Слайды и текст этой онлайн презентации
Слайд 1
Моделирование и проведение урока по технологии развития критического мышления
Чухряева Наталья Николаевна,
учитель русского языка и литературы
МОБУ Краснояровской СОШ
Слайд 2
УУД
УМЕНИЕ УЧИТЬСЯ
2
Актуалность
Слайд 3
Системно-деятельностный подход
Чему учить?
обновление
содержания
образования
Как учить?
Обновление
технологий
образования
Ради чего учить?
Ценности
образования
Актуальность
3
Слайд 4
Кейс-технология
Обоснование выбора
4
Диалоговое обучение
Обучение в сотрудничестве
Технология развития
критического мышления
Системно-деятельностный
подход
Слайд 5
Обоснование выбора
Системно-деятельностный подход
Развитие ребёнка
в образовании
Личностное развитие «уметь учиться»
Социальное развитие формирование российской и гражданской идентичности
Познавательное развитие формирование у учащихся научной картины мира и способов её познания, творческого мышления
Коммуникативное развитие формирование компетентности в общении
(Из концепции ФГОС)
ТРКМ
образовательной мотивации: повышения интереса к процессу обучения и активного восприятия учебного материала;
развитие социальной компетентности
культуры письма: формирования навыков написания текстов различных жанров;
информационной грамотности;
развития способности к самостоятельной аналитической и оценочной работе с информацией любой сложности;
формирования коммуникативных навыков и ответственности за знание.
5
Целостное
развитие личности
обучающегося
Слайд 6
Обоснование выбора
Слышу - ¼
Слышу, вижу - ½
Слышу, вижу, действую -75%
6
Слайд 7
Ведущая педагогическая идея
Идея системно-деятельностного подхода (разработанна под руководством доктора педагогических наук, профессора Л. Г. Петерсон, основанная на теоретических положениях концепции Л. С. Выготского, А. Н. Леонтьева, Д. Б. Эльконина, П. Я. Гальперина);
идея развивающего обучения (Д.Б. Эльконин и В.В. Давыдов);
идеи свободного воспитания и творческого саморазвития личности, деятельностного подхода к обучению, принципы личностно-ориентированного образования, идеи эвристического обучения (американские ученые Чарльз Темпл, Кертис Мередит, Джженни Стил, Скотт Уолтер в конце XX века);
формирования познавательного интереса учащихся через содержание учебного материала, самостоятельную деятельность школьников, создание положительной эмоциональной атмосферы (научные исследования Г.И. Щукиной).
7
Слайд 8
Новизна опыта
Использование современных приёмов ТРКМ, инициирующих учебную деятельность обучающихся.
Новизна предусматривает
развитие личности обучаемого, подготовку к самостоятельной продуктивной деятельности в условиях современного общества;
развитие творческого мышления за счет уменьшения доли репродуктивной деятельности;
развитие навыков проектно-исследовательской деятельности;
формирование умений принятия оптимальных решений в сложной ситуации;
формирование информационной культуры, умений осуществлять обработку информации, использовать ее в своей практической деятельности.
8
Слайд 9
Сущность опыта
Формирование деятельностного подхода, способствующего максимальному развитию, самореализации и социализации обучающихся
Оценочность, открытость новым идеям, собственное мнение и рефлексия собственных суждений
Удовлетворение потребностей личности в уважении, самоутверждении, общении, игре и творчестве
Освоение способов решения проблем творческого и поискового характера
Овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации
Интеграция учебных дисциплин
Эффективность образовательного процесса
9
Слайд 10
Технология опыта
10
Структура урока
Принципы
Приёмы
Технология
Развития
Критического
Мышления
ВЫЗОВ:
- выход на тему
- мотивация
ОСМЫСЛЕНИЕ:
- систематизация знания
РЕФЛЕКСИЯ:
-обмен мнениями
-оценка
- выход на новую тему
-Мотивация на самообразование
- Соотнесение содержания с жизненными задачами
- Использование графических приёмов
- Групповая работа
- Развитие навыков общения
- Активность учеников
Согласованы между собой
Разумное количество
Являются подходящими
Хорошо описаны
Правильно использованы
Слайд 12
Стадия осмысления
12
Слайд 13
Стадия рефлексии
13
Слайд 14
Методические приёмы
Описание: составить примерный опорный сигнал (схема, набор тезисов, таблица, рисунок, опорный конспект, график и т.п.), который будет появляться на доске по мере открытия учениками нового знания или его элементов. В идеале – каждый элемент опорного сигнала должен выращиваться в диалоге с учениками по ходу решения проблемы.
