Слайды и текст этой онлайн презентации
Слайд 1
Урок русского языка в 9 классе по теме: «Сложносочиненные предложения» с применением компьютерных технологий (программа М.Т.Баранова, Т.А.Ладыженской, Н.М.Шанского, учебник «Русский язык 9 класс» М.Т.Баранова, Л.А.Тростенцовой)
Цели урока:
Расширить и закрепить знания учеников о сложносочиненном предложении;
Совершенствовать навыки постановки знаков препинания в ССП;
Закрепить полученные знания
Оборудование:
Компьютер
Видеопроектор
Экран на штативе
ПК для каждого ученика
Диск с программой по русскому языку «Фраза»
Учитель русского языка и литературы
Клочкова Ирина Васильевна
Слайд 2
Сложносочиненные предложения
Сложносочиненное предложение – это сложное предложение в котором два и более простых предложений связаны сочинительными союзами и интонацией.
Сестра получила письмо, оно было написано по – английски.
Небо над головой было очень светлое, а к горизонту оно густело.
Слайд 3
Начертите таблицу «Группы сочинительных союзов» и заполните каждую графу примерами.
Сочинительные союзы Примеры
Соединительные
Разделительные
Противительные
Слайд 4
Разновидности смысловых отношений между частями сложносочиненного предложения
Слайд 5
Сложносочиненные предложения с соединительными союзами
Соединительные союзы:
и
да (=и)
ни…ни
тоже
также
В этих сложносочиненных предложениях выражается:
А) одновременность
Б) последовательность
В) причина
В углу за печкой трещал сверчок, да издали доносился своеобразный весенний голос домового сычика. (да(=и))
Ни солнца мне не виден свет, ни для корней моих простоту нет. (ни…ни)
Слайд 6
Сложносочиненные предложения с разделительными союзами
Разделительные союзы:
то…то
или (иль)
либо…либо
не то…не то
то ли…то ли
В этих сложносочиненных предложениях выражаются отношения:
А) чередование
Б) взаимоисключения
То падал как будто туман, то вдруг припускал косой дождь. (то…то)
Либо я все устрою по – прежнему, либо я его на дуэль вызову. (либо…либо)
Слайд 7
Сложносочиненные предложения с противительными союзами
Противительные союзы:
а
не только… но и
но
да (=но)
однако
зато
В сложносочиненных предложениях одно явление сопоставляет с другим или противопоставляется другому
Не только дети любят компьютерные игры, но и взрослые часто увлекаются ими. (не только…но и)
Песня над домом смолкла, зато над прудом соловей заводил свою. (зато)
Слайд 8
Запишите, обозначая грамматические основы и указывая, каким сочинительным союзом простые предложения соединяются в сложные. Определите, каковы смысловые отношения частей.
1. На табор кочевой нисходит сонное молчанье, и слышно в тишине степной лишь лай собак да коней ржанье. (А.Пушкин) 2. Местами на бескрайнем болоте зеленели небольшие кустики, да белели уродливые стволы карельских берёз. (Н.Гарин-Михайловский) 3. Я проснулся, да лень одолела. (И.Тургенев) 4. Был уже весенний месяц март, однако деревья по ночам трещали от холода, как в декабре. (А.Чехов) 5. Паду ли я, стрелой пронзённый, иль мимо пролетит она. (А.Пушкин) 6. Ветер всё свистел, а барометр падал. (К.Станюкевич) 7. Мать посмотрела в окно, девочка тоже взглянула на улицу. (М.Горький) 8. Небо над головой было очень светлое, а к горизонту оно густело, и цвет его напоминал свинец. (К.Паустовский
Слайд 9
Разделительные знаки препинания между частями сложносочиненного предложения
Части сложносочиненного предложения разделяются запятой.
Например:
Весь день в лесу был золотой, а вечером заря горела в полнеба.
Слайд 10
Между частями сложносочиненного предложения иногда ставится тире перед союзом и, если в предложении содержится резкое противопоставление или указывается на быструю смену событий.
Например:
Вот север, тучи нагоняя,
Дохнул, завыл – и вот сама
Идет волшебница зима.
Слайд 11
В сложносочиненном предложении запятая не ставится:
Если его части объединены общим второстепенным членом или общим придаточным предложением.
Например:
Звезды уже начали бледнеть и небо серело, когда коляска подъехала к крыльцу домика на Васильевском.
2. Если все его части являются вопросительными, побудительными, восклицательными предложениями.
Например:
Это кто такие и что им надобно?
Слайд 12
Контрольные задания:
Открываем программу «Фраза», тема «Сложносочиненные предложения», варианты выбираем разные и получаем оценку за работу (оценку выставляет компьютер)
(работа за ПК)
Урок окончен.