Слайды и текст этой онлайн презентации
Слайд 1
Способы образования наречий
Слайд 2
Сегодня мы…
услышим историю о разбойнике-наречии;
совершим экскурс в историю;
узнаем о разных способах образования наречий.
Слайд 3
Наречие –
самостоятельная часть речи.
Обозначают признак действия.
как?
где?
когда?
куда?
зачем?
Наречия не изменяются.
Слайд 4
Вспомним
Способы образования слов
приставочный
сложение
приставочно-суффиксальный
суффиксальный
сложение с суффиксацией
Слайд 5
Давным-давно…
хороший
двое
верх
легкий
скакать
здесь
тогда
дом
обнимать
ночь
догонять
муж
зима
утро
грустный
три
когда
глагол
числительное
наречие
Наречие появилось позже других частей речи и осталось ни с чем.
прилагательное
существительное
Слайд 6
здесь
тогда
когда
наречие
Поэтому оно решило приманивать чужие слова.
Буду приманивать и переделывать!
приставки
суффиксы
Слайд 7
легкий
грустный
хороший
наречие
Проще всего получилось с прилагательным.
Цып-цып-цып…
прилагательное
легко
грустно
хорошо
Моё, всё моё…
новый
Слайд 8
наречие
Потом пришла очередь существительного.
существительное
верх
вверх
вверху
наверху
сверх
сверху
+ в
+ в + у
+ на + у
+ с
+ с + у
приставки
суффиксы
Слайд 9
наречие
Потом наречие вернулось за прилагательным.
заново
наново
снова
вновь
по-новому
+ за + о
+ на + о
+ с + а
+ в
+ по + ому
прилагательное
новый
Слайд 10
Осталось прогуляться к глаголу.
вскачь
на скаку
в обнимку
вплавь
глагол
Пссс!
скакать
обнимать
плавать
Слайд 11
Наречие зашло и к числительному.
вдвоем
надвое
трижды
числительное
двое
трое
Слайд 12
Свиток
истории
Откуда взялись наречия?
Слайд 13
замуж
Теперь мы воспринимаем их как одно слово.
за
мужем
Слайд 14
сейчас
Теперь мы воспринимаем их как одно слово
сей
час
этот
время
Слайд 15
впросак
Теперь мы воспринимаем их как одно слово.
в
просак
станок для плетения канатов
Слайд 16
воочию
Теперь мы воспринимаем их как одно слово.
во
очи
глаза
своими глазами
Ю
Слайд 17
начеку
Теперь мы воспринимаем их как одно слово.
на
чеку
от «чекать»,
т.е. ждать, сторожить
на страже
Слайд 18
Свиток
истории
Откуда взялись наречия?
Как образовались наречия?
громко
во-первых
мимоходом
издалека
туда
громкий
+ о
первый
+ ых
во+
ходить
+ ом
мимо+
далекий
из+
+ а
ни от чего!
Слайд 19
Выводы.
I.Наречия образуются от разных частей речи
II. Наречия могут быть образованы разными способами:
приставочным: давно недавно;
суффиксальным: три трижды;
приставочно-суффиксальным: старый по-старому;
сложением слов: еле-еле;
сложением слов с присоединением или : перво – наперво;
в результате перехода из других частей речи: на встречу навстречу
Слайд 20
165. Определите способ образования наречий. Выпишите наречия в таблицу:
образованы с помощью приставок образованы с помощью суффиксов путём присоединения приставки и суффикса
Задумчиво (задумчивый), неуверенно (уверенно), зачарованно
(зачарованный), по-детски (детский), по-взрослому (взрослый),
жизнерадостно (жизнерадостный), безмолвно (безмолвный),
невесело (весело), грустно (грустный), мечтательно (мечтательный), по-зимнему (зимний), когда-то (когда), печально (печальный), молчаливо (молчаливый), вдвоём (двое), по-твоему (твой), назавтра (завтра), во-первых (первый), влево (левый).
Слайд 21
166. От данных числительных образуйте наречия по образцу и запишите их в составе словосочетаний глаг. + нареч.
Двое – вдвоём; трое, четверо, пятеро, шестеро, семеро.
Двое – вдвое; трое, четверо, пятеро, шестеро.
Двое – надвое; трое.
Х
Слайд 22
III. Часто существительное с предлогом становится наречием. Тогда предлог становится приставкой, а окончание – суффиксом: внизу, т.е. происходит слияние предлога с существительным.