14
«Опорный сигнал» (карта памяти)
«Необъявленная тема»
Описание: универсальный приём, направленный создание внешней мотивации изучения темы урока. Данный прием позволяет привлечь интерес учащихся к изучению новой темы, не блокируя восприятия непонятными терминами.
Слайд 15
15
Описание: может быть использован на 1 этапе урока, как прием, актуализирующий знания учащихся. А также на этапе рефлексии.
Формирует:
умение прогнозировать события;
умение соотносить известные и неизвестные факты;
умение выражать свои мысли;
умение сравнивать и делать вывод. (10 класс, Ф.М.Достоевский).
«Осмысление эпиграфа»
«Создай паспорт»
Описание: прием для систематизации, обобщения полученных знаний; для выделения существенных и несущественных признаков изучаемого явления; создания краткой характеристики изучаемого понятия, сравнения его с другими сходными понятиями (русский язык, литература).Это универсальный прием составления обобщенной характеристики изучаемого явления по определенному плану.
Пример. Может быть использован для создания характеристик:
на литературном чтении – героев литературных произведений;
на русском языке – частей речи, членов предложений, частей слова, лингвистических терминов.
Слайд 16
Описание: используется на этапе вызова или рефлексии), помогает сформулировать устное высказывание либо на этапе актуализации прежних знаний, либо на этапе обобщения и закрепления учебного материала.
16
«Ключевые слова» («Ключевая фраза»)
Описание: учащимся предлагается готовый текст по анализу изучаемого художественного произведения, но некоторые слова (фразы) в данном тексте пропущены, и они должны вставить их. Приём может использоваться на всех стадиях урока. На стадии «вызов» обращение к такому тексту помогает за короткое время актуализировать знания обучающихся; на стадии «осмысление» возможна проверка понимания обучающимися учебного материала; на стадии «рефлексия» это способ закрепления и обобщения изученного.
Рецепт отличного публичного выступления
От _______________________-
В чашу публичного выступления налить ____, бросить две пригоршни ____, плеснуть ____, добавить как можно больше ____, сыпануть ____, сдобрить ____. Всё тщательно перемешать и использовать по назначению.
«Вставь пропущенные слова»
Слайд 17
«Верю – не верю»
Цель:
Самостоятельное планирование учащимися собственной поисковой деятельности.
Правила составления:
Предлагать следует такие утверждения, ответы на которые учащиеся смогут найти в течение занятия. Описание: утверждения могут быть самыми неожиданными и нелогичными. Задача ученика – согласиться или не согласиться с данными предположениями, поставить «плюс» или «минус».
Пример. Фонетика — раздел русского языка, изучающий звуки речи.
Выполнить фонетическую запись слова — это записать слово так, как оно произносится.
В словах русского языка букв может быть больше, чем
звуков.
Буква — это фигурная линия, рисунок.
В слове ёлка букв столько, сколько звуков.
В русском языке все буквы могут обозначать звуки.
В слове след буква «дэ» обозначает звук [т].
В слове конь ь знак не обозначает звука.
Алфавит — расположение букв в определенном порядке.
17
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10
Слайд 18
Описание: универсальный прием, способствующий актуализации знаний учащихся и активизации мыслительной деятельности. Данный прием дает возможность быстро включить детей в мыслительную деятельность и логично перейти к изучению темы урока. Формирует:
умение оценивать ситуацию или факты;
умение анализировать информацию;
умение отражать свое мнение.
Детям предлагается выразить свое отношение к ряду утверждений по правилу: согласен – «+», не согласен – «-».
-- Вот какой вопрос меня беспокоит: ежели бога нет, то спрашивается, кто же управляет жизнью человеческой и всем вообще распорядком на земле?
-- Сам человек и управляет.
Задание: определить своё отношение к высказыванию Ивана Бездомного, исходя из следующих позиций: 1. Совершенно согласен; 2. Согласен; 3. Не могу определиться; 4. Не согласен; 5. Совершенно не согласен.
11 класс, Булгаков М.А., «Мастер и Маргарита».
18
«Согласен – не согласен»
Слайд 19
«Инсерт»
«V» «+» «-» «?» «!»
я это знал Это для меня новое Это противоречит тому, что я знал Я хочу знать об этом побольше Очень интересно!!!
Описание: самоактивизирующая системная разметка для эффективного чтения и размышления.
Правила использования приема ИНСЕРТ.
