Презентация - Психологическое сопровождение обучающихся с ОВЗ в образовательном учреждении в рамках реализации рекомендаций ПМПК

Нажмите для просмотра
Психологическое сопровождение обучающихся с ОВЗ в образовательном учреждении в рамках реализации рекомендаций ПМПК
Распечатать
  • Последний IP: 95.163.255.88
  • Уникальность: 99%
  • Слайдов: 17
  • Просмотров: 4006
  • Скачиваний: 2644
  • Размер: 0.23 MB
В закладки
Оцени!
На весь экран

Похожие презентации


О проведении социально-психологического тестирования обучающихся в общеобразовательных организациях, направленного на раннее выявление немедицинского потребления наркотических средств и психотропных веществО проведении социально-психологического тестирования обучающихся в общеобразовательных организациях, направленного на раннее выявление немедицинского потребления наркотических средств и психотропных веществОрганизация коррекционно-развивающей работы с детьми с ОВЗ в общеобразовательных учрежденияхОрганизация коррекционно-развивающей работы с детьми с ОВЗ в общеобразовательных учрежденияхРекомендации по адаптации обучения детей с ОВЗ в общеобразовательной школеРекомендации по адаптации обучения детей с ОВЗ в общеобразовательной школеСовременный урок в рамках ФГОС для обучающихся с ОВЗ (интеллектуальными нарушениями)Современный урок в рамках ФГОС для обучающихся с ОВЗ (интеллектуальными нарушениями)Социально-психологическое тестирование лиц, обучающихся в общеобразовательных организацияхСоциально-психологическое тестирование лиц, обучающихся в общеобразовательных организацияхАлгоритм оказания кризисной психологической помощи в образовательном учреждении несовершенному, склонному к суицидальному поведениюАлгоритм оказания кризисной психологической помощи в образовательном учреждении несовершенному, склонному к суицидальному поведениюМодель ранней профилизации как инструмент формирования устойчивой позиции у обучающихся с овз и инвалидностью в выборе дальнейшего профессионального маршрута в условиях образовательной организацииМодель ранней профилизации как инструмент формирования устойчивой позиции у обучающихся с овз и инвалидностью в выборе дальнейшего профессионального маршрута в условиях образовательной организации

Слайды и текст этой презентации

Слайд 1

Психологическое сопровождение обучающихся с ОВЗ в образовательном учреждении в рамках реализации рекомендаций ПМПК
Подготовила педагог-психолог ТМПК города Чебоксары Князева Полина Вячеславовна февраль, 2018 год

Слайд 2

ОСНОВНЫЕ ТИПОЛОГИЧЕСКИЕ ГРУППЫ ОТКЛОНЯЮЩЕГОСЯ РАЗВИТИЯ
Отклоняющееся развитие- отклонение формирования всей иерархической структуры психического развития или ее отдельных составляющих (психической функции, функциональной системы) за пределы социально-психологического норматива, определяемого для конкретной образовательной, социокультурной, этнической ситуации, вне зависимости от знака этого отклонения (опережение или запаздывание)

Слайд 3

НЕДОСТАТОЧНОЕ РАЗВИТИЕ
Тотальное недоразвитие
Парциальная несформированность ВПФ
Задержанное развитие
Простой уравновешенный тип
С преобладанием несформированности регуляторного компонента
Темпово-задержанный тип развития (гармонический инфантилизм)
Аффективно-неустойчивый тип
С преобладанием несформированности вербального, вербально-логического компонента
Неравномерно-задержанный тип развития (дисгармонический инфантилизм)
Тормозной инертный тип
Парциальная несформированность смешанного типа

Слайд 4

АСИНХРОННОЕ РАЗВИТИЕ
Искаженное развитие
Дисгармоническое развитие
Преимущественное искажение эмоционально-аффективного развития
Экстрапунитивный тип дисгармоничного развития
Интрапунитивный тип дисгармоничного развития
Преимущественное искажение развития когнитивной сферы
Дисгармоничное развитие по апатическому типу
Мозаичные типы искаженного развития