Иногда это слияние бывает неполным. По значению такое слово является наречием, а пишется как существительное: в обмен, на цыпочках, до завтра.
Наречие нужно отличать от похожего на него существительного с предлогом. Имя существительное имеет или может иметь при себе пояснительное слово. Наречие пояснительного слова не имеет. Например, в (самом) низу – ждать внизу.
Выводы.
Слайд 23
Сделайте словообразовательный разбор выделенных наречий.
Мы живем недалеко,
Нас найти совсем легко.
Сперва направо вы пойдете,
Потом налево повернете,
И прямо тут же, за углом,
Семиэтажный будет дом.
Такой большой красивый дом,
Но только мы живем не в нем.
Игорь Иртеньев «Точный адрес».
Слайд 24
168. Выполните словообразовательный разбор наречий. Какие из них в настоящее время стали непроизводными?
Извне, издалека, издревле, изначала, искони, исподтишка, испокон, исполу, исстари.
2. Как вы понимаете значения наречий?
3. Найдите среди наречий синонимичные, определите, чем они
отличаются друг от друга, придумайте с некоторыми из них
предложения.
Слайд 25
169. Замените словосочетания одним словом – наречием, проведите их словообразовательный разбор.
Каждый день; перебивая друг друга; пересекая кому-нибудь путь; (стоять) вытянув руки по швам; без принуждения; с большим количеством грамматических ошибок; не часто, время от времени; из-под насупленных бровей.
Слайд 26
170. Образуйте от данных прилагательных наречия с помощью суффикса – о - , разберите их по составу.
Поз(?)ний, пр..восходный, бе..полезный, бе..покойный, скорый, хороший, ужас(?)ый, бе(с,сс)порный, опас(?)ный, пр..крас(?)ный, чес(?)ный, давний, горес(?)ный, радос(?)ный, п..чальный, грус(?)ный, в..сёлый, бе..мерный, бе..заветный, бе..защитный, пр..лес(?)ный , пр…имущественный.
2. Составьте 5 – 7 словосочетаний, укажите главное слово.
Слайд 27
Знаете ли вы, что…
Наречие сегодня образовалось от местоимения сего (сей – «этот») и имени существительного дня ( Р.п. от слова день). Сегодня – значит «этого дня».
Наречие завтра образовалось в результате сращения за утра, буквально «время, следующее за будущим утром». Затем звук [ у ] превратился в [в]. Получилось завтра.
(По Л. Григорян).
Слайд 28
172. С каждым из данных ниже слов составьте по два предложения, в одном из которых это слово будет именем существительным в Т.п., а в другом – наречием. Выделите в них морфемы. Подчеркните члены предложения.
О б р а з е ц: С каждым днём чувствовалось приближение весны. – Встретимся днём.
Вечер, верх, весна, миг, зима, утро, чудо, ночь.
- - - - -
Слайд 29
173. Рассмотрите репродукцию картины Александра Александровича Дейнеки «Девочка у окна. Зима». Как бы вы назвали эту картину? Какие чувства она у вас вызывает?
2. Опишите девочку. О чём, по вашему мнению, она думает? На картине не видно её лица, выражения глаз. Предположите, как она смотрит: весело, грустно. Найдите среди наречия упр. 165 те, которые помогут передать внутреннее состояние девочки, её настроение.
3. Опишите вид за окном на картине.
4. Определите способ образования наречий, которые вы употребили в своём описании.
1931 Девочка у окна. Зима.
Слайд 30
174. Выразительно прочитайте стихотворение и определите его основную мысль.
Мечта.
Не так легко
Поймать мечту –
Мечта взмывает
В высоту,
Как только руку протяну.
Летит, цепляясь за луну,
За звёзды
И вершины гор…
Зовёт из дома
На простор.
Я день за днём
Всегда в пути.
Мечта моя –
Всё впереди.
Стремится в даль,
Меня зовёт,
Остановиться не даёт.
2. Можно ли использовать
в качестве иллюстрации
к этому тексту картину
А.Дейнеки
Слайд 31
Домашнее задание.
§22, с. 130 – 132
Упражнение 171.
Слайд 32
Рефлексия.
1. сегодня я узнал…
2. было интересно…
3. было трудно…
4. я понял, что…
5. теперь я могу…
6. я научился…
7. я смог…
8. я попробую…
9. урок дал мне для жизни…
10. мне захотелось…