Слайды и текст этой онлайн презентации
Слайд 1
БОГАТЫРСКАЯ ТЕМА В ИСКУССТВЕ
Презентацию подготовила учитель музыки МОУ « СОШ № 3 г. Пугачёва» Саратовской области Мамыкина С. М.
Слайд 2
Цели и задачи
Цель:
Духовно-нравственное и патриотическое воспитание учащихся.
Задачи:
Формирование слушательской культуры учащихся.
Расширение знаний учащихся об истории создания и авторах изучаемых на уроке произведений искусства.
Установление внутренних связей между музыкой и изобразительным искусством.
Развитие художественно-образного мышления.
Формирование навыка сравнения произведений различных видов искусств.
Воспитание любви и уважения к своей Родине, её истории.
Слайд 3
«Богатырство на Руси не родом красно, а красно оно смелой удалью во честном бою за святую Русь».
(Былина «Илья Муромец и Соловей-разбойник»)
Слайд 4
БОГАТЫРЬ
1.Герой русских былин, совершающий воинские подвиги.
2.Человек очень большой силы, стойкости, отваги.
Слайд 5
Симфония № 2
Симфония - крупное музыкальное произведение для симфонического оркестра, состоящее из 4-х частей.
Слайд 6
Какие картины рисует в вашем воображении музыка Симфонии № 2 ?
Слайд 7
Название «Богатырская» дал Второй симфонии известный русский музыкальный критик В.В. Стасов, заявив, что в симфонии выражен именно русский характер и нарисованы древние русские богатыри.
Стасов В.В.
(1824-1906)
Слайд 8
«Часто, часто возвращаясь ко Второй симфонии Бородина, я с каждым разом всё сильнее постигаю её величие: словно каждый раз заново открываешь в себе чувство родной страны – жизнеутверждение Родины от наших дней вглубь к Игоревой Руси…»
Б.В. Асафьев
Слайд 9
Что общего вы можете найти между музыкой I части Симфонии № 2 А. П. Боро-дина и картиной В.М. Васне-цова ? Какими средствами выразительности пользуются композитор и художник, чтобы создать образы богатырей.
Васнецов В.М.
(1848 – 1926)
Слайд 10
В.М. Васнецов «Богатыри»
Слайд 11
Кантата С.С. Прокофьева «Александр Невский»
Хор «Вставайте, люди русские».
Кантата – крупное (многочастное) произведение для хора, солистов и оркестра. Все части такого сочинения объединяются какой-либо темой, идеей, но могут исполняться по отдельности, потому что они самостоятельны.
Прокофьев С.С.
(1891 - 1953)
Слайд 12
Пусть без страха жалуют к нам в гости. Но кто на русскую землю с мечом придёт, тот от меча и погибнет. На том стояла и стоять будет Русская земля.
Слайд 14
Есть ли что-нибудь общее в музыке С. Прокофьева и в музыке А. Бородина?
Слайд 15
Можно ли назвать музыку песни «Священная война» А. В. Александрова богатырской? Почему? Сравните песню Александрова с хором «Вставайте, люди русские!»
Александров А.В.
(1883 – 1946)
Слайд 16
«Песня о маленьком трубаче»
С. Никитин.
1.Кругом война, а этот маленький…
Ему толкуют все врачи:
«Куда такой годится маленький?
Ну разве только в трубачи!»
А что ему? Всё нипочём:
«Ну трубачом, так трубачом!»
2. Как хорошо, не нодо кланяться,
Свистят все пули над тобой.
Везде пройдет, но не расстанется
С своей начищенной трубой.
А почему? Да потому,
Что так положено ему.
3.Вот как-то раз в дожди осенние,
В чужой степи, в чужом краю
Полк оказался в окружении,
И командир погиб в бою.
Ну как же быть, ну как же быть?
«Ну что ж, трубач, тебе трубить!»
4. И встал трубач в дыму и пламени,
К губам трубу свою прижал,
И за трубой весь полк израненный
Запел «Интернационал»
И полк пошёл за трубачом,
Обыкновенным трубачом!
5.Солдат, солдат, нам не положено…
И верно, что тут – плачь, не плачь,
В чужой степи, в траве нескошенной
Остался маленький трубач.
А он, ведь он, всё дело в чём,
Был настоящим трубачом!
Слайд 17
Выберите те эпитеты, которые наиболее характерны для прослушанной музыки: мощная, мужественная, могучая, бодрая богатырская, героическая, нежная, грозная, решительная.
Каких героев и какие события она помогает нам увидеть?
Слайд 18
Кроссворд
Автор кантаты «Александр Невский»
Художник, написавший картину «Богатыри»
Крупное (многочастное) произведение для хора, солистов и оркестра.
Композитор, автор «Богатырской симфонии».
Художник, написавший картину «Александр Невский».
Известный музыкальный критик, современник А.П. Бородина.
Герои русских былин, совершающие воинские подвиги, люди очень большой силы, стойкости и отваги.
Русский князь – полководец, одержавший победу в Ледовом побоище на Чудском озере в 1242г.
Крупное музыкальное произведение для симфонического оркестра, состоящее из 4-х частей.
Слайд 19
п р о к о ф ь е в
в а с н е ц о в
к а н т а т а
б о р о д и н
к о р и н
с т а с о в
б о г а т ы р и
н е в с к и й
з
с и м ф о н и я
Слайд 20
Патриотизм – преданность и любовь к своему Отечеству, к своему народу.
(из толкового словаря С.И. Ожегова)
Слайд 21
Выводы:
Много произведений разных видов искусства посвящены героической богатырской теме, так как искусству, интересен характер человека, который ярче всего проявляется в критической ситуации. Отсюда большой интерес в искусстве к теме войны, защиты Родины, подвига.
Любой физически сильный человек лишь тогда становится подлинным богатырём, когда он находит благородное применение своей силе, творит добро, несёт людям счастье и самое главное, его отличает любовь к своей Родине, Отечеству, своему народу, готовность в любую минуту, не жалея своей жизни, встать на защиту родной земли.
Слайд 22
Домашнее задание:
Повторить изученный на уроке материал с помощью кроссворда-конспекта.