Слайды и текст этой онлайн презентации
Слайд 1
Основные способы словообразования
Слайд 2
Тест
1. Отметьте слова, в которых пишется буква а.
1) Оз..рение, 2) прик..сновение, 3) выск..чка, 4) р..стовщичество, 5)скл..нение, 6) з..ренька, 7) пог..релец, 8) неприк..сновенность, 9) пл..вчиха, 10) тв..рение, 11) вск..кивать, 12) зар..стание, 13) р..внина, 14) откл..няться, 15) разг..реться, 16) м..кание, 17) спл..влять, 18) р..вноденствие, 19) утв..рь, 20) р..сток.
2. Отметьте слова, в которых пишется буква и.
1) Расст..лить, 2) отт..рать, 3) бл..стеть, 4) разб..рать, 5) ц..рк, 6)ц..ган, 7) ум..реть, 8)сж..гать, 9) скворц.., 10) панц..рь, 11) ц..пленок, 12) обж..гание, 13) станц..я, 14) сестриц..н, 15) выч..тать.
3. Отметьте слова, в которых пишется буква ё.
1) Ч..рт, 2) маж..р, 3) стаж..р, 4) ноч..вка, 5) сгущ..нка, 6) сильный ож..г, 7) мальч..нка, 8) испеч..н, 9) плащ..м, 10) горяч... 11) ещ.., 12) камыш..вый, 13) подж..г дом, 14) копч..ный.
Слайд 3
4. Отметьте слова, в которых пишется буква е.
1) Пр..добрый, 2) пр..крыть, 3) пр..город, 4) пр..вилегия, 5) пр..ватный, 6) пр..оритет, 8) пр..ступить (закон), 9) пр..творить в жизнь, 10) бл..стящий, 11) замоч..к, 12) пальч..к, 13) платоч..к, 14) сит..чко, 15) луков..чка.
5. Отметьте слова, в которых пишется буква ъ.
1) Без..ядерный, 2) вар..ировать,, 4) в..явь, 5) ин..екция, 6) из..ян, 7) почтал..он, 8) мыш..яковый, 9) фел..етон, 10) меж..языковый, 11) раз..единенный, 12) с..емочный, 14) четырех..ярусный, 15) кан..он.
6. Отметьте слова, в которых пишется буква з.
1) Бе..болезненный, 2) бе..трепетный, 3) ра..лагать, 4) бе..граничный, 5) бе..цензурный, 6) и..ключить, 7) ра..каиваться, 8) бе..жизненный, 9) ра..познавать, 10) бе..шабашный.
Слайд 4
Способы образования слов:
морфологический;
неморфологический.
Слайд 5
Морфологический способ словообразования
C помощью морфем( частей слова)
Безаффиксный
Словосложение – новые слова образуются сложением слов или основ.
Сокращение основ
Слайд 6
Морфемный способ словообразования
приставочный (префиксный) – со-товарищ, пере-читать;
суффиксальный – бан-щик, лет-н-ий;
приставочно-суффиксальный – под-окон-ник, бес-плат-н-ый;
постфиксальный – учить-ся;
без аффикса (бессуфиксный) – взрыв ( от взрыв-ать),переход (от переход-ить).
Слайд 7
Способ сложения и аббревиации
Сложением слов или основ:
диван-кровать, платье-костюм; языкознание, пятиэтажный;
Сокращение основ:
из начальных слогов целого словосочетания: профком, спецкор;
из начальной части одного слова и целого другого слова: сельсовет, стенгазета;
из начальных букв слов, составляющих словосочетание: РФ, СНГ;
из начальных звуков слов: вуз, ТАСС;
Слайд 8
Морфемные способы словообразования
Слайд 9
Определите способ словообразования:
Подрисовать
лесок
подводный
ракета-носитель
ТЮЗ
волноваться
автовокзал
сердечный
Слайд 10
купля-продажа
пешеход
пешеходный
визг
ДТП
спеть
осенний
Слайд 11
Подрисовать (рисовать) – приставочный,
лесок (лес) – суффиксальный,
подводный (вода) – приставочно-суффиксальный,
ракета-носитель - сложение целых слов,
мороженое - морфолого-синтаксический, субстантивация,
ТЮЗ (Театр юного зрителя) – сложение из начальных звуков слов,
волноваться (волновать) – постфиксальный,
автовокзал - сложение начальной части слова с целым словом, сердечный (сердце) – суффиксальный,
купля-продажа - сложение целых слов,
пешеход - сложение основ,
визг (визжать) – безаффиксный,
ДТП (дорожно-транспортное происшествие) – сложение начальных букв,
спеть (петь) – приставочный,
осенний (осень) – суффиксальный.
Слайд 12
Тесты по ЕГЭ Тест 1.
1. Укажите способ образования слова облить:
а) суффиксальный;
б) приставочно-суффиксальный;
в) безаффиксный;
г) приставочный.
Слайд 13
Тест 2.
2. Укажите способ образования слова смотреться:
а) суффиксальный;
б) постфиксальный;
в) безаффиксный;
г) приставочный.
Слайд 14
Тест 3.
4. В каком слове есть суффикс –К-, имеющий уменьшительно-ласкательное значение?
а) рубка;
б) подсобка;
в) бородка;
г) зачетка.
Слайд 15
Тест 4.
5. В каком слове есть суффикс -ЧИК- со значением «маленький»?
а) переписчик;
б) возчик;
в) стульчик;
г) мальчик.
Слайд 16
Тест 5.
6. В каком слове есть приставка ПРИ- со значением «сопутствующий характер действия»?
а) приоткрыть
б) приплясывать
в) приписать
г) приставить ( к стене).
Слайд 18
Итог:
- Что изучает морфемика?
- Какие вы знаете морфемы? Для чего они служат?
- Какие способы образования слов вы знаете?
- Расскажите о морфологическом способе словообразования.
-
Слайд 19
Модуль 2. Образование слов способом сложения
Слайд 20
Неморфологические способы
Морфолого-синтаксический способ словообразования, при котором новые слова появляются в результате перехода их из одной части речи в другую. Сюда относятся:
субстантивация (переход в имена существительные): дежурный по классу (дежурный ученик);
адъективация (переход в имена прилагательные): блестящие способности (ср.: блестящие на солнце паутинки);
прономинализация (переход в местоимения): данное событие, т. е. "это событие", "то, о котором идет речь" (ср.: данное мною обещание);
адвербиализация (переход в наречия): идти наудачу (ср.: надеяться на удачу).
Слайд 21
Лексико-семантический способ словообразования, при котором новые слова появляются в результате распад многозначного слова на омонимы: долг - (задолженность) - долг (обязанность);
Лексико-синтаксический способ словообразования, при котором новые слова возникают в результате сращения в одну лексическую единицу целого сочетания слов: сейчас (из сей час), сегодня (из сего дня), сумасшедший (из с ума сшедший).
Слайд 22
Модуль 3. Неморфологические способы словообразования
Слайд 23
Тест 3.
3. Укажите способ образования слова чайная:
а) суффиксальный;
б) субстантивация;
в) постфиксальный;
г) безаффиксный.