Делайте пометки. Предлагается два варианта пометок:
I - «+» и «V» или
II - «V», «+», «-», «?»
Ставьте значки по ходу текста.
Прочитав один раз, вернитесь к первоначальным предположениям, вспомните, что вы знали или предполагали по данной теме раньше.
Прочитайте текст еще раз.
Запишите или забудете! Заполните таблицу с помощью пометок в тексте, при этом ещё раз вернитесь к тексту, поработайте с ним.
Обсудите с кем-нибудь то, что вы записали.
19
Слайд 20
З – что мы
знаем Х – что мы
хотим узнать У – что мы узнали и что нам осталось узнать
Список того, что знают или думают, что знают, о данной теме. Работа с использованием стратегии «Инсерт» помогает осветить неточное понимание, путаницу или ошибки в знаниях, выявить новую для них информацию, увязать новую информацию с известной. Полученные ранее знания выводятся на уровень осознания.
«Знаю – хочу узнать – узнал»
20
Описание: графическая форма отображает те три фазы, по которым строится процесс в технологии развития критического мышления: вызов, осмысление, рефлексия.
Формирует:
умение определять уровень собственных знаний;
умение анализировать информацию;
умение соотносить новую информацию со своими установившимися представлениями. 5 класс, русский язык).
Слайд 21
«Кластер»
Суть приёма: представление информации в графическом оформлении. Кластер – это не опорный конспект, который создается для того, чтобы ученик лучше запомнил материал. Кластер – это инструмент, созданный для того, чтобы эффективнее мыслить. Ученик каждый раз может создать свой кластер.
21
Слайд 22
Смысл приёма: “Я пишу для того, чтобы понять, что я думаю”. Это свободное письмо на заданную тему, в котором ценится самостоятельность, проявление индивидуальности, дискуссионность, оригинальность решения проблемы, аргументации. Обычно эссе пишется прямо в классе после обсуждения проблемы и по времени занимает не более 5 минут. (11 класс, Тема родины в творчестве С.Есенина).
22
«Написание эссе»
«Телеграмма»
Описание: приём актуализации субъективного опыта. Очень краткая запись.
Пример. Кратко написать самое важное, что уяснил с урока с пожеланиями соседу по парте и отправить (обменяться). Написать в телеграмме пожелание герою произведения, лирическому герою стихотворения. Написать пожелание себе с точки зрения изученного на уроке и т.д.
Слайд 23
В первой строчке тема называется одним словом (обычно существительным).
Вторая строчка – это описание темы в двух словах (двумя прилагательными).
Третья строчка – это описание действия в рамках этой темы тремя словами.
Четвертая строчка – это фраза из четырех слов, показывающая отношение к теме.
Последняя строка – это синоним из одного слова, который повторяет суть темы.
«Синквейн»
23
Слайд 25
Главный результат обучения
– способность ученика переносить самостоятельно приобретенные знания в новые ситуации, понимать и совершенствовать себя, творить, взаимодействовать с окружающим миром
25
Слайд 26
Результативность
Уч. г. Ф.И. учащегося Предмет Балл
2010/2011 Воронцова Анна
Девойно Марина
Дындарь Людмила
Пиманова Мария Русский язык 59
58
54
73
2010/2011 Пиманова Мария Литература 63
2011/2012 Давыдов Сергей
Маслова Инна
Рапотуева Любовь
Сидоренко Сергей
Сударская Анна Русский язык 54
48
79
51
65
2011/2012 Рапотуева Любовь Литература 68
26
Уч.г. Успеваемость Качество
2011-2012 100% 50%
ЕГЭ
ГИА
Динамика учебных достижений (качество %)
Слайд 27
27
Отношение к предмету (русский язык)
Отношение к предмету (литература)
Внеурочная деятельность
Общероссийская олимпиада Олимпус
Весенняя сессия 2012 (русский язык, 5,9 класс)
Всего уч-ся Диплом лауреата,
книга в награду,
III место Диплом лауреата,
7-10 место Диплом участия,
13,14,16,17 место
30 1 5 4
Краеведческая конференция
«Отечество – 2011»
(муниципальный уровень)
Уч.г. Результат
2011-2012 Призёр
Слайд 28
Сравнительный результат обучения учащихся 5 класса по русскому языку (2012/2013 учебный год)
28
Предметные результаты
Метапредметные результаты
Личностные результаты
Слайд 29
ТРКМ
Надпредметная, творческая
Развивает, формирует, активизирует
Используй в своей работе
Личность
29