Слайды и текст этой онлайн презентации
Слайд 1
Использование картографического метода в изучении географии
Из опыта работы учителя географии МБОУ « СОШ»№42г.Курска
Подчасовой Т.О.
Слайд 2
«Карта –это альфа и омега географии»
Николай Николаевич Баранский.
Слайд 3
Принято называть применение карт для анализа и познания явлений. причем в отличии от книг и других источников информации, карта «рассказывает» быстрее, точнее , нагляднее и лаконичнее.
Слайд 4
ФУНКЦИИ КАРТЫ
Коммуникативная (основная) , заключающаяся в хранении и передаче пространственной информации
Оперативная, связанная с решением различных практических задач
Познавательная, основанная на исследованиях явлений природы и общества и приобретении новых знаний о них. При этом карта выступает в двоякой роли:
в качестве средства исследования
как предмет исследования в виде модели
Слайд 5
ЦЕЛЬ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ КАРТ
состоит в познании окружающей действительности, т. е.
получении по картам качественных и количественных характеристик явлений, оценочных показателей
изучении структуры, взаимосвязей, динамики явлений
прогнозировании их размещения и развития
Слайд 6
КАРТОГРАФИЧЕСКИЙ МЕТОД ИССЛЕДОВАНИЯ
Метод использования карт для познания изображенных на них явлений называется картографическим методом исследования
Его применение основано на работе с картами как пространственными моделями действительности
Для изучения явлений по их изображениям на картах и анализа карт используются различные приемы, в разработке которых участвовали картографы, географы, геологи, геофизики, математики, экономисты и т. п
Слайд 7
СПОСОБЫ РАБОТЫ С КАРТАМИ
различаются по методике, набору источников, целям
применяются для анализа отдельных карт, серий карт или комплексных атласов
Изучение отдельной карты:
изучение картографического изображения без его преобразования с применением визуального анализа, описаний, измерений и других операций, имеющих целью получение целостного представления об интересующем читателя объекте или явлении
преобразование картографического изображения – трансформирование карты в иную форму, более удобную для решения какой-либо конкретной задачи (создание новых производных карт: например, карты рельефа преобразуются в карты морфометрические, карты расселения – в карты плотности населения и т. п.)
разложение картографического изображения на составляющие – особый вид преобразования с целью выделения и раздельного изучения факторов, определяющих размещение и развитие явлений (например, разделение топографической поверхности на базисные поверхности – нормальные - и остаточный рельеф разных порядков - аномальный)
Слайд 8
ЭТАПЫ НАУЧНОГО ИССЛЕДОВАНИЯ ПО КАРТАМ
Постановка задачи
формулирование цели исследования в общей форме (например, оценка перспектив поиска полезных ископаемых в заданном районе)
картографическая постановка задачи (выявление связей между рельефом и геологическими структурами по сериям гипсометрических, геолого-геоморфологических, геофизических карт)
определение требований к точности результатов
Подготовка к исследованию
выбор картографических источников, оценка их полноты, точности, современности, взаимной согласованности и др.
выбор конкретных приемов анализа карт (при необходимости они модифицируются)
определение технических средств, процедур (алгоритмов) исследования
Слайд 9
Спасибо за внимание