Слайды и текст этой онлайн презентации
Слайд 1
Переходные и непереходные глаголы
Слайд 2
Цели:
познакомиться с понятием «переходные–непереходные глаголы»;
узнать о связи категорий «возвратность–переходность»;
научиться различать переходные и непереходные глаголы, образовывать возвратные глаголы;
правильно употреблять винительный и родительный падежи существительных.
Слайд 3
План урока
Подготовка к восприятию нового материала.
Изучение нового материала.
Тренировочные упражнения.
Культура речи.
Домашнее задание.
Итоги урока. Оценки.
Слайд 4
Мы знакомы домами.
В одном переулке стояли дома.
Родина – наш общий дом.
Летом мы были в доме отдыха.
В каком предложении слово ДОМ употреблено в значении «семья»?
Слайд 5
Мы знакомы домами.
В каком предложении слово ДОМ употреблено в значении «семья»?
Слайд 6
Дома
На улице дождь непрерывный, А дома тепло и светло. И можно на бурые ливни Спокойно смотреть сквозь стекло.
Тут можно укрыться от зноя, Спастись от морозного дня. В хорошее место родное – Домой так и тянет меня.
Агния Барто
Слайд 7
Посмотрите на фотографии и запишите словосочетания глагол + существительное, укажите падеж зависимого слова.
Какие виды работ выполняет строитель?
Слайд 12
настилает линолеум прибивает плинтус
Слайд 13
Изучение нового материала
Строит дом
Кладёт кирпич
Штукатурит стены
Белит потолок
Клеит обои
Настилает линолеум
Прибивает плинтус
(В.п.)
(В.п.)
(В.п.)
(В.п.)
(В.п.)
(В.п.)
(В.п.)
Слайд 14
Что общего в значении всех этих глаголов?
Действие направлено на какой-то предмет.
Слайд 15
Чтение § 82
Вывод. Переходными называются глаголы, выражающее действие, которое переходит или может переходить на другой предмет, название которого ставится в винительном падеже без предлога.
Не путать винительный падеж и родительный! Задавать 2 вопроса!
Кого?/Чего? и Кого?/Что?
Слайд 16
Особые случаи
Дополнение может стоять при переходном глаголе в родительном падеже:
при отрицании,
при указании на часть целого
Слайд 17
Распилил доски –
не распилил досок.
В.п.
Р.п.
Слайд 18
Налить бензин –
налить бензина.
В.п.
Р.п.
Слайд 19
Вспомните, как называются глаголы с суффиксом -ся?
Возвратные глаголы
Слайд 20
В чём особенность возвратных глаголов?
Действие возвращается на предмет, который его производит.
Как вы думаете, возвратные глаголы могут быть переходными?
Нет, потому что у переходных глаголов действие переходит на другой предмет.
Слайд 21
Сравните
убедить – убедиться
остановить – остановиться
стучать – стучаться
чернеет – чернеется
Запомни:
все возвратные глаголы – непереходные
Слайд 22
Обычно переходные и непереходные глаголы не имеют своих особых морфологических признаков. Однако некоторые типы словообразования глаголов являются показателями переходности и непереходности глагола. Так, к непереходным относятся все глаголы с суффиксом -ся (ср.: убедить – убедиться).
Слайд 23
Чем отличаются глаголы в данных предложениях?
Редактор правит рукопись.
Миром правит сам человек.
В каком их этих предложений глагол является переходным?
Слайд 24
Редактор правит рукопись.
В каком их этих предложений глагол является переходным?
ВЫВОД
Слайд 25
В зависимости от лексического значения один и тот же глагол может выступать как переходный и непереходный.
При непереходных глаголах возможен винительный падеж без предлога, но исключительно со значением пространства или времени: Войска идут день и ночь (П.).
Слайд 26
Домашнее задание
выбрать какую-то профессию и описать действия, которые выполняет данный специалист. Подчеркните переходные глаголы в получившемся тексте.
Слайд 27
Итоги урока
От чего может зависеть переходность глаголов?
Какие глаголы называются переходными?
Как соотносятся категории переходности и возвратности?
Слайд 28
Глаголы переходные и непереходные различаются по значению. Основой такого различения является отношение к объекту действия, выраженного глаголом.
Слайд 29
К переходным относятся глаголы со значением действия, направленного на предмет, изменяющего или производящего этот предмет – объект действия: читать книгу, расширить рукав, сшить костюм. К непереходным относятся глаголы, обозначающие движение и положение в пространстве, физическое и нравственное состояние, например: лететь, болеть, стоять, страдать.
Слайд 30
С лексическим значением переходных и непереходных глаголов связано их синтаксическое различие: переходные глаголы сочетаются с обозначением объекта в винительном падеже без предлога, а непереходные глаголы требуют дополнения только в косвенных падежах без предлога или с предлогами; ср.: любить (кого? что?) - переходный глагол, помогать (кому? чему?) - непереходный глагол. При переходных глаголах объект действия может быть выражен родительным падежом в двух случаях:
для обозначения части объекта: выпить воды, купить хлеба;
при наличии отрицания при глаголе: не читал газет, не получал зарплаты, не имеет права.
Слайд 31
убедить – убедиться
остановить – остановиться
стучать – стучаться
чернеет – чернеется
Запомни:
все возвратные глаголы - непереходные
Слайд 32
Рефлексия учащихся
Я вспомнил, что…
Я узнал…
Я понял…
Было интересно…
Особенно понравилось…
Вызвало затруднение…
Было сложно…
Слайд 33
Презентацию подготовила Чурсина Л.Н., учитель русского языка и литературы Чановской средней общеобразовательной школы № 2 Новосибирской области