Как майской ночи дуновенье…