Слайды и текст этой онлайн презентации
Слайд 1
«Серебряный век как своеобразный «русский ренессанс». Символизм и символисты».
Слайд 2
Понятие «серебряный век»
НИКОЛАЙ АВДЕЕВИЧ ОЦУП
(1894 - 1958)
поэт, критик, эссеист
Серебряный век — образное название периода в истории русской поэзии, относящегося к началу XX века, данное по аналогии с «Золотым веком» (первая треть XIX века)
«Серебряный век» условно датируется 1890-ми гг. — первым двадцатилетием XX в. Если в определении начала «серебряного века» исследователи достаточно единодушны — это явление рубежа 80-х — 90-х годов XIX века, то конец этого периода — вызывает споры. Он может быть отнесён и к 1917, и 1921 году.
НИКОЛАЙ АЛЕКСАНДРОВИЧ БЕРДЯЕВ
(1874 - 1948)
русский философ
Слайд 3
«СИМВОЛИЗМ» — направление в европейском и русском искусстве, возникшее на рубеже XX столетия, сосредоточенное преимущественно на художественном выражении посредством СИМВОЛА «вещей в себе» и идей, находящихся за пределами чувственного восприятия.
История русского символизма
Символизм в России развивался по двум линиям:
символизм как художественное направление;
символизм как миропонимание, мировоззрение,
своеобразная философия жизни.
Дмитрий Мережковский
1865 – 1941 г.г.
«три главных элемента нового искусства:
мистическое содержание;
символы;
расширение художественной
впечатлительности”.
1894 год
Валерий Брюсов
(1873 - 1924)
“Лелеять слово, оживлять слова забытые, но выразительные, создавать новые для новых понятий, заботиться о гармоничном сочетании слов, вообще работать над развитием словаря и синтаксиса, было одной из главнейших задач школы символизма”.
Слайд 4
Петербургский кружок
Дм. Мережковский
Зинаида Гиппиус
Фёдор Сологуб
Николай Минский
Главная тематика поэзии:
одиночество и пессимизм,
крайний
индивидуализм(даже эгоцентризм).
В стихах звучат апокалипсические мотивы :
мотивы конца света,
конца цивилизации.
Преобладает стремление к потустороннему, ирреальному, неведомому загробному миру.
Слайд 5
Московское течение
Валерий Брюсов
Константин Бальмонт
Поэты уходили от реалистического искусства, уходили в мир идеальный, “мир мечты”. Ранняя лирика Брюсова и Бальмонта была отмечена влиянием религиозно-мистического направления.
Но эти поэты не считали необходимым связывать свою поэзию исключительно с религией и идеалистической философией. На первый план они выдвигали личность поэта художника, его внутренний мир.
Слайд 6
СХОДСТВО И РАЗЛИЧИЯ СХОДСТВО И РАЗЛИЧИЯ СХОДСТВО И РАЗЛИЧИЯ
Петербургский кружок Московское течение (старшие символисты)
Тематика поэзии Воспевали уход от реальности, индивидуализм, преувеличивали роль символов-образов. Воспевали уход от реальности, индивидуализм, преувеличивали роль символов-образов.
Символы-образы Смерть, загробная жизнь, небытие, ночь, лёд, холод, пустыня, пустота. Жизненная энергия, обилие солнца, свет, огонь.
Слайд 7
Основатель и владелец издательства «Скорпион» (1899) Сергей Поляков.
С 1903 года – руководитель альманаха – Валерий Брюсов.
1904- 1909
Слайд 8
Младосимволисты
Александр Блок
Андрей Белый
Вячеслав Иванов
Сергей Соловьев
Выступили в защиту соединения творчества и религии, искусства мистики.
Искусство –
средство преображения действительности, преобразования
мира земного, низшего, грубого;
помогает достичь идеалов, приобщиться к царству души.
Художник должен стремиться не к отображению явлений реального мира, а к интуитивному познанию «высшей реальности », идеального потустороннего мира.
Поэтика связана с метафорическим восприятием мира (символ – образ – метафора – реальность).
Слайд 10
Историческое значение русского символизма.
Чутко уловили и выразили тревожные, трагические предощущения социальных катастроф и потрясений начала нашего столетия.
В их стихах запечатлен романтический порыв к миропорядку, где царили бы духовная свобода и единение людей.
Они привили читателю новое поэтическое зрение, приучили объемнее, глубже, чувствительнее воспринимать и расценивать поэзию.