Слайд 5

ПОВРЕЖДЕННОЕ РАЗВИТИЕ
Локально-поврежденный тип развития
Диффузно-поврежденный тип развития
Позднее дефицитарное развитие
Раннее дефицитарное развитие
ДЕФИЦИТАРНОЕ РАЗВИТИЕ

Слайд 6

Взаимодействие психолога со специалистами ПМПк в процессе проведения углубленного психологического обследования
запрос
ЭТАПЫ УГЛУБЛЕННОЙ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ ДИАГНОСТИКИ
ПМПк образовательного учреждения
Заключения специалистов ПМПк
ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Определение образовательного маршрута и направлений коррекционной помощи

Слайд 7

НАПРАВЛЕНИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПЕДАГОГА-ПСИХОЛОГА ОУ при различных вариантах отклоняющегося развития

Слайд 8

СТРУКТУРА ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО ЗАКЛЮЧЕНИЯ
Общая часть основные данные ребенка (фамилия, имя, возраст ); • жалобы родителей или педагогов; • наиболее важные анамнестические данные; • описание внешнего вида, поведения ребенка в процессе обследования, адекватность, критичность; • характер деятельности (целенаправленность, вид используемой помощи); • операциональные характеристики деятельности, в том числе сформированность регуляторной сферы; • особенности познавательной деятельности и ее компонентов (мнестической, речемыслительной); • оценка уровня интеллектуального развития; • характеристика аффективно-эмоциональной сферы, личностных особенностей, межличностных отношений ребенка; • краткое описание сформированности системы базовой структурной организации психического развития с определением уровней, которые дефицитарны.
Итоговая часть психологическое заключение; • вероятностный прогноз развития; факторы риска; резервные возможности; • рекомендации по дальнейшему сопровождению ребенка.

Слайд 9

ТИПИЧНЫЕ ПОГРЕШНОСТИ НАПИСАНИЯ ЗАКЛЮЧЕНИЯ ПО РЕЗУЛЬТАТАМ ПСИХОДИАГНОСТИЧЕСКОГО ОБСЛЕДОВАНИЯ

Слайд 10


Погрешность.Смысл.Варианты исправления
Употребление слов: «испытуемый», «человек», «мальчик», «девочка» и т.п..Снижение ценности личности, нивелирование индивидуального своеобразия личности того, кто обследуется.Употребление фамилии, имени; использование безличных предложений, типа «обладает высоким уровнем интеллекта», «нечувствителен к неудачам» и т.п.
Употребление выражений «интеллект страдает», «память западает». Употребление оценочных суждений: «память плохая» «внимание хорошее.Создание оснований для снижения самоценности обследуемого.«Низкий уровень интеллектуального развития», «снижение функций памяти», «высокая концентрация внимания»
Указание цифровых значений показателей без расшифровки их психологического смысла.Интерпретация результатов обследуемым на основании собственных обыденных представлений.Раскрытие психологического содержания цифровых значений, например «Вербальный интеллект достигает 108, что соответствует возрастной норме интеллектуального развития»;

Слайд 11


Погрешность.Смысл.Варианты исправления
Схематичность описания. Отводится всего лишь по 1 предложению для описа­ния важных позиций.Такие заключения-схемы не дают материала, позво­ляющего глубоко понять и дополнить результаты обследования..Описание важных позиций (отношение к учебной деятельности; уровень формирования учебных навыков; характеристика общего развития, моторики и речи; особенности работоспособности; особенности семейного воспитания; психолог. диагноз и рекомендации) должно быть представлено в развёрнутой форме.
Несоответствие содержания требованиям, предъявляемым к психолого-педагогическому заключению. Наблюдается подмена психоло­го-педагогических заключений представлением школьного психолога..Такой материал представляет собой отрывочную информацию об отдельных нарушениях в поведении ребенка..Заключение должно носить целостный характер. В псих. заключении резюмируются данные об особенностях развития ребенка, позволяющие обеспечить прогноз дальнейшего развития и обучения и разработать программы наиболее эффектив. коррекционной работы.
Отсутствие в итоговой части заключения описания вероятностного прогноза развития ребёнка.Не учитываются возможности девиации его развития в сторону какой-либо группы отклоняющегося поведения..Необходимо описание вероятного прогноза развития ребёнка, как в благоприятных, так и неблагоприятных условиях с учётом компенсаторных возможностей.

