Презентация - Олимпиадное движение, как форма работы с одаренными детьми и способ демонстрации качества предметного образования

На весь экран

Слайды и текст этой презентации

Слайд 1


Олимпиадное движение, как форма работы с одаренными детьми и способ демонстрации качества предметного образования

Слайд 2


Организация работы по подготовке одарённых  учащихся  к участию  в олимпиадном движении  различного уровня  остаётся  наиболее актуальной и значимой для школьного образования, так как именно олимпиады являются одним из показателей результативности творческой работы учителя и учащихся. Из года в год олимпиадные задания становятся все сложнее,  возрастает значение межпредметных  связей:  химикам и биологам нужны азы генетики и биохимии; географам и  астрономам не обойтись без знаний математики  и  физики,

Слайд 3


Многие школы ориентируются на такую модель образования, когда в центре внимания стоит выполнение учебной программы или внедрение новых методов и технологий. Но в подобной ситуации ученик является лишь объектом процесса обучения и после окончания школы в реальной жизни готов играть только роль исполнителя.

Слайд 4


Однако современное общество требует от человека, чтобы он был не просто исполнителем, а человеком, способным самостоятельно образовываться в течение всей жизни, готового к принятию решений, способного нормально «функционировать в сложном и требовательном обществе». Чем выше уровень образованности, тем выше профессиональная и социальная мобильность. Выявление, поддержка, развитие и социализация одарённых детей становятся одной из приоритетных задач современного образования.

Слайд 5


Сегодня, в современной школе,  учителю  необходимо  умение  учить детей  учиться.

Слайд 6


При организации работы с одаренным школьником возникает необходимость создания индивидуального образовательного маршрута, в частности, модели подготовки учащегося к олимпиаде. Чтобы данная работа была результативной  в разработке  ИОМ и его выполнении,  активную позицию должен занять сам ученик. При этом учитель-предметник совместно с педагогом- психологом должны  всесторонне изучить все сильные и слабые стороны одарённого ребёнка, как в его психологическом портрете, так и в его багаже знаний.

Слайд 7


20 советов учителю, как развивать творческие способности у одаренных детей Подхватывай мысли учащихся и оценивай их тут же, подчеркивая их оригинальность, важность и т.п. Усиливай впечатлительность детей на новое в его области интересов (животные, техника, искусство). Поощряй оперировать предметами, материалом, идеями. Ребенок пытается практически решать исследовательские задачи. Учи детей систематической оценке каждой мысли. Никогда не отрицай, не отбрасывай ее. Вырабатывай у учащихся терпимое отношение к новым понятиям, мыслям. Не настаивай на запоминании схем, формул, одностороннего решения, где используется много способов. Культивируй творческую атмосферу - учащийся должен знать, что творческое предложения мысли, класс встречает с признанием, принимает их, использует. Учи детей ценить свои и чужие мысли. Очень ценно фиксировать их в блокнот, тетрадь, например на экскурсиях.

Слайд 8


Часто ровесники относятся к способным детям агрессивно, насмешливо. Это необходимо предупредить и лучшим способом является объяснением способному, что это обычно и развивать у него терпимость и уверенность. Подбрасывай интересы, факты, случаи, технические и научные идеи. Рассеивай страх у талантливых детей, вызываемых, произведениями искусства. Главный способ - рассказывай об истории творческой лаборатории художника, ученого и др. Стимулируй и поддерживай инициативу учащихся, самостоятельности. Подбрасывай проекты, которые могут увлечь. Привязывай талантливых к какой-либо действительной проблеме, чтобы они носились с ней. Создавай проблемные ситуации, требующие альтернатив, прогнозирование, воображения. Создавай поочередно периоды творческой активности в школах. Многие гениальные идеи приходят в такие фазы. Помогай овладевать тех. средствами для записи и т.к. Развивай критическое отношение. Попробуй доводить начинание до логического завершения. Помогай уч-ся захватывать смежные, пограничные отдаленные области устойчивому интересу. Воздействуй собственным примером

Слайд 9


Олимпиада - одна из общепризнанных форм работы с одарёнными детьми. Участие в олимпиадном движении играет большую роль в формировании личности ребенка, воспитывая ответственность за начатое дело, целеустремлённость, трудолюбие.

Слайд 10


Предметные олимпиады не только поддерживают и развивают интерес к предмету, но и стимулируют активность, самостоятельность учащихся при подготовке вопросов по темам, в работе с дополнительной литературой; они помогают школьникам формировать свой творческий мир. С помощью олимпиады ученики могут проверить знания, умения, навыки по предмету не только у себя, но и сравнить свой уровень с другими.

Слайд 11


Современное образовательное пространство сети Интернет предоставляет возможность организовать работу по развитию творческих и интеллектуальных способностей детей посредством участия в дистанционных олимпиадах, конкурсах и викторинах по разным предметам.

