Слайды и текст этой онлайн презентации
Слайд 1
ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ ЗДОРОВЬЕ УЧАСТНИКОВ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА
Слайд 2
Психологическое здоровье определяют как «…динамическое состояние внутреннего благополучия (согласованности) личности, которое составляет ее сущность и позволяет актуализировать свои индивидуальные и возрастно-психологические возможности на любом этапе развития».
Слайд 3
К негативным последствиям современного образования можно отнести следующие личностные характеристики школьника:
пассивность и скука на уроке
бессилие уча-
щихся что-либо изменить
утрата смысла учебы
формирование беспомощности
Слайд 4
- пассивность и скука на уроке. По данным ученых, учителя прогнозируют переживание интереса на уроке у 75% пятиклассников, в то время как прогноз оправдывается лишь на 15%;
- бессилие учащихся что-либо изменить. Зачастую оно выражается в бунтарских проявлениях: прогулах, плохой академической успеваемости, негативизме;
- формирование беспомощности;
- утрата смысла учебы, чему способствуют случаи несправедливого оценивания реальных способностей учеников, результатов учебной деятельности.
Слайд 5
Уровни психологического здоровья детей.
Креативный уровень. Дети устойчиво адаптированы к любой среде, обладают резервом для преодоления стрессовых ситуаций и активным творческим отношением к действительности. Это идеальный образ ребенка-творца.
Адаптивный уровень. Дети адаптированы к социуму, но проявляют отдельные признаки дезадаптации, обладают повышенной тревожностью.
Ассимилятивно-аккомодативный уровень. К нему относятся дети с нарушением баланса процессов ассимиляции и аккомодации.
Дети с преобладанием процессов ассимиляции стремятся, во что бы то ни стало изменить окружающий мир, при этом они не готовы к самоизменению.
Для детей с преобладанием процессов аккомодации
характерно приспособленчество к требованиям внешнего мира в ущерб собственным потребностям и интересам.
Слайд 6
Факторы риска
психологического здоровья учителя
в эмоционально-волевой сфере - плохое настроение, сильное раздражение, трудности сосредоточения внимания;
в социально-психологической сфере - неуверенность в себе во взаимодействии с окружающими, отсутствие чувства счастья при сравнении себя с другими;
в соматической сфере - расстройство пищеварения, быстрое утомление, бессонница.
Слайд 7
Проявления нарушенного психологического здоровья педагога
Профессиональное выгорание. Возникающий вследствие ежедневного напряженного общения с высокой эмоциональной насыщенностью или когнитивной сложностью, ответственностью. Выгорание является ответной реакцией на продолжительные стрессы профессионального общения».
Наиболее часто профессиональное выгорание наблюдается среди педагогов средних школ, его признаками являются: высокое эмоциональное истощение, мотивационно-установочное выгорание, снижение самооценки, уровня притязаний.
Профессиональная деформация - психологическая дезориентация личности в ходе профессиональной деятельности. Тенденция смотреть на вещи согласно правилам, общепринятым для своей профессии, отбрасывая более общую точку зрения.
Профессиональная деструкция - разрушение, деформация сложившейся психологической структуры личности в процессе профессионального труда.