Слайды и текст этой онлайн презентации
Слайд 2
« Урок – это зеркало общей и
педагогической культуры учителя,
мерило его интеллектуального богатства,
показатель его кругозора, эрудиции»
Сухомлинский В.А.
Слайд 3
« Наберись смелости
и сделай попытку!»
Слайд 6
формирование универсальных учебных действий, обеспечивающих школьникам умение учиться, способность к самореализации, саморазвитию и самосовершенствованию".
(из ФГОС)
Одна из важнейших задач системы образования
Слайд 7
Универсальные учебные действия (УУД) подразделяются на 4 группы: регулятивные, личностные, коммуникативные и познавательные
Слайд 8
Требования к современному уроку географии в условиях введения ФГОС
Слайд 9
Повысить мотивацию учителей к осознанию основных критериев современного урока в свете внедрения ФГОС второго поколения.
Цель семинара
Слайд 10
Структура учебного занятия- это логическое взаиморасположение и связь его элементов, обеспечивающая целостность урока.
Слайд 11
Набор этапов учебного занятия, образующих его структуру
1.Организационный этап
2.Этап проверки домашнего задания
3.Этап подготовки учащихся к активному и сознательному восприятию нового материала
4.Этап изучения новых знаний и способов деятельности
5.Этап первичной проверки понимания изученного
6.Этап закрепления изученного
7.Этап применения изученного
8.Этап обобщения и систематизации
9.Этап контроля и самоконтроля
10.Этап коррекции
11.Этап информации о домашнем задании
12.Этап подведения итогов занятия
13.Этап рефлексии
Слайд 12
По основной дидак
тической цели:
-урок ознакомление с новым материалом
-урок закрепления изученного
-урок применения знаний и умений
-урок обобщения и систематизации знаний
-урок проверки и коррекции знаний и умений
-комбинированный урок
По основному способу их проведения:
-урок беседа
Урок лекция
Урок экскурсия
Киноуроки
Самостоятельная работа учащихся
Лабораторные и практические работы
Сочетание различных форм занятий
Типология уроков
Слайд 13
Традиции
Новации
Высокий научный уровень содержания предмета, преобладание знаниевой парадигмы, соответствующей ведущей дидактической функции нашего предмета.
География была отнесена к циклу естественнонаучных дисциплин.
Место географии в учебном плане средней школы с 6 по 10 класс (при 2-х часах в неделю, кроме 7 кл., на географию отводилось 3 ч) – 374 ч.
Переход от знаниевой парадигмы (ЗУН) к системно-деятельностной, перенос центра тяжести на формирование УУД (универсальных ученых действий).
География отнесена к циклу гуманитарных дисциплин.
Место географии в основной школе – с 5 по 9 класс, общий объем часов – 272, но в 5 и 6 классах география изучается 1 час в неделю. В старшей школе география относится к числу предметов по выбору.
Традиции и новации школьной географии
Слайд 14
Традиции
Наличие одной-двух линий параллельных учебников.
Большая роль краеведческого принципа, реализация его в природной среде, в работе на местности.
Большое внимание педагогике сотрудничества «учитель ученик», коммуникативному, личностному общению.
Проверка ЗУН устно и письменно, большой объем работы с картами, в том числе и контурными; внимание к развитию мышления, речи, умениям объяснять причинно-следственные связи между компонентами и явлениями.
Большое число (от 10 и более) параллельных учебников.
Преобладание работы в электронной среде, замена реальной территории виртуальным пространством.
Перенос центра тяжести в общении в виртуальную среду: электронный журнал, дистанционное изучение отдельных вопросов и т.д.
Преобладание тестового контроля на разных этапах, в том числе и на итоговом – ГИА и ЕГЭ.
