Слайды и текст этой онлайн презентации
Слайд 1
Переходные и непереходные глаголы
Урок русского языка в 6 классе подготовлен учителем русского языка и литературы МБОУ СОШ № 46 г.Белгорода Захаровой Л.Н.
Слайд 2
Цель
Знать:
критерий переходности-непереходности глаголов;
Уметь:
различать переходные и непереходные глаголы, правильно употреблять их в речи;
развивать речь учащихся.
Слайд 3
Поэтическая пятиминутка
Поэт! В плену своих возвышенных идей
Не игнорируй прозу средней школы.
Чтобы глаголом жечь сердца людей
Необходимо твёрдо знать глаголы.
Слайд 4
Повторим изученное
-Какие глаголы относятся к разноспрягаемым и почему?
-Назовите глаголы особого спряжения?
-Почему их отнесли в разряд особых?
Слайд 5
Понаблюдаем вместе!
Его нет дома, пошёл гулять собаку.
Няня гуляет ребёнка только по будним дням.
- Возможно ли таким образом построить данные высказывания?
- Какие слова «режут» слух?
- Какие ошибки вы видите в употреблении глаголов?
- Как исправить эти ошибки?
В данном случае правильность построения высказывания была нарушена, т. к говорящий пренебрёг одной из важнейших категорий глагола – категорией переходности, употребив в данной категории непереходные глаголы
Слайд 6
Понаблюдаем вместе!
- Таким образом построить данные высказывания нельзя.
- Глаголы «гулять», «гуляет».
- Данные глаголы не сочетаются с существительными в винительном падеже без предлога.
- Поставить существительное при глаголе в нужном падеже.
Его нет дома, пошёл гулять с собакой.
Няня гуляет с ребёнком только по будним дням.
Слайд 7
Познакомьтесь с правилом
Глаголы, которые обозначают действие, переходящее на предмет, называются переходными. Все остальные глаголы являются непереходными. Переходные глаголы имеют (или могут иметь) при себе имя существительное или местоимение в винительном падеже без предлога:
брал (что?) книгу (в.п.),
встречать (кого?) его (в.п.)
Слайд 8
Познакомьтесь с правилом
При переходных глаголах существительное или местоимение может стоять и в родительном падеже: 1) при отрицании: не купил (чего?) хлеба (р.п.),
не выпить (чего?) молока (р.п.); 2) при указании на часть предмета: отрезал (чего?) сыру (р.п.),
нарвать (чего?) цветов (р.п.)
Слайд 9
Понаблюдаем вместе!
Запишите слова ОБЛИВАТЬ, СМОТРЕТЬ, СТУЧАТЬ, добавляя к ним суффикс -ся.
Вспомните, как называются глаголы с суффиксом –ся?
В чём особенность возвратных глаголов?
Действие возвращается на предмет, который его производит.
Как вы думаете, возвратные глаголы могут быть переходными?
Нет, потому что у переходных глаголов действие переходит на другой предмет.
Определите, переходные или непереходные глаголы у вас получились.
Слайд 10
Сделаем вывод
Когда к приведенным в качестве примеров глаголам прибавляется суффикс -ся, образуются возвратные глаголы. Они всегда непереходные! Таким образом, переходные глаголы не могут иметь суффикс -ся.
Слайд 11
Распределительный диктант
Распределить глаголы на 2 группы. Образец: озарить(что?) душу(В.п, перех.)
Переходные Непереходные
озарить душу
нервничать по пустякам
околдовать слушателей
заразиться гриппом
не помнить себя(отриц.)
подойти к двери
запросить сто рублей
увлекаться спортом
углубить знания
служить Отечеству
рассказать сказку
бороться за мир
Слайд 12
Практические задания
Задание 1
Выберите переходные глаголы Сидеть, командовать, почистить, удерживать,
вспомнить, сделать, лежать, прийти, определить.
Задание 2
Выберите непереходные глаголы Поздравлять бабушку, бегать по стадиону, болеть
гриппом, чувствовать обиду, прыгать на
батуте, придумать головоломку, напевать песню,
гордится успехом, заниматься музыкой,
вышивать узор.
Слайд 13
Практические задания
Задание 3
Выберите из предложений переходные глаголы
1. Сидел я за столом в комнате. Синичка принимает
снежинки за мошкару.
2. Трещат кузнечики в тихом вечернем воздухе.
3. Тишину нарушает лишь звонкая трель жаворонка
4. За морем заря погасает, сливается с синею далью.
5. Фее платье подвенечное дал колокольчик полевой.
6. Только гудение пчел нарушало безмолвие.
7. Может, гномы строят царские хоромы?
Слайд 14
Практические задания
Задание 4
Выберите из предложений непереходные глаголы
1. С давних времен полюс притягивал к себе
отважных и дерзких путешественников.
2. В 1886году Левитан впервые уехал из Москвы
на юг, в Крым.
3. Закат тяжело пылает на кронах деревьев.
4. Невдалеке я увидел ветхую избушку.
5. Пестрые суслики выползали из своих нор.
6. Грузчики и носильщики доставляют багаж
на пароход.
Слайд 15
Практические задания
Задание 5
Выберите переходные глаголы Принести воды, проспать охоту,
побежать на реку, купить слив,
кричит петух, не писать писем,
искать кота, срубить елку, глядеть на
звезды, скакать на лошади.
Слайд 16
Домашнее задание
Выучить параграф 82
Выполнить упражнение 475