Слайды и текст этой онлайн презентации
Слайд 1
I Орфографическая пятиминутка
. Спишите, раскрывая скобки.
(Не)увидел (ни)чего; (не)хотел (ни)(во)(что) верить; (ни)кто (не)мечтал; (ни)когда (ни)(к)(кому) (не) обращался; это (не) что иное, как лес; (ни)что иное ей (не) нужно; (ни)где (не) смог побывать; (ни)кого (не)боюсь; (не) с кем поговорить; (не)где встретиться; (не)кем заменить; (ни)кем
(не) заменить; (не)зачем спорить.
Определите виды орфограмм, встретившиеся в этом задании.
Слайд 2
Синтаксическая пятиминутка
В наших лесах водятся разные звери: лоси, медведи, волки, лисы.
В чём особенность этого предложения?
Сформулируйте тему нашего урока.
Слайд 3
Обобщающие слова
при однородных
членах
Слайд 4
Определите, с каким из трёх значений слова “обобщить” связан термин “обобщающие слова при однородных членах”. Выделите это значение, а в нём самом – главное, ключевое слово:
ОБОБЩИТЬ (несов. обобщать) –
Соединить вместе, объединить вместе, объединить в нечто общее.
Придать общее значение чему-либо частному, единичному.
Вскрыть общее в отдельных явлениях, вещах; сделать выводы из наблюдений отдельных фактов, выразив их в форме общего положения.
Слайд 5
Прочитай те текст. Спишите. Сколько в нём однородных членов? Подчеркните их как члены предложения.
Если мне подарят лодку, Ялик, Гичку, Самоходку Или хоть байдарку, Как я буду рад подарку! Я согласен и на джонку, Катер, Яхту, Плоскодонку, На каяк, Каноэ, Батик, В крайнем случае, на плотик…
Б.Заходер
Слайд 6
Задание: назовите одним словом.
животные
Слайд 7
Задание: назовите одним словом.
птицы
Слайд 8
Назовите предметы словосочетанием
Школьные принадлежности
Слайд 10
ЗАПОМНИТЕ!
Обобщающими называются слова, которые объединяют однородные члены предложения в одну смысловую группу. Они являются теми же членами предложения, что и однородные члены.
В роли обобщающих слов часто выступают местоимения и местоименные наречия: все, всё, никто, ничто, везде, всюду, нигде, никогда.
Нигде : ни в школе, ни дома, ни на бульваре - я друга не нашёл.
Слайд 11
Анализ предложений и схем.
Весной оживает всё: леса, поля, луга. [:,,].
Леса, поля, луга – всё оживает весной.
[,, - ].
Весной всё: леса, поля, луга – оживает.
Задание № 1
( Объясните постановку знаков препинания в данных предложениях)
Слайд 12
Вставьте в предложения однородные члены, расставляя знаки препинания.
1 Туман накрыл всё... ( поле, луг, озеро)
Задание № 2
2 Можно было различить малейший звук... ( лай собак, голоса на мельнице, шум листвы )
3 ( Розы, хризантемы, георгины) …много цветов росло в нашем палисаднике.
Слайд 13
Вставьте в предложения обобщающие слова, расставляя знаки препинания.
Задание № 3
1 И двор и дом и цветущий сад ...( всё ) было залито лучами золотого солнца.
2 ( Ничто )… ни горы, ни ущелья, ни быстрые реки... не могло помешать нашему путешествию.
Слайд 14
Раскройте содержание обобщающих слов, подобрав к ним однородные члены. Расставьте знаки препинания и составьте схемы предложений.
1 Осенью деревья … одеваются в разноцветный
наряд.
2 Каждая мелочь… напоминала о далёком детстве.
Задание № 4
Какое слово в этом предложении является обобщающим?
Какое слово в этом предложении является обобщающим?
Слайд 15
Запишите предложения, проанализируйте их, составив схемы.
Широкие поля бескрайние леса несущие людям радость и здоровье наше национальное богатство.
Наше национальное богатство леса земля залежи полезных ископаемых охраняется законом.
Задание № 5.
Широкие поля, бескрайние леса, несущие людям радость и здоровье,- наше национальное богатство.
Наше национальное богатство: леса, земля, залежи полезных ископаемых- охраняется законом.
Проверьте себя
А у вас так написано?
Слайд 16
IV Подведём итоги урока:
Что изучали сегодня на уроке?
Что называется обобщающим словом?
Слайд 17
V Домашнее задание:
Упр. № 266 (учебник)
Или
Упр.135,136 (тетрадь)