Слайд 12


Дистанционная олимпиада – эффективный способ выявления и развития потенциала одаренных детей. Данный вид деятельности помогает проявить себя детям застенчивым, робким, неуверенным в себе, медлительным, несобранным, которым трудно заставить себя сидеть в классе

Слайд 13


Преимуществами дистанционных форм являются: возможность участия независимо от места проживания, проведение в удобное для ребёнка время, возможность совмещения с учебным процессом, отсутствие ограничений количества участников.

Слайд 14


Олимпиада позволяет ее участникам значительно расширить свой кругозор, применить собственные знания, эрудицию и логическое мышление в нестандартной ситуации.

Слайд 15


Среди дистанционных олимпиад и конкурсов можно выделить те, в которых на выполнение заданий отводится более длительное время (2-3 дня). Такой вид работы стимулирует совместную деятельность родителей с учащимися, тем самым способствует формированию позитивного отношения к учебному процессу.

Слайд 16


В Интернет пространстве представлены материалы дистанционных конкурсов, олимпиад и викторин по различным предметным областям (математика, языкознание, литература, окружающий мир, информационные технологии, ОБЖ), а также межпредметные конкурсы. Это позволяет учащимся и учителю выбрать наиболее интересную для себя предметную область, а также даёт возможность ребёнку попробовать себя в других областях знаний.

Слайд 17


Олимпиада один из самых лучших путей выявления познавательного интереса учеников к географии. Школьные олимпиады по географии – это массовый вид соревнований учащихся, цель проведения которых – вовлечение большего числа учеников во внеклассную работу по данному предмету, повышение их интереса к географическим знаниям, развитие самостоятельности, совершенствование общеучебных и специфических для географии умений учащихся. Такие цели актуальны всегда.

Слайд 18


Наряду с развитием познавательного интереса олимпиады позволяют более правильно решать вопрос о выборе учениками географии как дисциплины для более глубокого изучения, что поможет им в дальнейшем определить свою будущую профессию. Следовательно, географические олимпиады служат решению задач профориентационной работы с учащимися. Такая форма проведения внеклассной работы, благодаря массовому участию в ней школьников, помогает изучить постановку географического образования на местах.

Слайд 19


Основными целями и задачами Олимпиады являются выявление и развитие у обучающихся творческих способностей и интереса к научно-исследовательской деятельности, создание необходимых условий для поддержки одаренных детей, пропаганда научных знаний.

Слайд 20


Система олимпиад, в том числе и географических, служит многим целям и, в главную очередь, популяризации наук и выявлению талантливых школьников. Кроме того целями Олимпиады являются: • стимулирование интереса учащихся к географии; • выявление учащихся, интересующихся географией; • оценка знаний, умений и навыков, полученных учащимися в школьном курсе географии; • активизация творческих способностей учащихся; • популяризация географии как науки и школьного предмета.

Слайд 21


Следует отметить, что олимпиады по географии должны подводить итоги всей внеклассной работы по предмету, поэтому проведению их предшествует этап подготовки, что ведет к более четкой организации учебно-воспитательного процесса, к повышению уровня знаний учащихся по данному предмету, к более целенаправленному развитию интереса к географии и познавательной самостоятельности школьников.

Слайд 22


Для подготовки к олимпиадам необходимо выпускать стенные газеты с занимательным материалом, публиковать специальные тренировочные вопросы и упражнения, проводить викторины, игры по предмету, со старшеклассниками – географические конференции, приглашать в школу ученых-географов,

Слайд 23


Важным моментом в подготовке олимпиад является составление вопросов и заданий. Основным положением при составлении вопросов является связь с программным материалом по географии. Для выполнения олимпиадных заданий учащиеся используют только те теоретические положения, практические умения, которые определены программой по географии, что позволяет избежать перегрузки школьников. Исходя из специфики предмета, обязательным условием является включение вопросов краеведческого природоохранного характера.

Слайд 24


При организации олимпиад следует учитывать, что задания для них должны быть интересными, содержательными, оригинальными, «нестандартными», заставлять отвечающих применять свои знания в новых условиях, требовать не простого воспроизведения, а глубоких размышлений. Все вопросы для олимпиад должны быть построены таким образом, чтобы принцип научности сочетался с принципом занимательности. Кроме того, должны быть вопросы как на проверку фактов, знание теорий, так и на проверку практических умений школьников.

Слайд 25


В итоге, можно сказать, что основная цель проведения школьных олимпиад по географии – сформировать у школьников умение получать географическую информацию из различных источников, последующий анализ географической информации, умение отвечать на географические вопросы и, наконец, представление географической информации. Ну и помимо этого повысить у школьников интерес к географии как к науке и как к школьному предмету.