Слайды и текст этой онлайн презентации
Слайд 1
ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩЕЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА
Слайд 2
Роль психолого-педагогического сопровождения образовательного процесса заключается:
в оказании помощи при создании позитивного эмоционального настроя школьников, что влияет на качество обучения; снизить страхи; реализовать специальные программы, помогающие школьникам и родителям снизить «стрессовость» в определенных ситуациях.
Психолог осуществляет профилактическую деятельность в целях предупреждения возникновения трудных ситуаций, жизненных проблем, определения ближайших перспектив разрешения проблем. Для этого проводится изучение личности ребенка
Слайд 3
Цель психологического сопровождения:
создать условия в социально-педагогической среде для максимального личностного и интеллектуального развития ребёнка.
Объектом сопровождения выступает образовательный процесс.
предметом деятельности становится развитие ребенка как система его отношений с миром, с окружающими, с самим собой.
Слайд 4
Задачи психологического сопровождения:
Проводить профилактику возникновения проблем развития ребенка (психолого-педагогическое сопровождение процесса адаптации учащихся в переходные периоды).
Оказать содействие ребенку в решении актуальных задач развития, обучения, социализации (учебные трудности, трудности с выбором образовательного и профессионального маршрута, нарушения эмоционально-волевой сферы, проблемы взаимоотношений со сверстниками, учителями, родителями).
Развивать психолого-педагогическую компетентность учащихся, родителей, педагогов.
Слайд 5
Направления психологического сопровождения учебно-воспитательного процесса в школе:
Психолого-педагогическое сопровождение процесса адаптации учащихся в переходные периоды.
Консультативная работа.
Психодиагностика образовательного процесса.
Психолого-педагогическое сопровождение учащихся «группы риска».
Психологическое просвещение всех участников образовательного процесса.
Слайд 6
Первая ступень обучения начальные классы /1класс /.
Психолого-педагогическое сопровождение процесса адаптации учащихся в переходный период:
Диагностика психологической готовности детей 7-8 летнего возраста к школьному обучению. (ориентационный тест школьной зрелости Керна –Йерасика. сентябрь- октябрь )
Диагностика психологической готовности учащихся 4-х классов к переходу в среднее звено.(тест школьной тревожности Филипса. Апрель)
Психодиагностика образовательного процесса.(Учитель начальных классов включает элементы психологического сопровождения в педагогический процесс, создает оптимальные условия для развития ребенка, самовыражения, самореализации.)
Консультативная работа.(консультации педагогов по мере поступления обращений, связь центра психологической помощи «Доверия» и школы . В течении всего образовательного процесса)
Консультирование по вопросам семейного воспитания . (по запросу педагогов и родителей . В течении всего образовательного процесса)
Слайд 7
Вторая ступень обучения /5-8 классы/:
Эта ступень начинается с психологического сопровождения пятиклассников. Необходимость психологического сопровождения пятиклассников очевидна каждому, кто работает в школе. Пятый класс трудный и ответственный этап в жизни каждого школьника. Учебная и социальная ситуация 5 класса ставит перед ребенком задачи качественно нового уровня по сравнению с начальной школой, и успешность адаптации на этом этапе влияет на всю дальнейшую школьную жизнь. Поэтому психологом используется групповая форма работы по программам «Новичок в средней школе» и «В пятый класс - в первый раз» Н.Л. Сомовой. ( тест школьной тревожности Филипса, проективный метод- рисунок «школа зверей» , наблюдение)
Слайд 8
Наблюдение педагогами-предметниками и классными руководителями за поведением и состоянием учебной деятельности обучающихся в течение первой четверти.(совместные обсуждения педагога и психолога)
Родительское собрание «Физиологические и психологические проблемы адаптации пятиклассников при переходе из младшего в среднее звено школы». (первая четверть)
Слайд 9
Вторая ступень обучения /6-8 классы/:
Индивидуальная консультативная работа с учащимися при личном обращении. Оказать содействие ребенку в решении актуальных задач развития, обучения, социализации (учебные трудности, трудности с выбором образовательного и профессионального маршрута, нарушения эмоционально-волевой сферы, проблемы взаимоотношений со сверстниками, учителями, родителями). (используются различные варианты методик. При обращении ребят из неблагополучных семей методики В.М.Целуйко, коррекция детей с отклонениями в поведении методики Т.А. Шиловой .При появлении школьной тревожности методики А.В.Микляевой,П.В.Румянцевой. Консультации проводятся в течении всего образовательного процесса)
Мониторинг психических и интеллектуальных процессов учащихся. ( по запросу администрации)
( использование различных тестов Айзенко.Психологические тесты под редакцией
А.А.Карелиной)
Просветительская и профилактическая работа с родителями ( круглый стол тема: «Родительская любовь и стили родительского поведения»(октябрь). родительские собрания: «Поступок». 6 класс, ноябрь, «Плохое Слово» 6 класс. декабрь , «опасное недовольство» 8 класс декабрь)
Разрешение конфликтных ситуаций. ( совместно с социальным педагогом. проводятся в течении всего образовательного процесса)
В 6-7-8 классах психолог работает по программе «Уроки общения для младших подростков» - занятия по программе проводятся в течение года и направлены на создание условий для личностного роста и укрепления психологического здоровья детей данного возраста.
Слайд 10
Третья ступень обучения /9-11 классы/:
Гармоническое развитие личности ребёнка складывается из согласованного функционирования трёх основных сфер: интеллектуальной, эмоциональной, поведенческой. В работе психологу необходимо учитывать влияние каждой из них на процесс обучения ребёнка в школе
Исследование и диагностика особенностей личности учащихся 9, 11-х классов, их образовательные потребности и профессиональные интересы. ( тестирование мышления, внимания ,памяти . Использование тестов Айзенко,Р.С.Немова.проведение элективного курса « Психология успеха» 10-11 классы (первое полугодие), «Моя профессия» 9 классы (в течении учебного года)
□ Организация информационной работы с родителями учащихся и учащимися, направленной на ознакомление с ситуацией на рынке труда, с профессиональными учреждениями начального, среднего и высшего образования.
( консультирование проводится по запросу родителей и классного руководителя)
В старших классах ежегодно проводятся беседы , круглые столы на темы профилактики суицида и употребления ПАВ, например, «Жизнь без алкоголя и наркотиков», «Жизнь – это…», «Я люблю тебя жизнь, потому что…» ( в течении всего учебного процесса)
В 9-11х классах проводятся тренинговые занятия, позволяющие снизить тревогу, экзаменационные страхи. В данном направлении психолог пользуется программами: «Как психологически подготовиться к сдаче ЕГЭ» /Е. Чебатарева/;
(апрель –май)
Индивидуальная консультативная работа с учащимися при личном обращении.
Слайд 11
Психолого-педагогическое сопровождение учащихся «группы риска»:
. Консультативная работа:
□ педагоги;
□ родители;
□ учащиеся.
Просвещение:
□ Просветительская и профилактическая работа с учащимися.
□ Организация групповых занятий с учащимися.
□ Просветительская и профилактическая работа с родителями.
Слайд 12
Вывод:
деятельность психолога в нашей школе осуществляется через взаимодействие с администрацией школы, классными руководителями. Работа основана на принципах сотрудничества, личностно-ориентированного подхода.
используя выше перечисленные методы и формы работы, психолог совместно со всеми участниками УВП оказывает содействие по созданию благоприятного психологического климата в классах и личностному совершенствованию каждого школьника, который к моменту окончания школы готов к самоопределению во взрослой жизни.