Слайд 12


Погрешность.Смысл.Варианты исправления
Отсутствие адресата рекомендаций.Рекомендации не реализуются, результаты диагностики бесполезны.Рекомендации адресуются самому обследуемому, педагогам, родителям, психологам
Рекомендации носят общий характер, например «необходимо изменить отношение к жизни и к себе», «надо быть более уверенным человеком».Рекомендации не раскрывают конкретных средств и путей решения проблемы.«Рекомендуется участие в тренинге развития коммуникат. компетентности»,«Рекомендует-ся более углубленное исследование эмоциональной сферы, Я-концепции» и т.п.
Неконкретное, описание психологического диагноза или его отсутствие; использование медицинской терминологии. «задержка психического развития», «умственная отсталость», «уровень актуального развития ниже возрастной нормы».Психолог выходит за пределы собственного содержательного поля, «закрывая» себе возможность дать психологически обусловленный прогноз развития ребенка, создать психологические развивающие и коррекционные программы..Психологический диагноз должен содержать итоговую информацию об особенностях психического развития ребенка. В психол. диагноз включается краткое, но емкое описание : • типологический вариант развития как основной вывод специалиста; • уровень общего психического тонуса, психической активности и работоспособности; • характер (профиль) латеральных предпочтений.

Слайд 13

НЕДОСТАТОЧНОЕ РАЗВИТИЕ Парциальная недоразвитие( недостаточность) компонентов психической деятельности с преобладанием несформированности вербального, вербально-логического компонента
Формирование пространственных представлений, психомоторная коррекция, формирование универсальных учебных действий. Консультирование родителей по вопросам формирования компонентов познавательной деятельности. Консультирование педагогов по учету в образовательном процессе специфики нарушений ребенка.

Слайд 14

НЕДОСТАТОЧНОЕ РАЗВИТИЕ Смешанное парциальная недоразвитие
При выраженной степени проявлений Занятия по формированию произвольной регуляции, функций программирования и контроля; Нейропсихологическая коррекция, формирование пространственных представлений. Консультирование педагогов по учету в образовательном процессе специфики нарушений ребенка.

Слайд 15

АСИНХРОННОЕ РАЗВИТИЕ. ИСКАЖЕННОЕ РАЗВИТИЕ. Преимущественное искажение эмоционально-аффективного развития (4-я группа РДА)
Индивидуальные и групповые занятия по формированию самовосприятия и восприятия других, развитию навыков взаимодействия в среде сверстников и взрослых. Консультирование родителей по способам расширения социальной компетентности детей. Консультирование педагогов по учету в образовательном процессе специфики нарушений ребенка.

Слайд 16

Муниципальное бюджетное учреждение «Центр психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи «Гармония» города Чебоксары Чувашской Республики Территориальная психолого-медико-педагогическая комиссия города Чебоксары 428027, г. Чебоксары Эгерский бульвар, дом 49 Тел. 51-17-81 E-mail:rus21harmony@mail.ru Сайт:www.harmony.cap.ru

Слайд 17

Использованные ресурсы
1. Семаго Н., Семаго М. Теория и практика оценки психического развития ребенка. «Речь» 2005. 2. Семаго М. М., Семаго Н. Я. Организация и содержание деятельности психолога специального образования. Москва: АРКТИ, 2004. 3. Семаго Н. Я., Семаго М. М. Проблемные дети: основы диагностической и коррекционной работы психолога. Москва: «АРКТИ», 2000. 4. Семаго Н. Я., Семаго М. М. Основы типологии отклоняющегося развития. (презентация). 5. Семаго Н. Я., Семаго М. М. Типология отклоняющегося развития. Недостаточное развитие. Москва: «Генезис», 2011