Слайды и текст этой онлайн презентации
Слайд 1
Семинар-практикум для педагогов
Приемы конструктивного
и неконструктивного общения
Слайд 2
Тест «Геометрические фигуры»
Слайд 3
« Высокая техника педагогического общения – не только один из компонентов, но и ведущая составляющая педагогического мастерства»
Скаткин М.И.
Слайд 4
Упражнение «Презентация»
Слайд 5
Неконструктивные способы общения
Сравнение. « Ты такая же как твоя подруга, делаешь те же самые ошибки» Результат: у человека возникает обида и снижается чувство собственной значимости.
Пренебрежение. «Мне бы твои проблемы…». Результат: снижение значимости проблемы и связанных с ней переживаний.
Приказ. «Немедленно успокойся». Запрет на переживания.
Невключённое слушание. Слушающий задаёт какие-либо формальные вопросы, не затрагивающие сущности проблемы. Результат: человек чувствует, что его не слушают и он не интересен.
Собственная интерпретация. «На самом деле ты говоришь об …». Слушающий придаёт ситуации другой смысл и интерпретирует её по-своему. Результат: в связи с непониманием либо гнев, либо человек замкнётся.
Критика. «Ты не прав, как всегда…», «Ну ты как обычно…».
Предвидение. «Я же тебе говорила…», «Я тебя предупреждала…».
Поторапливание. «Короче говоря…», «Да понял я всё уже…»
Слайд 7
Техники эффективной коммуникации
1) Постарайтесь подчеркнуть, что вы относитесь к собеседнику с уважением.
Постарайтесь чтобы ваше лицо не было равнодушным, упрямым, сердитым, все люди предпочитают чтобы собеседник смотрел им в глаза. Если переминаетесь с ноги на ногу, смотрите на часы, на дверь, но ни как не в лицо собеседнику.
Люди интуитивным образом чувствуют неискренность даже когда им по полной программе демонстрируют внешнее уважение.
Слайд 8
2). Постарайтесь подчеркнуть, что у вас с собеседником есть что-то общее – это сделает ваши отношения более доверительными.
Например такими фразами: «Меня это тоже интересует». «Да мы оба рассеяны» и т.д.
Слайд 9
3)Проявляйте интерес к проблемам собеседника.
Кивать головой, выражать свое отношение вслух, сочувствовать, задавайте вопросы и т.д.
4) Дайте собеседнику возможность выговорится.
Если собеседник чем-то расстроен, потрясен, восхищен – дайте ему успокоиться и «остыть».
Возможность выговориться часто способствует снижению напряжения.
Слайд 10
5). Используйте техники «вербализации эмоционального состояния».
Вербализация т.е. проговаривание вслух то, что чувствуете вы, и то, что чувствует ваш собеседник.
Например такими фразами: «Мне очень приятно, что мы нашли общий язык», «Я рада, что нам удалось договориться».
6). Постарайтесь занять позицию «на равных» с собеседником.
Не используйте такие фразы как: «Я умнее», «Я старше», «Я в этом лучше разбираюсь».
Слайд 11
7). Используйте техники слушания.
Конструктивному общению очень мешает неумение слушать собеседника (не перебивайте, не отвлекайтесь, не комментируйте и т.д.).
Применяя в общении с подростками и их родителями, коллегами по работе все эти техники вы освоите конструктивное общение, которое улучшает отношения между людьми т.к. предполагает, что вы:
расцениваете их как равных и не собираетесь подчинять своей воле;
уважайте их право на личное мнение и не собираетесь всеми правдами и неправдами убеждать встать на вашу точку зрения;
уважайте принятые ими решения;
уважайте их ценности и их опыт.
Слайд 12
Рефлексивное (активное) слушание
Дословное повторение
Перефразирование
Резюмирование
Слайд 13
Поддержка разного вида
Указание на сильные стороны личности
Разрешение на ошибку
Признание объективной сложности ситуации
«Я такой же, как и ты»
Указание на положительные стороны ситуации
Предложение помощи