Слайды и текст этой онлайн презентации
Слайд 1
Лекция 2
Русский язык как учебный предмет в разных типах средних учебных заведений
Слайд 2
1. Русский язык как учебный предмет в современной школе: значение русского языка, функции, формы существования.
2. Цели и задачи обучения русскому языку.
План лекции
Слайд 3
Учебный предмет –
это дидактически обоснованная система знаний и умений, выражающих основное содержание какой-либо науки.
Слайд 4
Русский язык как
учебный предмет –
это приспособленная к изучению научная дисциплина.
Слайд 5
Основу предмета «русский язык» составляет русистика – наука о русском языке.
Слайд 6
Русский язык как учебный предмет был введен в учебные планы указом Екатерины II 5 августа 1786 г.
Слайд 7
Судьба предмета «русский язык» была нелегкой.
(М.Т. Баранов)
Слайд 8
Русский язык как учебный предмет исключался из школьных учебных планов: 1804 – 1828; 1923 – 1932.
Роль русского языка была снижена в эти периоды.
Резко уменьшено число часов на русский язык в 70-х гг. XIX в.
Слайд 9
Русский язык не изучался в старших классах с 70-х гг. XX века. Возвращен в старшие классы в начале XXI века.
К 2014 году в старших классах планируется ввести предмет Словесность, который заменит два учебных предмета Русский язык и Литература.
Слайд 11
Особый статус русского языка
как учебного предмета обеспечен рядом факторов:
1) социально-общественные
функции русского языка
Слайд 12
родной язык русского народа
(143 млн. человек признают его родным;
Слайд 13
государственный язык РФ;
Слайд 14
язык межэтнического общения;
средство консолидации и
единения народов России
Слайд 15
Основа формирования гражданской идентичности и толерантности в поликультурном обществе;
Слайд 16
официальный язык ООН;
мировой язык
Слайд 18
2) Огромный воспитательный, мировоззренческий и образовательный потенциал русского языка
Язык – духовная среда существования
Слайд 19
«Родной язык так сросся с личностью каждого, что учить оному – значит вместе и развивать духовные способности учащихся»;
Ф.И. Буслаев
«основательное изучение родного языка раскрывает все нравственные силы учащегося».
Слайд 20
«Нет ни одного предмета, в котором бы так тесно и гармонично соединялось преподавание с воспитанием, как в обучении отечественному языку»
(О преподавании отечественного языка», 1844)
Ф.И. Буслаев
Слайд 21
основа патриотического, нравственного, эстетического воспитания учащихся; приобщения к культурному опыту человечества, основой формирования этических норм поведения.
Метапредметные образовательные функции родного языка
Слайд 22
основа развития мышления, воображения, основа интеллектуального, творческого и духовного развития личности;
основа самореализации личности, основа способности к учебной деятельности; основной канал социализации личности
Слайд 23
3) Функции русского языка как учебного предмета
предмет изучения и обучения ему;
средство изучения остальных предметов
Слайд 24
Русский язык в школе изучается с I – XI классы.
В настоящее время русский язык является обязательным предметом и обязательным является экзамен по русскому языку в XI классе
(ГИА и ЕГЭ по русскому языку).
Слайд 25
Русский язык как учебный предмет включен в образовательную область «Филология».
Это привело к созданию системы целостного изучения русского языка и литературы, русского языка и иностранного языка.
Эта система включает базисный и вариантный компонент.
Слайд 26
Базисный компонент языкового образования включает традиционные школьные курсы:
русский язык как родной;
русский язык в школах с нерусским языком обучения;
русский язык в школах русским языком обучения в национальных регионах России;
язык титульной нации (или родной (нерусский) язык),
иностранные языки (английский, немецкий и др.).
Слайд 27
Вариативная часть языкового образования:
факультативы;
элективные курсы (курсы по выбору).
Слайд 28
Школа стала многовариантной: общеобразовательная школа, лицей, гимназия, школа-лаборатория, школа с углубленным изучением языка.
Утверждена старшая профильная школа. Появились новые педагогические технологии, изменилась система выпускных экзаменов.
Степановская средняя школа, Оренбургский район
Слайд 29
Формы существования учебного предмета «русский язык»
общеобразовательная
углубленная
5 - 9, 10 – 11 классы гимназий, школ с углубленным изучением предметов; лицеев;
10 -11 классы общеобразовательных учебных учреждений: факультативы, элективные курсы, спецкурсы
5 -11 классы общеобразовательных средних учебных учреждений
Слайд 30
Общеобразовательный и углубленный уровни обслуживается программами по русскому языку, документом в котором отражено содержание обучения в средней школе.
Слайд 31
Помимо этих двух форм существования учебного предмета после введения профильной школы процесс обучения разделен на
базовый
профильный
Слайд 32
Базовый уровень ориентирован на освоение учащимися русского языка как духовной, нравственной и культурной ценности, на развитие способности ученика к социальной адаптации в разных сферах общения.