Новации
Традиции и новации школьной географии
Слайд 15
Традиционное обучение
Компетентностное обучение
Изучение «основ наук» является главной и самодостаточной целью учебного процесса
Учитель ставит вопросы «Что?» и «Почему?» и отвечает на них вместе с учениками
Методы и формы обучения подчинены учебному (предметному) содержанию
Изучение «основ наук» является средством развития готовности решать жизненные проблемы
Учитель ставит вопросы «Зачем?» и «Как?» и отвечает на них вместе с учениками
Методы и формы обучения используются как самостоятельные средства достижения определенных педагогических целей
Сопоставление традиционного и компетентностного обучения
Слайд 16
Традиционное обучение
Компетентностное обучение
Применение знаний и умений ограничивается учебными ситуациями
Основной результат обучения: ЗУН, моральные ценности
Жизненный опыт формируется не систематически, за пределами учебного процесса
Накапливается и осмысливается опыт решения учебных задач
Применение знаний и умений проводится в жизненных (или приближенных к жизненным) ситуациях
Основной результат обучения: осмысленный опыт деятельности
Формирование жизненного опыта вводится в рамки учебного процесса как значимый элемент
Накапливается и осмысливается опыт решения жизненных задач
Сопоставление традиционного и компетентностного обучения
Слайд 17
Традиционное обучение
Компетентностное обучение
Оценивается накопленный багаж дидактических единиц
Школа уводит человека от решения жизненных проблем в область, близкую к «чистой науке»
Школа учит человека полагаться на свою память
Оценивается способность применить накопленный багаж в различных ситуациях
Школа готовит человека к решению жизненных проблем
Школа готовит человека полагаться на свою самостоятельность
Сопоставление традиционного и компетентностного обучения
Слайд 18
Личностные
Метапредметные
Развитие личностно-смыслового отношения к учебному предмету; развитие ценностных отношений учащихся к окружающей действительности:
Помочь осознать … (содействовать осознанию …)
социальную, практическую и личностную значимость учебного материала;
ценность совместной деятельности.
Развитие интеллектуальной культуры
Развитие исследовательской культуры
Развитие культуры самоуправления учебной деятельностью
Развитие информационной культуры
Развитие коммуникативной культуры
Развитие рефлексивной культуры
Цели современного учебного занятия
Слайд 19
Это новый вид методической продукции, обеспечивающей эффективное и качественное преподавание учебных курсов в школе и достижения планируемых результатов освоения основных образовательных программ в соответствии с ФГОС второго поколения.
Технологическая карта урока
Слайд 20
название темы с указанием часов, отведенных на ее изучение;
планируемые результаты (предметные, личностные, метапредметные);
межпредметные связи и особенности организации пространства (формы работы и ресурсы);
этапы изучения темы (на каждом этапе работы определяется цель и прогнозируемый результат, даются практические задания на отработку материала и диагностические задания на проверку его понимания и усвоения);
контрольное задание на проверку достижения планируемых результатов
Структура технологической карты
Слайд 21
Технологическая карта позволит учителю:
реализовать планируемые результаты ФГОС второго поколения;
системно формировать у учащихся универсальные учебные действия;
проектировать свою деятельность на четверть, полугодие, год посредством перехода от поурочного планирования к проектированию темы;
на практике реализовать межпредметные связи;
выполнять диагностику достижения планируемых результатов учащимися на каждом этапе освоения темы.
Технологическая карта позволит учителю
Слайд 22
Это урок-познание, открытие, деятельность, противоречие, развитие, рост, ступенька к знанию, самопознание, самореализация, мотивация., интерес, профессионализм, выбор, инициативность, уверенность.
Так что же такое современный урок?
Слайд 23
Успех, обеспечивающийся эффектным началом?
Подведение итогов?
Обсуждение достигнутого?
Опрос?
Что главное в уроке?
Слайд 24
Урок должен быть
одушевленным
личностью учителя!
Слайд 26
Учить детей сегодня трудно,
И раньше было нелегко.
Читать, считать, писать учили:
«Даёт корова молоко».
Век XXI – век открытий,
Век инноваций, новизны,
Но от учителя зависит,
Какими дети быть должны.
Желаем вам, чтоб дети в вашем классе
Светились от улыбок и любви,
Здоровья вам и творческих успехов
В век инноваций, новизны!
Слайд 27
Спасибо за внимание