Профильный уровень обеспечивает готовность к получению филологического образования.
Слайд 33
Цели изучения русского языка в основной школе
Слайд 34
Цели определяются следующими факторами:
социальным заказом;
уровнем развития соответствующей науки (лингвистики); уровнем развития педагогики и детской психологии, уровнем развития самой методикой русского языка.
Слайд 35
Воспитание уважения к родному языку, сознательного отношения к нему как явлению культуры; осмысление родного языка как основного средства общения, средства получения знаний, освоения морально-этических норм; осознание эстетической ценности родного языка;
Слайд 36
Овладение русским языком как средством общения в повседневной жизни и учебной деятельности; развитие готовности и способности к речевому взаимодействию, потребности в речевом самосовершенствовании;
овладение важнейшими общеучебными умениями и универсальными учебными действиями;
Слайд 37
освоение знаний об устройстве языковой системы и закономерностях ее функционирования , о стилистических ресурсах и нормах русского литературного языка;
Слайд 38
развитие способности опознавать, сопоставлять и оценивать языковые факты; обогащение активного и потенциального словарного запаса; расширение объема используемых в речи грамматических средств.
Слайд 39
Цели обучения русскому языку
Формирование языковой, лингвистической, коммуникативной и культуроведческой компетенций
предметные
метапредметные
Воспитание учащихся средствами русского языка;
формирование логического мышления;
обучение самостоятельному пополнению знаний по русскому языку;
формирование универсальных учебных действий.
Личностные
Слайд 40
Коммуникативная компетенция – осведомленность школьников в особенностях функционирования родного языка в устной и письменной речи.
Компетентностный подход
Слайд 41
Коммуникативная компетентность проявляется в умении определять цели коммуникации, оценивать речевую ситуацию, учитывать намерения и способы коммуникации партнера, выбирать адекватные стратегии коммуникации, быть готовым к осмысленному изменению собственного речевого поведения.
Слайд 42
Языковая компетенция –
это осведомленность учащихся в системе родного языка, его строении и функционировании.
Слайд 43
1) расширение лингвистического взгляда на язык:
коммуникативно-смысловая значимость языка;
уровневый характер языка;
структурно-семантическое представление о единицах языка;
функционально-стилевое представление о речи;
Развитие языковой компетенции в средней школе:
Слайд 44
2) развитие языкового чутья
чутьё нормы
чутьё стиля
Слайд 45
Лингвистическая компетенция – знания о самой науке русистике, об основных разделах и базовых понятиях,
умение пользоваться различными видами лингвистических словарей.
Слайд 46
Культуроведческая компетенция - это осознания родного языка как формы национальной культуры, понимание взаимосвязи языка и истории народа, освоение норм русского речевого этикета, культуры межнационального общения.
Слайд 47
Результаты изучения учебного предмета русский язык
Слайд 48
Усиление коммуникативно-деятельностной направленности курса русского языка, нацеленность на метапредметные результаты обучения являются условиями формирования функциональной грамотности – способности человека быстро адаптироваться во внешней среде и активно в ней функционировать.
Слайд 49
Личностные результаты – готовность и способность обучающихся к саморазвитию, сформированность мотивации к учению и познанию, ценностно-смысловые установки учащихся, отражающие их индивидуально-личностные позиции, личностные качества; сформированность основ российской и гражданской идентичности .
Слайд 50
Метапредметные результаты – освоенные учащимися универсальные учебные действия (познавательные, регулятивные и коммуникативные), составляющие основу умения учиться (функциональной грамотности).
Слайд 51
Предметные результаты – система основополагающих элементов научного знания по каждому предмету как основа современной научной картины мира и опыт деятельности по получению нового знания, его преобразованию и применению, специфический для каждой предметной области.
Слайд 52
Результаты изучения предмета русский язык
Личностные результаты (понимание роли языка как национально-культурной ценности; осознание эстетической ценности языка, достаточный объем слов);
Слайд 53
Метапредметные результаты (владение всеми видами речевой деятельности; способность осуществлять речевой самоконтроль);
Предметные результаты
(представление о роли языка в жизни общества и человека; освоение базовых понятий лингвистики; проведение разных видов анализа слова).
Слайд 54
Языковая и лингвистическая компетенции реализуются при решении познавательных задач:
Слайд 55
1) Формирование у школьников лингвистического мировоззрения;
2) вооружение учащихся знаниями о языке и речи;
3) развитие языкового эстетического идеала (представлений о прекрасном в языке и речи).
Слайд 56
Коммуникативная компетенция реализуется в решении практических задач:
Слайд 57
1) Формирование прочных орфографических и пунктуационных умений и навыков;
Слайд 58
2) овладение нормами современного русского литературного языка и обогащение словарного запаса учащихся, их грамматического строя речи;
Слайд 59
3) обучение школьников умению связно излагать свои мысли в устной и письменной форме.